Воскресенье, 19.11.2017, 00:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

Интлеектуальная игра как один из способов развития интеллектуальных способностей обучающихся
Пояснительная записка
Меняется понимание привычных вещей, меняется сам образ жизни общества. И поэтому перед педагогами ставится задача – найти гуманистические методы воздействия на личность ребёнка в контексте его взаимодействия с окружающим миром. Детство все же не подготовительная часть жизни и необходимо признать ценность этого периода развития личности.
В жизни ребёнка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу.
Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А ещё игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается за счёт мыслительных способностей человека, его ума.
Цель проведения игры в музыкальной школе – развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся с области музыкального искусства, а также проверка уровня полученных знаний.
Мероприятие разработано по типу телевизионной передачи «Брейн - ринг». Игру можно проводить как внеклассное внутришкольное мероприятие, так и интеллектуальное соревнование между учащимися школ.
Возраст участников, количество и состав команд, тематика определяются преподавателем теоретических дисциплин. Для участия в игре формируется команда состав не более 5 человек.
В течение игры команды зарабатывают баллы, отвечая на разнообразные вопросы по тематике игры. Уровень знаний участников оценивает жюри, сформированное из преподавателей теоретических дисциплин школы.

Интеллектуальная музыкально-теоретическая игра
по предмету музыкальная литература
«Умники и умницы»
Игра состоит из семи разных по содержанию и форме конкурсов. В начале игры ведущий озвучивает требования к ответам, знакомит с составом жюри.
Командам даётся время для определения названия команды и выбора капитана. Команды отвечают в порядке очереди, где за каждый верный ответ получают 1 балл. Каждый конкурс содержит определенное количество максимальных баллов.
Победителем игры является команда, набравшая наибольшее количество очков.

Необходимое материально- техническое обеспечение
1. Помещение для проведения игры (актовый зал школы, который позволит свободно разместить команды и зрителей).
2. Столы для команд и посадочные места.
3. Проектор, компьютер и экран для презентаций.
4. Музыкальная аппаратура.
5. Художественное оформление зала (название темы игры, красочное оформление и т.д.)
6. Доска с названием всех команд для фиксирования количества баллов.
7. Лист ответов, в который команды записывают свои варианты ответов.
8. Бланки для работы жюри
9. Дипломы и ценные призы для награждения.

Сценарий игры:
Конкурс № 1 «Жанры произведения»
Командам раздаются карточки – таблицы, где у некоторых произведений не указаны жанры. Задача участников команды – определить жанр. А также название произведения или фамилию композитора.
Максимальное количество баллов за конкурс: 15

Конкурс № 2 «Галерея портретов»
Участникам предлагается 8 портретов композиторов. Первые 4 из русской музыкальной литературы, следующие 4 – из зарубежной. Их задача – назвать фамилию.
(фото композиторов демонстрируется на проекторе)
Портреты:
1) Бородин, Мусоргский, Глинка, Римский- Корсаков
2) Бетховен, Гайдн, Бах, Шуберт
Максимальное количество баллов за конкурс: 2

Конкурс № 3 «Кто лишний?»
Ведущий: На уроках музыкальной литературы вы знакомитесь с персонажами различных опер. Вашему вниманию будут предложены карточки с перечнем персонажей оперы, но один герой не будет иметь отношения к данному произведению. Ваша задача обнаружить этого героя, дать название произведению, указать фамилию композитора и тембр голоса одного из исполнителей. Максимальное количество баллов за каждую карточку - 4 балла.
Каждой команде выдаётся по 3 карточки.
Максимальное количество баллов за конкурс: 12

Конкурс № 4 «Продолжи мелодию»
Участникам раздаются заготовки фрагментов мелодий из русской классики. Им необходимо найти вторую половину музыкального номера.
Максимальное количество баллов за конкурс: 8

Конкурс № 5 «Конкурс капитанов»
Ведущий: Каждому капитану будет задано по 2 вопроса из области музыкальных инструментов. Также необходимо расшифровать по одному понятию и в завершения конкурса определяется кругозор участников. Капитанам необходимо дать верные ответы.
1. Какой из струнных инструментов обладает самым низким звучанием?
2. Какой инструмент из семейства деревянных духовых является самым высоким?
3. Какой инструмент из семейства деревянных духовых является самым низким?
4. Как изменяется высота звука на тромбоне?
5. Какой инструмент в семействе медных духовых инструментов самый низкий по звучанию?
6. Назовите ударные инструменты, не имеющие определённой высоты звучания
7. Какие два струнных смычковых инструмента во время исполнения ставят на пол?
8. С помощью чего извлекается звук на альте?

Расшифруйте следующие понятия:
9. Увертюра
10. Либретто
11. Антракт
12. Премьера

Кругозор
К какому жанру относятся следующие произведения:
1. «Картинки с выставки» Мусоргского
2. «Щёлкунчик» Чайковского
3. «И скучно, и грустно» Даргомыжского
4. «Детский альбом» Чайковского
Максимальное количество баллов за конкурс: 4

Конкурс № 6 «Музыкальная викторина»
Ведущий: Звучащая по телевизору и по радио классическая музыка всегда кажется нам знакомой. Вот и сейчас будут звучать фрагменты музыкальных произведений, а также произведения русской классики. Вы попытайтесь дать им название и определить фамилию композитора.

Звучит 8 фрагментов. Первые 4 из русской музыкальной литературы по программе обучения, другие 4 русской из известной русской классики. Задача команды определить звучащий музыкальный фрагмент и зафиксировать его на бланке.
8 музыкальных фрагментов:
1. М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов», пролог, 1 картина, хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш»
2. Н.А.Римский- Корсаков Опера «Снегурочка», пролог Ария Снегурочки
3. М.И.Глинка Вокальный цикл «Прощание с Петербургом», «Попутная песня»
4. М.И.Глинка «Вальс-фантазия»

5. Н. А. Римский – Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о
царе Салтане»
6. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета
«Лебединое озеро»
7. А.П.Бородин «Богатырская» симфония, I часть, главная тема
8. М. И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
Максимальное количество баллов за конкурс - 20б.

Конкурс № 7 «Опера»
На слайде представлены названия музыкальных номеров из русских опер. После прочтения ведущим начальных слов этих номеров задача участников на бланке зафиксировать номер ответа.
1. «Невольно к этим грустным берегам меня влечёт неведомая сила…»
2. «Уж как по мосту, мосточку, по калиновым досочкам».
3. «Как мать убили у малого птенца,
остался птенчик сир и гладен в гнезде».
4. «Достиг я высшей власти.
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей измученной душе».
5. «Ты взойдёшь, моя заря! Над миром свет прольёшь!»
6. «Ах, прошло то время, время золотое,
Как любил меня ты сердцем и душой».
7. «Как во городе было во Казани, Грозный царь пировал да веселился».
8. «О, дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить…»

Правильные ответы:
8, 4, 7, 6, 2, 3, 1, 5
Максимальное количество баллов за конкурс - 8б.

Дополнительные конкурсы:
1. «Оркестр»
Командам раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Задача:
1.собрать
а) симфонический оркестр
б) народный оркестр;
в) духовой оркестр;
2. разложи инструменты симфонического оркестра по группам
3. разложи инструменты каждой группы по высоте звучания от низких до высоких

2. «Эстрадные исполнители и их песни»
Участникам выданы карточки, содержащие название групп, песен, строчки из песен, а также фамилии певцов. Задача участников - определить, кому принадлежат те или иные названия песен, а также строчки из песен.
За каждый верный ответ-1 балл

Эстрадные исполнители и их песни
1. «Лицей» 1. «Страна Лимония»
2. «Чай вдвоём» 2. «Семь тысяч над землёй»
3. «Иванушки- International» 3. «Город»
4. «А- Студио» 4. «Ой, да то не вечер»
5. «Сюткин и К» 5. «Упала шляпа»
6. «На-на» 6. «Осень»
7. «Любэ» 7. «Тучи»
8. «Дюна» 8. «Я не забуду»
9. «Браво» 9. «Комбат»
10. «Золотое кольцо» 10. «Нелюбимая»

Номер
задания 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
Цифра ответа

3. «Авторы известных высказываний»
Существует множество крылатых выражений, фраз и высказываний, а кому они принадлежат, вы сейчас попытаетесь определить в следующем задании.
Каждой команде выдаётся карточка, на которой указано по 5 высказываний и фамилии авторов. Нужно стрелочками указать верный ответ.
1 балл за каждое верно определённое высказывание.

1. «Хочу, чтобы звук прямо М. И. Глинка
выражал слово, хочу правды»

2. «Я схвачу судьбу за Н. А. Римский-
глотку и не позволю, Корсаков
чтобы она сокрушила меня »

3. «Музыка- душа моя» А. С. Даргомыжский

4. «Обратите на него внимание! Л. Бетховен
Он всех заставит о себе говорить!»


5. «В сущности, мой род - В. Моцарт
это сказка, былина, и о Л. Бетховене
непременно русские»


Заключение
Любая интеллектуально-познавательная игра развивает интеллектуальные способности и творческую активность детей, расширяет кругозор. Интересные игры, остроумные, сложные и необычные вопросы заставляют детей задуматься, проверить уровень своих знаний, стимулирует желание развивать свой интеллект с помощью самостоятельно изученной литературы.

Литература
1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2003. – 183с., нот., ил.
2. Интеллектуально – познавательная игра для старшеклассников «Умники». Ципляева Е.А. Вожатый века. 2010. - №1 – с. 41 – 47
3. Интеллектуальные игры как один из способов развития интеллектуальных способностей подростков. Ципляева Е.А. Вожатый века. 2007. - №4 – с. 15-18.
4. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки. Ганичев Ю. Воспитание школьников. 2002. – №2 – с. 20-25
5. Калинина Г. Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Выпуск II. Зарубежная музыка. М., 2003. – 16с.
6. Калинина Г. Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Выпуск III. М., 2003. – 16 с.
7. Калинина Г. Ф. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск II. М., 2001. – 32 с.
8. Калинина Г. Ф. Музыкальная литература. Тесты по русской музыке. Выпуск III. М., 2000. – 32 с.
9. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Третий год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2002. – 224с., нот., ил.
10. Кондратюк Н. Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
11. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения. Учебное пособие.- СПб.: «Валерии СПб», «Диамант СПб», 2006. – 208 с.
12. Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: 1-й год обучения.- СПб.: «Диамант СПб», 2006. – 128 с.
13. Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран: 2-й год обучения.- СПб.: «Валери СПб», 2004. – 160 с.
14. Ротачкова Н. М., Казанцева Е. С. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе для 4 класса детской музыкальной школы – М.: - Издательский дом В. Катанского, 2003. – 95 с.
15. Хрестоматия по русской музыке. Сост. Смирнова Э., Самонов А., под ред. Поповой Т.В. М.: Музыка. – 1974. -178с.
16. Шаповалова О. А. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.- 704с.
Категория: Музыка | Добавил: mns8878 (01.07.2012) | Автор: Мутовина Наталья Сергеевна E
Просмотров: 1292 | Теги: Логика, командная игра, интеллектуальная игра, музыкальная литература, композиторы, общение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]