Пятница, 24.11.2017, 15:55
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » МХК

Портретный жанр в живописи. Портреты-натюрморты по мотивам творчества Джузеппе Арчимбольдо
Уважаемые коллеги!

Время диктует нам свои условия, и школьный мир требует от учителя новых умений. Сегодня учителя не только предъявляют свои требования к ученикам, но и стараются соответствовать требованиям времени – быть со средствами информационных и коммуникационных технологий на «ты». Хотим мы этого, или не хотим, но компьютерные технологии прочно вошли в современную жизнь. Сегодня развитие мультимедийной образовательной среды может способствовать формированию эстетических ценностей на уроках Искусства в школе. Поэтому мы должны сделать своим союзником компьютерные технологии, используя их как новое художественное средство, усиливающее инструментальные и технические возможности учителя и способствуя этим активизации познавательной деятельности, повышению мотивации и интереса учащихся к предмету.
Хочу представить конспект нетрадиционного урока: «Портретный жанр в живописи. Портреты-натюрморты по мотивам творчества Джузеппе Арчимбольдо», построенный на использование основ работы в программе Adobe Photoshop. Данный урок возник в результате творческого сотрудничества учителя и его учеников. В процессе сотворчества учитель не только учит детей, но и сам может чему-то научиться у них. Например, работая в программе Photoshop, дети научили использовать комбинации клавиш для наиболее часто повторяемых команд, что упростило и ускорило работу. Да и мысль о создании необычных компьютерных портретов из фруктов и овощей в программе Photoshop принадлежит ребятам. Эта идея появилась после знакомства учащихся средней школы (6 кл.) с творчеством итальянского художника эпохи позднего Возрождения Джузеппе Арчимбольдо. Работа так понравилась и увлекла нас, что подобные портреты мы сделали и с детьми 1-5 классов.

Учитель ИЗО и МХК
ГБОУ СОШ №1205
Вачьянц Анна Михайловна

Тема урока: Портретный жанр в живописи.
ПОРТРЕТЫ-НАТЮРМОРТЫ (по мотивам творчества Арчимбольдо)
Цели урока:
Формирование у учащихся: умения видеть красоту окружающего мира, представления о творческом процессе и владения мастерством его изображения.
Задачи урока:
• Образовательные:
Актуализация знаний о портретном жанре в изобразительном искусстве.
Знакомство с творчеством мастера маньеризма Джузеппе Арчимбольдо.
Освоение программы Potoshop на примере создания портретов-натюрмортов по мотивам творчества Арчимбольдо.
• Развивающие:
Развитие творческих способностей, мышления и речи; желания изучать культуру через творчество великих мастеров; способности анализировать и сопоставлять произведения искусства.
• Воспитательные:
Воспитание художественного вкуса и эстетической культуры; умения общаться с товарищами и работать в команде.
Тип урока: нетрадиционный урок с изучением нового материала и использованием компьютерных технологий.
Методы обучения: беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся и творческая деятельность учащихся в группах.
Материалы к уроку:
Компьютер и проектор с подготовленным видеорядом (мультимедийная презентация в PowerPoint)
Нарисованные детьми и вырезанные на предыдущем уроке фрукты и овощи.
Настоящие фрукты и овощи, нарезанные на подносе, одноразовые тарелки, десертные вилки и перчатки.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент (2 мин.)
(вводная беседа: сообщение темы урока, формулировка целей и задач).
II. Актуализация знаний (10 мин)
(повторении и систематизация знаний о полученных ранее знаний).
III. Изучение новой темы (15 мин)
(рассказ учителя и заранее подготовленных учащихся).
IV. Работа по группам в творческих мастерских (15 мин)
(три мастерские: компьютерная графика, коллаж, кулинарный дизайн).
V. Подведение итогов (3мин).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА (подробное описание)
Учитель: Наш урок сегодня посвящен портрету в изобразительном искусстве. Мы попробуем создать портреты, но портреты необычные по виду и технике исполнения. Но прежде, поговорим об особенностях портретного жанра. Давайте вспомним, что такое портрет в искусстве?
Ученики: Это когда на картине изображают людей.
Учитель: А если это – изображение человека не на картине, а в скульптуре?
Ученики: Это тоже портрет!
Учитель: Кончно, портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи. Поэтому к портретному жанру относятся произведения скульптуры, живописи, графики, в которых запечатлен облик конкретного человека или группы людей. Но сегодня нас будут интересовать живописные портреты. (См. лист 1).
Само название жанра «портрет» произошло от старинного французского выражение, означающего «воспроизводить что-либо (кого-либо) черта в черту». Как вы думаете, является ли точное внешнее сходство главным художественным достоинством портрета?
Ученики: (Мнение детей разделилось). Да!.. Нет, ведь это не фотография!.. Все равно, главное – чтобы было похоже!… Главное – передать характер человека, его настроение.
Учитель: Я согласна с теми, кто считает, что внешнее сходство – не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством, в облике человека отражались его духовные интересы. В живописном портрете, как сказал поэт Николай Заболоцкий, важно уметь «души изменчивой приметы переносить на полотно». Когда же появился этот жанр?
Ученики: Наверное, очень давно!
Учитель: Да, жанр этот очень древний. Самые ранние живописные портреты были написаны на деревянных досках горячими восковыми красками в I веке до н. э. – IV веке н. э. в Древнем Египте. По месту оазиса, где их обнаружили, их называют фаюмскими. Это были заупокойные портреты, которые вставлялись в бинты мумии на месте лица.
Ученик: Я видел эти портреты в Музее на Волхонке! Нам расказывал экскурсовод об особой технике исполнения этих картин, только забыл, как она называется.
Учитель: Эта техника оказалась прочной и долговечной и называется она «энкаустика». В ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве хранится прекрасная коллекция фаюмских портретов. Широко распахнутые глаза и особое, вневременное состояние фаюмских ликов напоминает нам православную икону, где духовная сущность преобладает над телесной. Именно в этих портретах общие истоки портретного жанра: и русского, и европейского.
Портрет в России появился только в XVII столетии. Расцвету русского портрета предшествовали восемь веков древнерусской иконописи. Но если древнерусские живописцы писали лики святых по специальным правилам – канонам, то первые русские портретисты начали учиться изображать человека «с живства», то есть с натуры. Эти полупортреты, полуиконы получили название «парсуна» - от слова «персона». Парсуна князя М.В.Скопина-Шуйского – одного из главных освободителей Москвы от польских захватчиков, была найдена в саркофаге Архангельского собора, где покоился прах молодого воеводы. Значит – это заупокойный портрет. Образ князя выполнен на маленькой доске, на золотом фоне.
Ученики: Она чем-то напоминает икону!
Учитель: Верно, что в парсуне как бы слиты приемы реалистической живописи и иконы. Так прослеживается связь между надгробным портретом из Фаюма, иконой и первым русским портретом. (см. Лист №2)
В XVIII веке в русском искусстве жанр живописного портрета активно развивается, складывается своя школа, отличающаяся жанровым разнообразием. От парсуны в русской портретной живописи наметилось два направления – парадный и камерный портреты. (см. Лист №3). Давайте сравним портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия (кисти Д.Левицкого) и портрет А.П.Струйской (кисти Ф. Рокотова).
Ученики: В парадном портрете Екатерина II изображена в полный рост, на фоне парадной драпировки, в нарядном платье. Ее поза немного театральна, она возвеличивает и прославляет. В лирическом же портрете Струйской фон нейтральный, все внимание художника направлено на лицо, на глаза – зеркало души.
Учитель: Прекрасные ответы! Наряду с парадными и камернными популярны были портреты парные и групповые, автопортреты. (см. Лист №3).
Но кроме хорошо известных разновидностей портретного жанра существовали и не совсем обычные портреты, полные аллегории и загадок…
Аллегорические картины со скрытым смыслом очень любили в эпоху Ренессанса. Именно с этой эпохой связан расцвет европейского портрета, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана человеческая личность. (см. Лист №4).
Сегодня мы познакомимся с творчеством удивительного и загадочного итальянского художника эпохи Возрождения, кистью которого писала сама природа. Звали этого необычного художника Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593). «Удивительный Арчимбольдо» – так назвал один из современных французских поэтов А.Пейре де Мандиарг свою книгу об этом художнике, чьи картины, полные подлинной поэзии, удивляют и вызывают множество вопросов.
Давайте послушаем ребят, которые подготовили сообщения о его творчестве. (см. Лист №5)
1-ый рассказчик: Родился Джузеппе Арчимбольдо в Милане. Еще в юности его воображение поразили наброски великого Леонардо, в которых были изображены удивительные растения, животные, чудовища, составлявшие в удивительных переплетениях человеческие лица.
В возрасте тридцати пяти лет Джузеппе едет по приглашению германского императора Фердинанда I в Вену, где работает придворным портретистом. В течении двадцати пяти лет он работает при дворах европейских монархов в Праге и Вене, где не только пишет портреты царственных особ, но и занимается украшением дворца произведениями искусства и всевозможными редкостями, или курьезами, изобретает различные механизмы и музыкальные аппараты. Например, им был изобретен «цветной клавикорд», в котором согласно модным тогда среди гуманистов Возрождения пифагорейским теориям, соединялись оптические и звуковые ряды (каждому звуку соответствовал определенный цвет, составленный художником по цветовой шкале). Не случайно Арчимбольдо носил при дворе титул «Мастер Празднеств». Но в историю мирового искусства Арчимбольдо вошел как мастер фантастических портретов, в которых процессы, происходящие в организме человека, сопоставимы с временами года и стихиями природы.
2-ой рассказчик: Полные фантазии живописные полотна несколько столетий хранились в частных коллекциях, поэтому его художественное творчество было вновь открыто лишь в начале XX века.
Наиболее известными из дошедших до нас 14 картин являются два больших цикла: «Стихии» и «Времена года».
Полотна «Времена года» символизируют четыре возраста человека: весна – это юность, лето – молодость, осень – средний возраст, зима – старость. (см. Лист№6) В полотне «Весна» тема утренней зари, юности определяет весь художественный строй картины: ярко сверкают растения на утренней заре, раскрываются цветы, освещенные первыми лучами солнца. В теплой, сочной, полнокровной по колориту картине «Лето» тема знойного полдня ассоциируется с молдостью. В «Осени» мотив красно-желтых, рыжеватых плодов, освещенных заходящими лучами солнца, соответствует теме среднего возраста человека. В «Зиме» тема увядания, старости выражена через образ старика в виде желтовато-бурого ствола сухого дерева. Картина «Зима» может служить своеобразной иллюстрацией к изречениям знаменитого естествоиспытателя Парацельса: «Дерево – то же тело. Его кора подобна коже, ветви – волосы. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать».
3-ий рассказчик: (см. Лист №7)
Самая поздняя из дошедших до нас работ Джузеппе Арчимбольдо – «Вертумн» (1590). Вдохновленный этой картиной Г. Команини создал поэму, которую прислали королю Рудольфу II в Прагу вместе с картиной. Вертумн – этрусское божество садов, которое согласно мифу могло принимать любой облик, чем-то походило на Рудольфа II. Король был настолько восхищен шедевром, что шестидесятичетырехлетного мастера возвели в титул пфальцграфа. Этот портрет, исполненный оптимизма и ощущения полноты жизни, стал вершиной мастерства Джузеппе Арчимбольдо.
Поэзию творчества Арчимбольдо прекрасно чувствовали и понимали его современники. Его композиции пользовались огромным успехом и породили множество подражателей, называемых «арчимбольдесками».
Учитель: Спасибо нашим докладчикам. Наверное, глядя на работы Арчимбольдо, у вас возникли свои творческие задумки?
Ученики: Да, мы тоже хотим попробовать сделать портреты из фруктов и овощей.
Учитель: Сейчас вы сможете воплотить в жизнь свои идеи. Думаю, картины Арчимбольдо, написанные масляными красками, создавались не один день. Мы же попробуем сделать шуточные портреты-натюрморты – «арчимбольдески», всего за один урок. Работать будем тремя группам, но в каждой из этих групп будет своя техника исполнения.
(Для выполнения творческой работы желательно заранее разделить ребят на три группы по 4-8 человек и посадить каждую группу за одним столом, чтобы они видели не затылки, а глаза доуг друга).
Первая группа, которая ближе всех к учительскому столу, вместе с учителем будет выполнять компьютерный портрет в программе Potoshop.
(Учителем заранее прготовлены и отсканированы фотографии фруктов и офощей. В эту группу вошли самые большие любители компьютерной техники).
Вторая группа создаст коллективный портрет-«арчимбольдеску» в технике коллажа, наклеивая заранее нарисованные и вырезанные фрукты и овощи на цветную бумагу.
А третья группа «кулинарного дизайна» выполнит портрет (или портреты) из заранее вымытых и красиво нарезанных фруктов и овощей. (Желательно подготовит для работы этой группы одноразовые тарелки, дисертные вилки, перчатки и салфетки)
В конце мы сравним результаты нашей работы и определимся, какая техника более выгрышная.
В конце урока распечатываем компьютерный портрет и развешиваем его вместе с портретами в технике коллажа. Выставляем тарелки с портертами-натюрмортами. Каждому портрету придумываем имя, соответствующее образу, сравниваем техники, выбираем наиболее удачные работы. Но самое приятное всех ждет в конце урока и на переменке. Это совместная вкусовая оценка портретов группы «кулинарного дизайна».

Зрительный ряд. (Перечень репродукций)
Лист №1. Портрет в графике, скульптуре и живописи:
1.1 И. Репин. Портрет П.М.Третьякова;
1.2 О. Кипренский. Портрет А.Р.Томилова;
1.3 Ф.Шубин. Портрет М.В.Ломоносаова.
Лист №2. Ранние живописные портреты:
2.1 Фаюмские портреты: Пожилой римлянин; Юноша в золотом венке.
2.2 Русская икона XII века. Аргангел Гавриил.
2.3 Парсуна князя М.В.Скопина-Шуйского.
Лист №3. Жанровые разновидности в портрете.
3.1 Парадный – Д.Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия;
3.2 Камерный – Ф.Рокотов Портрет А.П.Струйской;
3.3 Групповой – Боровиковский В.Л. Портрет А.Г. и В.Г.Гагариных;
3.4 Автопортрет – Брюллов К.П. Автопортрет.
Лист №4. Европейский портрет эпохи Возрождения.
4.1 Пьеро делла Франческа. Портрет герцога Федериго да Монтефельтро;
4.2 Леонардо да Винчи. Мона Лиза.
4.3 Леонардо да Винчи. Гротескный рисунок голов.
Лист №5. Творчество Арчимбольдо.
5.1 Библиотекарь. 1565. Замок Скоклостер. Швеция.
5.2 Цикл «Стихии». Огонь. 1566. Художественно-исторический музей, Вена.
Лист №6. Творчество Арчимбольдо. Цикл «Времена года». Масло. 1573. Лувр. Париж.
6.1 Весна.
6.2 Лето.
6.3 Зима.
Лист №7. Творчество Арчимбольдо.
7.1 Вертумн. Портрет Рудольфа II. 1590. Замок Скоклостер, Швеция.

Источники информации:
Журнал «Юный художник» №1, 1988. С. 36-39.
Энциклопедический словарь юного художника. – М., Педагогика, 1983. С. 281-284.
Аленова Е. Живопись / Что есть что в искусстве. – М., Слово, 2001. С.37-39.
Вачьянц А. «Вариации прекрасного». Ведение в МХК. – М., МСК, 2000. С.30, 201-204.
Газета «Искусство» №10 (250). 2002 г. Издательский дом «Первое сентября».
Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002, с. 18-21.
http://izoselfportrait.narod.ru/simple27.html
http://zhilistar.ru/iskusstvo/neobychajnye-kartiny-archimboldo.html
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/a/arcimbol/index.html
Категория: МХК | Добавил: art1205 (22.07.2012) | Автор: Вачьянц Анна Михайловна E
Просмотров: 3199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]