Пятница, 26.04.2024, 03:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Черчение

Геометрия окружающего мира
Тема урока: Геометрия окружающего мира.
Цель урока: изучить особенности геометрических тел и их использование в объектах окружающего мира.
Задачи урока:
1. формировать знания о простейших геометрических телах;
2. развивать аналитические и исследовательские способности;
3. воспитывать визуальную культуру.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Методическое обеспечение:
  • Презентация «Геометрия окружающего мира».
  • Геометрические фигуры: треугольник, круг, прямоугольник, трапеция, квадрат;
  • Геометрические тела: призмы, конус, цилиндр, шар, пирамида.
  • Раздаточный материал «Геометрические тела: определения», «Алгоритм составления загадок».

    Литература:
  • Фопель К. Энергия пауза. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер.с нем. - 4-е издание. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.
  • Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская; Под редакцией В.В. Степаковой. - М.: Просвещение, 201. - 206с.
    Интернет-ресурсы:
  • Пешка http://www.turnbacktogod.com/wp-content/uploads/2008/10/white-pawn.jpg
  • Ферзь http://steveninchina.files.wordpress.com/2010/09/348px-chess_piece_-_white_king.jpg
  • Шахматная фигура в ювелирном исполнении http://readmas.ru/sports/chess/roskosh-dlya-intellektualov-5-samyx-dor.html
  • Priz-Tura http://www.suvenirka-ural.ru/assets/images/katalog_produkcii/Shahmaty/20-003-Shahmaty-Prizy/arles_gallery/images/Priz-Tura.jpg
  • Венецианские шахматы из алебастра http://shashkinn.ru/shaxmaty/starye-figury/
  • Церковь Покрова на Нерли http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/95/Bogolubovo_Pokrova_11_10_2003.jpg
  • Мавзолей Теодориха http://fr.academic.ru/pictures/frwiki/84/Teodorico_Mausoleum_-_Ravenna%2C_Italy.JPG
  • Тадж-Махал http://latestcarsopics.files.wordpress.com/2011/07/beauty-of-taj-mahal-agra.jpg
  • Здание из усеченных цилиндров http://www.liveinternet.ru/users/jokerjoe/post105231746/
  • Здание из спичек http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/67/934/67934105_01_match.jpg
  • Энциклопедия "Википедия" http://ru.wikipedia.org
    Технические средства: компьютер, экран, проектор

    Ход урока

    I. Организационный момент:
    1. Приветствие.
    2. Проверка готовность к уроку

    II. Мотивация учащихся к восприятию нового материала.
    Мы с Вами живем в мире, который наполнен множеством объектов живой и неживой природы.
    Вопрос для учащихся: Если бы Вам предложили исследовать этот мир, то с какой точки зрения Вы бы это сделали?
    Возможные варианты ответов:
  • с точки зрения материалов, из которых они сделаны.
  • с точки зрения назначения и функций, которые они выполняют;
  • с точки зрения эстетики и другое.
    Мы с Вами сегодня будем исследовать объекты окружающего мира с точки зрения формы, которой они обладают.
    Вопрос для учащихся: Назовите геометрические фигуры, которые Вы чаще всего используете для описания формы того или иного предмета?
    Возможные варианты ответов: треугольник, квадрат, круг, трапеция, шестиугольник (по мере называния фигур, фиксировать их на доске с помощью магнитов).
    Вопрос для учащихся: Что характерно для всех геометрических фигур?
    Возможные варианты ответов: они плоские.
    Вопрос для учащихся: как Вы думаете, что будет отличать геометрическую фигуру от геометрического тела?
    Возможные варианты ответов: Геометрические тела объемны.
    III. Изучение нового материала.
    Следовательно, если каждой фигуре, представленной на доске, придать объем, то получится какое-то геометрическое тело. Слово «какое-то» не случайно, так как за каждой фигурой может скрываться несколько геометрических тел. Для того, что бы, мы смогли назвать их, нам необходимо знать характерные особенности простейших геометрических тел.
    Задание: У Вас на столах лежат листы (Приложение № 1), на которых даны определения геометрических тел. Вам необходимо в течение пяти минут изучить предложенный текст, затем составите схему, в которой зафиксируете классификацию геометрических тел (рисунок 1).
    рисунок 1




    Методические рекомендации для учителя:
    Возможен второй вариант составления схемы: когда обучающимся предлагается изучить текст о геометрических телах (Приложение № 1), а схему составить учителю и детям вместе, при этом задавать дополнительные вопросы обучающимся.
    Вопросы для учащихся при составлении схемы:
    1. Подумайте, посмотрите вокруг себя и назовите предметы, имеющие призматическую форму
    2. Подумайте, посмотрите вокруг себя и назовите предметы, имеющие пирамидальную форму
    3. Продемонстрируйте способ получения цилиндра, конуса, шара.
    4. Подумайте, посмотрите вокруг себя и назовите предметы, имеющие цилиндрическую, коническую и шарообразную форму.
    5. Приведите примеры из мира живой природы, которые имеют ярко выраженную призматическую, пирамидальную, цилиндрическую, коническую и шарообразную форму.
    (шар – рыбная икра; цилиндр – сосуды, шестигранная призма – соты пчел, конус – руки и ноги человека, пирамида – природные кристалла).
    6. Какие ассоциации вызывают у Вас слова призма, пирамида, цилиндр, конус, шар? В каких областях Вы встречали эти слова. (приложение № 2)

    Обратимся к геометрическим фигурам, которые представлены на доске. Теперь, изучив определения геометрических тел, попытаемся определить, что спрятано за каждой из них.
  • Треугольник – призма, пирамида, конус;
  • Прямоугольник/квадрат Призма, цилиндр и т.д.
  • Трапеция – Призма, усеченная пирамида, усеченный конус;
  • Круг – цилиндр, конус, шар
  • Шестиугольник - призма и т.д.
    Продемонстрировать, каждое геометрическое тело, используя деревянные модели.

    Физкультминутка:
    1. Упражнение «Рисуем как Микеланджело».
    Написать, используя левую сторону тела (плечо, руку, бедро и другие части), слова: призма, пирамида, цилиндр, конус, шар.
    2. Упражнение «Звезды с небес». Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч. Поднимите руки высоко на головой и вытягивайте их все выше вверх. При этом представьте себе, что вы хотите схватить звезду с неба.
    IV. Закрепление изученного материала.
    Когда Вы выполняли упражнение, то какой образ звезды представляли? Очень часто человек представляет звезду как пятиконечную. Если выполнить анализ ее геометрической формы, то можно увидеть, что она состоит из четырехгранных пирамид, пять из которых своими вершинами стремятся к единому центру, а пять во внешнее пространство. При этом основания пирамид-лучей соприкасаются

    Ребята, сейчас Вы будете работать в группах, исполнить роль аналитика. Вам предстоит выполнить анализ геометрической формы представленных предметов. На каждой карточке находится три предмета, которые необходимо описать. Карточка-задание содержит три изображения: шахматную фигуру, здание, деталь. Необходимо выполнить анализ их геометрической формы по плану:
    Мысленно разделите предмет на составляющие его геометрические тела, назовите их;
    Попытайтесь определить взаимное расположение их относительно друг друга. Зафиксируйте информацию в рабочем листе (рисунок 2). На выполнение задания у Вас будет 7-10 минут. Затем вам необходимо будет представить результаты работы своим коллегам из других групп. Информацию необходимо представить кратко и полно. Участники других групп могут задавать вопросы на уточнение.

    рисунок 2




    Карточки-задания(5 вариантов)











    Ребята, Вы сейчас, выполнив анализ геометрической формы предмета, получили геометрическую информацию о предмете, которая представляет собой совокупность данных о геометрической форме предмета, положении и ориентации его в пространстве.
    Представление результатов работы (выборочно).
    Взаимооценка и самооценка: сейчас вам необходимо оценить свою работу в группах и выставить оценки по трех бальной системе, которые необходимо зафиксировать в сводной таблице (рисунок 3), :
    0 – проявлял слабую заинтересованность в работе;
    1 - активно работал (выполнил только часть работы);
    2 – активно и продуктивно участвовал в работе (выполнил свою часть работы, помогал другим)

    рисунок 3




    V. Завершающий этап.
    1. Домашнее задание. Придумать две загадки о геометрических телах, воспользовавшись алгоритмом:
    Последовательность сочинения загадок по действиям
    1) выбрать объект;
    2) придумать какие действия он выполняет;
    3) придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;
    4) вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку. Что делает? Какой объект делает так же
    2. Рефлексия:
    Наш урок завершился, спасибо за активную работу. Дать оценку работе детей.

    Приложение №1


    Справочный материал:


  • Призма - от др.-греч. πρίσμα (лат. prisma) «нечто отпиленное» – это многогранник, у которого две грани, лежащие в параллельных плоскостях, равны, а все другие грани – прямоугольники (параллелограммы). Эти две грани называют основаниями, а остальные – боковыми гранями. Ребра, не являющиеся сторонами оснований, называют боковыми ребрами призмы

  • Пирами́да - в древнегреческом πύραμίς («пирамис» и мн. ч. πύραμίδες «пирамидес») имеет несколько значений; древние греки именовали «пирамис» пшеничный пирог, который напоминал форму египетских сооружений.
    Пирамида - многогранник, основание которого — многоугольник, а остальные грани — треугольники, имеющие общую вершину. По числу углов основания различают пирамиды треугольные, четырёхугольные и т. д. Пирамиды могут быть полные и усеченные.

  • Цилиндр происходит от греческого слова , что означает “валик”, “каток” – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

  • Конус – в переводе с греческого “konos” означает «сосновая шишка» - геометрическое тело, образованное при вращении прямоугольного треугольника вокруг катета. Конусы могут быть полные и усеченные.

  • Шар – происходит от древне греческого слова «сфайра» и в переводе означает «мяч»- геометрическое тело, ограниченное поверхностью, все точки которой отстоят на равном расстоянии от центра. Шар образуется вращением полукруга около его неподвижного диаметра, который называют осью.

    Приложение №2

    Сферы упоминания/использования названий геометрических тел.

    Призма:
  • устройство для преломления световых лучей, имеющая форму геометрической призмы (оптика/физика).
  • станочное приспособление, предназначенное для крепления на металлорежущих станках деталей цилиндрической формы, а также для разметочных работ и проведения поверочных и контрольных операций (производство)
    Пирамида:
  • вид архитектурного сооружения в форме пирамиды.
  • энергетическая пирамида — термин, применяющийся в культуре Нью-эйдж и эзотерике.
  • официальное название игры в русский бильярд.
  • финансовая пирамида — способ получения дохода за счёт постоянного расширяющегося привлечения денежных средств от новых участников.
  • элемент художественной, силовой и пластической акробатики, групповое расположение акробатов, которые, поддерживая друг друга, образуют сложные фигуры.
  • головоломка, прототипом которой был Кубик Рубика.
  • Tetra Classic — пирамидальная форма упаковки для жидкостей (молочных продуктов, соков).
    Цилиндр:
  • Высокая твердая мужская шляпа цилиндрической формы с узкими полями.
  • Деталь или устройство, имеющее форму цилиндра (в технике).
  • Основная деталь поршневых машин (двигателя внутреннего сгорания, паровой машины и т.п.).
    Конус:
    Значение слова Конус по словарю медицинских терминов:
  • в зоологии – род ядовитых моллюсков сем. настоящих улиток, обитающих гл. обр. в тропических морях; укус конуса вызывает у человека тяжелую интоксикацию;
  • в офтальмологии – миопический конус.
    Конус Нарастания в Энциклопедическом словаре:
  • Конус Нарастания - (точка роста - апекс), верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани (меристемы); обеспечивает формирование первичных тканей и органов и их рост.
    Шар:
  • Олицетворяет как Солнце, так и Луну, поэтому игры с шарами связаны как с солярными, так и с лунными ритуалами и празднествами.
  • Символизируют могущество богов разбрасывать по небесам планеты, метеориты и звезды. Золотые шары - атрибуты Гарпий и эмблема святого Николая из Миры.
  • Шар, как и сфера , означает мир, вечность, самодовлеющюю власть над вселенной, силу и императорское достоинство. Обычно его держат в левой руке как символ далеко простирающейся власти божества или суверена. Шар, водруженный на основание, означает Небо, ограничение или предел.
  • Категория: Черчение | Добавил: Moretoo (29.06.2012) | Автор: Марина E
    Просмотров: 5468 | Теги: простейшие геометрические тела, черчение, анализ геометрической формы предмет | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]