Пятница, 03.05.2024, 07:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Физкультура

Использование игровой технологии и технологии успеха на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физическ
Учитель физической культуры МОУ «Новоархангельская СОШ» Любинского района Омской области,
учитель высшей категории Конради Сергей Владимирович

Использование игровой технологии и технологии успеха на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой

Игровая деятельность занимает важно место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра – это проявление желания действовать. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умений ориентироваться в окружающей действительности. Говоря о содействии умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходиться выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.
Поэтому я и использую на своих уроках физической культуры игровую технологию, которую сочетаю с технологией успеха. Их сочетание повышает эмоциональность урока, что благотворно влияет на развитие и здоровье обучающихся.
Можно выделить несколько условий и средств, повышающих эмоциональность урока:
- источником радости должен стать сам процесс обучения: успешное преодоление трудностей, познание нового, развитие своих способностей;
- обстановка урока и поведение учителя: эстетика зала, спортивная форма, стиль общения, интерес самого учителя;
- разнообразие приемов и форм проведения, используемых учителем на уроке; установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к снижению восприятия;
- использование игровых и соревновательных методов: повышается эмоциональное состояние, элемент соревнований всегда создает приподнятое настроение, воспитываются стремление к победе и коллективизм.
Постоянен интерес человека к игровой деятельности. Этот вид физической активности восстанавливает физические и духовные силы. Дух соревнования - непременный спутник игры. Взаимодействие, желание помериться силами, сопереживание рождают азарт и увлеченность. Положительное отношение школьников к уроку физической культуры невозможно без радостных переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся - один из критериев успешного урока. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к ученью, к школе, к труду. Ситуация успеха становится фактором развития личности. Технология успеха предполагает создание ситуации успеха на уроке:
1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. ( Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
2. Второе условие – снятие страха – авансирование успеха (объявить о положительных результатах до того, как они получены, это увеличивает меру уверенности в себе ребенка и повышает активность.)
3. Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив сильнейший механизм.
4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)
6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты ).
7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится сверху, она ставит акцент на деталях выполненной работы.

В МОУ «Новоархангельская средняя общеобразовательная школа» подвижным и спортивным играм уделяется большое внимание. До недавнего времени результаты выступлений учащихся нашей школы в спортивных играх в масштабах района были слабыми. Команды не могли пройти зональные этапы и попасть в финал. Причиной тому была нехватка инвентаря и, вследствие этого, недостаточное внимание спортивным играм в планировании учебного материала.
В последние пять лет баскетбол, волейбол, мини-футбол, хоккей с шайбой стали вводить, как обязательные виды, в районную спартакиаду школьников, а соответственно, нужно было готовить обучающихся к участию в них.. В 2006 году наша школа стала обладателем гранта в 1350 000 рублей, став победителем национального приоритетного конкурса. Значительная сумма данного гранта была потрачена на спортивный инвентарь, в том числе, и мячи. В планирование учебного материала были внесены изменения: увеличилось количество часов, отводимых на спортивные игры. Это стало возможным за счет регионального компонента программы «Омское Прииртышье».
Особое внимание было уделено подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И ,конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В раздел программы « легкая атлетика» я планировал подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы « спортивные игры»- игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. На уроках лыжной подготовки планировал и проводил подвижные игры на освоение и закрепление техники лыжных ходов.
Во внеклассной работе в нашей школе также огромное внимание уделяется спортивным и подвижным играм. Младшие школьники занимаются в секции общей физической подготовки, где много времени уделяется играм. Старшеклассники посещают секции футбола, хоккея, в зависимости от графика районных соревнований, совершенствуют навыки баскетбола, волейбола, русской лапты, настольного тенниса.
В школе проводятся турниры по волейболу, баскетболу, мини-футболу, настольному теннису, шахматно-шашечный турнир памяти бывшего директора школы М.А.Спасибухина, « Веселые старты», состязания спортивных семей, конкурс « А, ну-ка, парни», игра « Зарница» и др.
Это все дало положительный результат. Последние три года команды юношей и девушек выходят в финал районных соревнований по волейболу, баскетболу, футболу и становятся призерами. Хоккейная команда неоднократно становилась победителем и призером в различных районных турнирах. Игроки команды защищают честь района на областных соревнованиях. Школа показывает высокие результаты в летней и зимней спартакиаде школьников.

Год выступления Зимняя спартакиада Летняя спартакиада
2006 1 2
2007 1 2
2008 1 2
2009 1 2
2010 1 2
2011 1 2


Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. ( Януш Корчак.)

Приложение.
Игры для уроков легкой атлетики.

Вызов номеров.
Играют 2-3 команды. Игроки строятся в колонны и рассчитываются по порядку номеров. Учитель называет номер и игроки с этим номером, с каждой команды бегут, обегают предмет и возвращаются в строй. Выигрывает команда, игроки которой побеждали большее количество раз. Если играют дети младшего школьного возраста, то вместо номеров можно называть игроков зверушками. Тогда это будет « Эстафета зверят».


Мячом в цель.
Посередине площадки кладут волейбольный мяч. Играющие, с теннисными мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мяч в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара мяч откатился дальше.

Волк во рву.
Играющие выстраиваются на одно стороне площадки. В середине «ров» шириной 2-3 метра. Во рву водящий (волк). Игроки, разбежавшись, перепрыгивают ров, стараясь « не попасть в лапы волку». Если игрок заступил или его коснулся водящий, то он выбывает.

Подвижные игры с элементами спортивных игр.

Пионербол.
Играют две команды по 6-8 человек. Команды располагаются по разные стороны от сетки. Мяч вводится в игру с помощью волейбольной подачи. Игроки противоположной команды должны поймать мяч, и используя правило трех передач, перекинуть его на сторону противника. С мячом разрешается делать не более трех шагов. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли, на площадке соперника, или улетит в аут. Игра продолжается до 15 очков, до двух побед в партии.

Своему ловцу.
Игра напоминает баскетбол. Играют две команды. Каждая старается овладеть мячом и бросить его по цели. Цель – свой игрок (ловец), стоящий в круге. Ловя мяч, ловец не имеет право выходить за круг. Круг опоясывает нейтральная зона (1 метр). В эту зону не разрешается заходить игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру – штрафной с 6 метров от ловца. Бросающему может мешать перехватчик, располагающийся перед ловцом, возле нейтральной зоны. Каждый меткий бросок ловцу 1 очко. Играют 2 тайма по 10 минут.

Подвижные игры на лыжах.

Удержание равновесия.
Готовится хорошо накатанная лыжня, на которой двумя флажками ограничивается 10-метровый отрезок. Задача учащихся – пройти 10 метров одноопорным скольжением, делая как можно меньше скользящих шагов. Побеждает тот, кто сделал меньше шагов.
Общий старт.
На линии старта в первой шеренге стоят мальчики, во второй - девочки. По команде « Марш!» стартуют мальчики. Ученик, первым достигший финиша, объявляется победителем. Затем стартуют девочки. В то время, пока девочки проходят дистанцию, мальчики возвращаются на старт, и наоборот. Длина дистанции, количество повторений варьируются в зависимости от возраста, ход по заданию.
Переноска палок.
На лыжне флажки по числу учеников. Учащиеся строятся в две шеренги. Учитель на линии финиша. По команде «Марш!» мальчики передвигаются до флажков установленным ходом, огибают их, оставляют палки и возвращаются скользящим шагом. Определяется победитель. Девочки в сторону флажков скользящим шагом, назад установленным ходом. Объявляется победитель среди девочек.
Быстрый лыжник.
Необходимо подготовить лыжню длиной 60-100м. Ученики разбиваются на группы по 4 человека. Каждой группе дается отдельный старт. По результатам гонки формируются новые группы, согласно рейтинга. Гонка финалистов определяет самого быстрого лыжника класса.
Кто меньше.
На учебной площадке, где изучался коньковый ход без палок, ограничить отрезок 30-40 метров. Ученики двигаются коньковым ходом. Побеждает тот, кто сделает на отрезке наименьшее число шагов.
Командная гонка.
Гонка проходит по кругу 300-400 метров. Команды по5-8 человек стартуют с интервалом, время прохождения трассы фиксируется по последнему участнику, завершившему гонку.


Подвижные игры с элементами единоборств.

Наступи на носок.
Стоя лицом, друг к другу и положив обе руки на плечи партнера, по сигналу каждый игрок, используя обманные движения ногами, старается своей ногой прижать ногу соперника к полу.

Бой кенгуру.
Игрок располагает между ног мяч и сжимает его, стараясь не уронить на пол. По сигналу, каждый стремится толчками обеих ладоней вынудить противника выронить мяч.

Борьба за шапочку.
Каждый участник поединка надевает головной убор. По сигналу соперники, используя перемещения, захваты, обманные движения, стремятся завладеть шапочкой соперника и в то же время сохранить свою собственную.

Борьба на линии.
Игроки стоят на линии в 1 метре друг от друга, захватив за кисть одноименную руку противника. По сигналу, стремятся перетянуть противника, вынудить сойти с линии.

Петушиный бой.
В круге диаметром 3 метра лицом друг к другу, стоя на одной ноге, а другую, поддерживая рукой за голень, находятся два игрока. Упираясь плечом и грудью, соперники стремятся заставить друг друга покинуть пределы круга или коснуться другой ногой пола.

Игры на катке.

Догони колокольчик.
Все играющие на коньках. Одному вручают колокольчик (погремушку). Выбирают две пары водящих. Игрок с колокольчиком убегает, водящие стараются окружить его, сомкнув руки. Игрок с колокольчиком в момент опасности может передать колокольчик другому участнику игры.

Ледяная дорожка.
Отмечается линия старта и разгона. Добежав до линии старта игрок стремится проехать как можно дальше в одной из поз:
- на одной ноге (цапля);
- в позе «ласточка»;
- В позе « пистолетик»;
- собрать 5-6 мелких предметов.

Салки с обручем.
Игроки одной команды располагаются произвольно внутри площадки. Игроки другой команды в парах с обручем, стремятся догнать противника и надеть на него обруч.

Литература:
журнал « Физическая культура в школе» - № 3, №7, №8 (2007г.) № 2 (1993г.);
И.М.Коротков « Подвижные игры во дворе» - Знание, 1997г.;
В.В.Осинцев « Лыжная подготовка в школе» - ВЛАДОС, 2001г.;
Е.В.Советова « Эффективные образовательные технологии» - Феникс, 2007г.;
Е.В.Советова « Педсовет» - Феникс, 2007г.
Категория: Физкультура | Добавил: Нинель (27.09.2011) | Автор: Конради Сергей Владимиров E
Просмотров: 4410 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]