Пятница, 02.12.2016, 21:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

Образовательные возможности применения мультимедиа технологий на уроках музыки (Урок музыки с применением web-quest технологий.)
Образовательные возможности применения мультимедиа технологий на уроках музыки (Урок музыки с применением web-quest технологий.)
Введение
Главная задача современной системы образования в контексте ФГОС – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.
Целью данной работы является рассмотрение таких методов современного образования, как Web- gwest, ИК- технологии, используемых для формирования основных знаний по предмету в условиях перехода к новым образовательным стандартам, а так же представление собственного опыта автора по проведению урока «открытие нового знания» по теме 8 класса «Новые области музыки XX века. Джаз».
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить основные законы технологии веб-квестов (Web- gwest);
• составить конспекты уроков с использованием межпредметной интеграции;
• апробировать приемы технологии веб-квестов на уроках музыки;
• провести мониторинг эффективности данной технологии.
Формы работы
Групповая и индивидуальная работа с применением ИК технологий, в т.ч. Web- gwest технологии; создание проблемных ситуаций, применение различных видов самостоятельной работы, метода проектов.
Глава I
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир
в живых красках, ярких и трепетных звуках…
через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка».
В.А.Сухомлинский
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
В последнее время встает вопрос – как использовать современные информационные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно, ведь они открывают новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания. В новых условиях основной и главнейшей задачей педагога на любом уровне становится именно развитие мышления обучаемых
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.
Диалектика компетентностного подхода
Составляющие элементы понятия "компетенция":
• Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
• Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
• Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
• Стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации.
• Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.
Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.
Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:
Мотивация - Функциональные умения – Социализация - Мотивация
Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между собой. При этом механизм психолого-педагогического сопровождения развития учеников принципиально не изменяется при условии использования другой классификации и выделения других основных групп компетентностей.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.
Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.
Выделяют основные задачи:
• создание условий для развития и самореализации учеников;
• усвоение продуктивных знаний, умений;
• развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот чему необходимо учить наших ребят. В основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно - ориентированное обучение являются:
• Технология проблемного обучения;
• Технология развития критического мышления;
• Технология когнитивного обучения;
• Технология обучения в глобальном информационном сообществе и др.
Структура построения урока.
Этапы построения урока в системе компетентностного подхода.
Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
• Целеполагание
• Самостоятельная продуктивная деятельность ученика
• Рефлексия
Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена. Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяют три уровня реализации данного этапа:
• Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.
• Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
• Уровень, наиболее соответствующий компетентностному подходу, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель.
Это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником.
Важным моментом в подготовительной работе учителя к уроку является подготовка материалов для самоконтроля и закрепления учащимися знаний. В качестве таких материалов используются готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, а часть материалов разрабатываются на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний. Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др.
Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Можно предложить учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:
1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.
2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом (проведи самоконтроль).
3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку)
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:
• информационная – готовность к работе с информацией;
• коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
• кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
• проблемная – готовность к решению проблем.

Творческая деятельность учащихся на уроках музыки
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество-это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и обобщенно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности».
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегрированное понятие, которое включает в себя знания, умения, навыки, способности и стремление личности преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Урок музыки способствует развитию творческих способностей, на уроке музыки ребенок находится в постоянном творческом процессе. Урок музыки включает в себя различные виды деятельности: пение, слушание музыки, игра в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый неуверенный в себе ребенок может почувствовать себя уверенно и свободно, проявить свои творческие способности. Только в настоящем творческом процессе дети учатся общению друг с другом, взаимопониманию.
Активизация творческой деятельности требует нового подхода к наполнению урока музыки, использованию нестандартных уроков: урок – музыкальных путешествий, урок – творческих отчетов, урок – конкурс, урок- исследование и др. Все эти уроки наполнены определенным сюжетом и драматургией. На таких уроках дети благодаря активному включению в творческий процесс в деятельность ведут диалог с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, но и постигают эстетические ценности музыкального искусства.
Современный урок музыки - это уроки творчества, где дается возможность каждому ребенку развивать воображение, фантазию, мышление, формировать эстетический вкус. На этих уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности. Урок музыки, пожалуй, как никакой другой, открывает возможность для развития творческих способностей. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки музыки, прежде всего, требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, организации процесса деятельности, в приемах побуждения и активизации учащихся.
На уроках важно создавать атмосферу интереса к знаниям, стремления искать, исследовать творить. Поэтому педагогу необходимо искать разнообразные пути и примы поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении.
Главное для учителя должно быть то, что дети уносят с собой после занятия музыкой, - это ощущение радости, счастья от собственного творчества. От собственного преодоления приобретается вера в себя, уверенность в своих силах, воспитывается целостная творческая личность.
Уроки музыки с применением web-qwest технологий
В качестве примера приведу ряд уроков, основными методами в которых являются Web- guest и исследовательский метод в ИКТ насыщенной среде.
Разработчиком веб-квеста как учебного пособия является Барни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан – Диего (США). Им определены различные виды заданий веб – квестов.
Quest в переводе с английского языка – продолжительный, целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями и игрой; так же служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Веб – квест (web quest) в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Цель данного веб – квеста – углубить знания об изучаемом периоде, композиторе, эпохе и т.д. Выявить стилистические особенности музыки с позиции историков, литераторов, художников, музыковедов.
Предполагаемый результат: отчет (в виде информационной доски) о творчестве и наиболее интересных фактах биографий великих исполнителей военной песни.
Работа на уроке проходит online на сайте linoit.com.
Дети распределяются по группам и ролям (карточки с обозначением каждой роли). Выбрав одну из предложенных ролей перейти к досье по этой роли и изучить её:
• Ознакомиться со списком Интернет-ресурсов.
• Составить персональный план поиска информации по своей роли.
• Заранее продумать: какие артефакты, фото, рисунки, музыкальные примеры и другую информацию можно включить в свою работу.
Поскольку участники проекта работают в группе – рекомендуется собирать «худ.совет» - и обсуждать детали проекта.
Распределение ролей.
Преподаватель – консультант по интернет – ресурсам, наблюдает за работой суворовцев, координирует её.
Литераторы – подбирают высказывания музыкантов или искусствоведов.
Художники – находят 2 интересные картинки или афиши, относящиеся к проектному заданию. Объяснить (по возможности) происхождение этих картин и афиш.
Музыковеды-подбирают информацию об исполнителях, композиторах, видеоролики.
Историки- Подбирают информацию об эпохе, о музыкантах, исполнителях, интересные факты из их биографии 7-8 предложений.
Инструменталисты (знатоки музыкальных инструментов) – проводят поиск информации о музыкальных инструментах, используемых в то время.
Для поиска информации каждой из групп отводится 15-20 минут.
В итоге – худ.совет каждой группы выбирает представителя, который отчитывается о работе группы в виде устного доклада (результат на информационной доске linoit.com).
Веб – квест (web quest) технология включает в себя элементы проблемного обучения с элементами ролевой игры
Исследовательский метод обучения – метод обучения, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
При реализации исследовательского метода у обучающихся формируются такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у обучающихся некоторого исходного фонда знаний и умений; исследование более или менее длительного характера в лаборатории, на биоплощадках и т. д.; постановка задачи для ее решения на основе текста учебника, дополнительной литературы и т. п.
Для выполнения задания учащиеся должны обладать навыками работы на компьютере: владеть программой Microsoft Word, знаниями таких программ – браузеров, как Internet Explorer и др. Учащиеся должны уметь сохранять текстовую информацию и изображения из интернет – ресурсов в память компьютера. Так же требуется умение использовать интернет – ресурса Linoit.com для создания так называемой «Доски информации». Для выполнения задания преподаватель может предложить учебную и дополнительную литературу по теме.
Выступление групп проходит по следующему плану: выбирается один суворовец, который представляет весь материал, найденный для освещения темы:
• Имя исполнителя или композитора изучаемой эпохи.
• Краткая историческая справка о нем (биография кратко).
• Фото музыканта, картинки или афиши с его выступления (или картинки о его творчестве в целом) – объяснить происхождение этих картин.
• Стихи или слоганы об этом музыканте.
• Его музыкальный инструмент.
• Видеоролик исполнителя.
Приведу пример проведения урока с использованием данной технологии.
Тема урока в 8 классе: «Новые области музыки XX века. Джаз» Суворовцы, сегодня на уроке мы будем слушать музыку, отличную от той, что слушали раньше. Что это за музыка? Послушайте её.
Звучит «Hello, Dolly» Луи Армстронга.
Как вы думаете, что это за музыка? (Джаз) Конечно, это джаз. И сегодня мы с вами поближе познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, что является основой джазовой музыки, какие инструменты принимают участие в джазе, кто является наиболее яркими исполнителями джазовой музыки.
Сделаю вам небольшую подсказку: джаз имеет несколько этапов развития. Мы с вами остановимся на четырёх. А именно: ритмы Западной Африки, спиричуэлс, блюз и рэгтайм.
После открытия Колумбом Америки многие люди хотели изменить свою жизнь и отправлялись на кораблях в Новый свет. Но в трюмах этих кораблей был «живой груз» - негры-рабы, которых везли для работ на плантациях. Первые мореплаватели обратили внимание на необычную манеру пения темнокожих жителей. Они словно были заполнены ритмом.
И как вы уже догадались, это был первый этап развития джаза: ритмы западной Африки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас, пожалуйста, отбейте два удара ногами.
А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью чёрной расы является умение улавливать и воспроизводить любой, даже самый трудный и невообразимый ритмический рисунок. И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно темнокожий музыкант.
Но, привезя рабов на плантации, и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в православную веру. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Так во второй половине XVIII века возникли негритянские религиозные песнопения, Спиричуэлс.
Мне хотелось бы сказать, что джаз – это, наверное, единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов, зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому, я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно. Послушайте спиричуэл «Go down? Moses» в исполнении замечательного джазмена Луи Армстронга.
Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание. В данном произведении рассказывается о том, как Моисей вёл свой народ в течении 40 дней по пустыне к земле обетованной, испытывая голод и жажду, но имея твёрдую веру в Божественную силу.
Звучит «Go down? Moses» Луи Армстронга.
Я вижу в ваших глазах удивление. В чём же дело, что удивило и насторожило вас? (Содержание не соответствует форме.)
Спиричуэлс всегда имеет светлый, жизнерадостный характер. Вот так темнокожий народ воспринимает веру.
Но, как и всё остальное, джаз не стоял на месте, и появился Блюз.
Звучит блюз «What a wonderful world» Луи Армстронга.
Ребята, вы узнали эту песню? (Она звучала в рекламе) Я специально использовала на нашем уроке именно это джазовое произведение, чтобы вы поняли насколько велико значение джаза в музыкальном мире. Рекламщики, люди, которые создают рекламу, являются отличными психологами, они знают, какую музыку, в каком значении использовать. В данном случае были необходимы сильные положительные эмоции, и именно этот блюз вызвал таковые.
Ну а теперь, давайте с вами подумаем, отличается ли спиричуэлс от блюза, и если изменения есть, то какие?
Слово «blue» в художественном переводе звучит как: «кошки на душе скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный, немного печальный характер. Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе и т.д.. Для них характерен текст, в котором звучит некая недосказанность и неоднозначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горько-сладкая блюзовая смесь
И теперь пришло время для следующего вида джаза: Рэгтайм.
Не забывайте об активном прослушивании джаза.
Звучит «Ragtime» Скотта Джоплина.
Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали, почему же? (этот произведение призывает к танцу)
Вы абсолютно правы, ведь рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличительные черты у рэгтайма? (яркая, восторженная мелодия, быстрый темп)
Вот мы с вами и познакомились с основными направлениями джаза. Их множество, но рамки урока не позволяют нам послушать и ощутить их магию на себе.
Но давайте с вами подумаем, почему же джаз – дитя двух культур? (Главными составляющими джаза явились ритмы Африки и европейская гармония)
Далее попробуем сами сделать некое исследование на тему: Что такое ДЖАЗ?- истоки джаза, стили, исполнители, инструменты.
Задание к группам:
1. Создать продукт web-qwest - в виде информационной доски о стилях и направлениях джазовой музыки, наиболее интересных фактах развития данного музыкального направления, его великих исполнителях, используя информационный ресурс linoit.com
Логин: suvorovjazz.
2. В группе распределить роли (карточки с обозначением каждой роли на столах).
Литераторы – определяют направления джазовой музыки, подбирают высказывания музыкантов или искусствоведов.
Художники – находят интересные картинки или афиши, относящиеся к проектному заданию, Кроме того, найти фото исполнителей прошлых лет, афиши с концертов. Объяснить (по возможности) происхождение этих картин и афиш.
Музыковеды-подбирают информацию о направлениях джазовой музыки, проводят поиск информации о музыкальных инструментах, используемых в то время.
Историки- Подбирают видеоролики. о музыкантах, исполнителях того или иного стиля (Л. Армстронге, Э. Фицджеральд, Д. Гершвине, Д. Эллингтоне), интересные факты из их биографии 5-6 предложений.
. Для поиска информации каждой из групп отводится 15-20 минут.
При затруднениях рекомендуется собирать «худ.совет» группы и обсуждать детали проекта.
Преподаватель – консультирует суворовцев по интернет – ресурсам, наблюдает за работой суворовцев, координирует её.
Интернет ресурсы для выполнения заданий:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.epochtimes.ru/content/view/39647/82/
http://mytracklist.com/download_track-8130.htm
http://www.iddk.ru/ru/cdrom/70166.html
http://mp3ostrov.com/mp3/info/aa-djaz---djazovaa-muzika---gitara-saksofon-997102/
http://kibergrad.com/?do=album&genre=14_jazz
http://iplayer.fm/q/%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%B0+%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4/
http://www.vm.ru/news/2013/04/25/7-glavnih-pesen-elli-fitsdzherald-193883.html
http://goldensaxophone.ru/dzhaz-ispolniteli/340
http://iplayer.fm/q/%D1%80%D1%8D%D0%B3%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BC/

Для выполнения задания учащиеся должны обладать навыками работы на компьютере: владеть программой Microsoft Word, знаниями таких программ – браузеров, как Internet Explorer и др. Учащиеся должны уметь сохранять текстовую информацию и изображения из интернет – ресурсов в память компьютера. Так же требуется умение использовать интернет – ресурса Linoit.com для создания так называемой «Доски информации». Для выполнения задания преподаватель может предложить учебную и дополнительную литературу по теме.
Выступление групп проходит по следующему плану: выбирается один суворовец, который представляет весь материал, найденный для освещения темы:
• Что такое Джазовая музыка? Что лежит в её основе?
• Где и когда зародился Джаз?
• Какие наиболее исполняемые стили джазовой музыки можно назвать?
• Краткая историческая справка об исполнителях.
• Фото музыканта, картинки или афиши с его выступления (или картинки о его творчестве в целом) – объяснить происхождение этих картин.
• Стихи или слоганы о Джазе и музыкантах.
• Видеоролик исполнителя
• Музыкальные инструменты в джазе.
В качестве вывода, что же такое джаз? Однажды редактора самого знаменитого джазового журнала спросили: «Что такое джаз?» Позже он сказал: «Вы никогда не видели, чтобы человека так быстро поймали на месте столь простым вопросом». Дело в том, что до сих не существует единого определения джаза. Неудачи в этом плане связаны в первую очередь, с невероятной скоростью развития джаза. Джаз легче узнать, услышав его, чем описать словами. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, тем источником сильных положительных эмоций.
В заключение урока учащимся предлагается составить кластер (в информационном ресурсе popplet.com) – « Джазовая музыка», на основе всей собранной за урок информации.

Рис.1 Кластер
Информационный ресурс Popplet.com

Технологическая карта открытого урока музыки в 8 классе
«Новые направления музыки XX века. Джазовая музыка»

Тип урока Открытие нового знания
Форма урока музыкально-творческий практикум
Цель урока Создание продукта Кластер в информационном ресурсе popplett.com о джазовой музыке.
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Знать:
- истоки джазовой музыки;
- стили и направления развития джаза;
- что означают понятия «Джаз», ««Импровизация», «Блюз», «Рэгтайм», «Спиричуэлс», «Афро-американская музыка»;
- известных джазовых музыкантов;
-Уметь:
- выполнять мини исследование, раскрывающее истоки джазовой музыки;
- различать стили джаза, давать им характеристику;
- Высказывать оценочных суждений по поводу прослушанного произведения;
- публично представлять результат своей работы.
-Применять музыкальную терминологию;
- полученные знания на практике: воспринимать музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдать за развитием музыки,
познавательные УУД:
1.осуществлять планирование деятельности и последовательную реализацию плана;
2. осуществлять сбор информации из различных источников;
3. осуществлять анализ и структурирование информации;
4. обобщать материал, делать выводы на основе аргументации;
5.формировать опыт анализа произведения искусства;
6. формировать навыки самостоятельной творческой работы в Web- qwest
регулятивные УУД:
1. осуществлять целеполагание;
2. планировать самостоятельную, индивидуальную и групповую деятельности;
3. выполнять учебное действие в соответствии с планом, инструкцией;
4. выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку выполнения учебного и творческого задания;
5. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы (познавательная рефлексия).

коммуникативные УУД:
1. умение строить понятные для собеседника высказывания о произведение искусства в рамках учебного диалога;
2. участвовать в обсуждении содержания материала;
3. адекватно использовать интернет - ресурсы для визуализации творческой идеи;
4.работать в группе, эффективно сотрудничать, способствуя продуктивной работе.
1. приобрести эмоционально – нравственный опыт восприятия окружающей жизни и её отражения в произведениях музыкального искусства;
2. Проявлять интерес к изучению тем, связанных с культурой и искусством;
3. Желание составить Интернет-ресурс о джазовой музыке;
4. Оценивать значение собственной деятельности.
Основные понятия «Джаз», «Блюз», «Рэгтайм», «Спиричуэлс», «Афроамериканская музыка ««Импровизация»;
Межпредмет
ные связи История, этика, искусство (театр), МХК, ИЗО
Ресурсы ПК, ноутбуки, презентация в формате Power Point, linoit.com, Popplet.com, учебник Т. Науменко, В. Алеева, раздаточный материал для урока, список интернет ресурсов для работы в группе
Применяемые технологии Информационно-коммуникационные технологии, элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления.
Организация пространства Работа в творческих группах
Этапы организации учебной деятельности Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД
Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
I. Организационно-мотивационный этап.
Активизация внимания.
Создание эмоционального настроя на работу, мотивация на изучение темы.
Организует сув. в 3 группы.
На основании слайдов презентации «визуальная загадка» организует вызов имеющихся знаний по теме джазовая музыка. Вовлекает в беседу о роли импровизации и ритма в джазе и подводит к восприятию и осознанию основных понятий урока джаз, импровизация.
Формулирует тему и цель урока вместе с суворовцами. Обращает внимание на то, что учащиеся должны знать и уметь в результате изучения данной темы. Смотрят презентацию,
Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы, опираясь на свой опыт
Формулируют тему, цель и задачи урока вместе с преподавателем.
Личностные
(2)
Познавательные
(3, 5)
Регулятивные
(1)
Коммуникативные
(2)
II. Музыкальный Практикум.
Этап реализации построенного проекта. Самостоятельная работа

Организует самостоятельную исследовательскую работу по группам, Объясняет учебную задачу для творческого задания, сопровождая свой рассказ показом слайдов. Напоминает приемы работы в информационных ресурсах linoit.com, popplet.com. Преподаватель консультирует суворовцев индивидуально во время творческой работы по группам. Организует аудио-визуальный фон для создания атмосферы эмоционального погружения:
звучит музыка в исполнении Л. Армстронга, Э. Фицджеральд, Д. Гершвина. Получают задание,
распределяют роли в группах.

Выполняют творческое задание по предложенной теме, при этом каждая группа суворовцев делает информативное представление с определенной информацией об одном из заявленных направлений джазовой музыки.
В работе используют раздаточный материал, а также совершенствуют навыки работы в информационном ресурсе popplet.com. Личностные
(2,3)
Познавательные
(1,2,3,4, 5, 6)
Регулятивные
(2,3,4)
Коммуникативные
(1, 3,4)
Включение в систему знаний. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организует представление и обсуждение результатов деятельности групп, предлагает выполнить самооценку своей работы на уроке.
Предлагает присвоить звездочку самой лучшей работе в информационном ресурсе linoit.com.

Участники каждой группы докладывают по теме исследования, рассказывают о направлениях джазовой музыки на примере знаменитых музыкантов
Л. Армстронга,
Э. Фицджеральд,
Д. Гершвина.
Суворовцы дают оценку результатам своей деятельности: личному и групповому вкладу в исследование темы. Выбирают лучшую работу. Личностные
(4)
Познавательные
(4)
Регулятивные
(4)
Коммуникативные
( 2)
Итоги урока. Обобщение работы всех групп проводят в информационном ресурсе popplet.com в виде «Кластера».
Желающим продолжить освоение программы
Предлагается Создать стену linoit.com. посвященную музыкальным инструментам джаза и разместить его в группе пользователя Suvorov jazz/. Участвуют в обобщении материала в виде кластера. Личностные
(1,3)
Познавательные
(4)
Регулятивные
(3)
Коммуникативные
(1, 2)

Заключение
Современный урок - урок сотворчества ученика и учителя. На таком уроке большую деятельность проявляет ученик. Путём споров, обменов мнений, поисков разных решений, высказываний из личного опыта приходят дети к верному выводу. На таком уроке учитель выполняет больше роль дирижёра, вовремя направляя обсуждение в правильное русло. Урок не одного актёра, когда учитель весь урок сам всё рассказывает, а ученики выполняют пассивную роль слушателей, а урок актёров, где каждый вносит свою лепту в построение образовательного процесса. Чтобы проводить такие уроки сам учитель должен быть неординарной Личностью.
Учитель и обучающиеся должны осознавать, с какой целью они на уроке и в чем заключается их функция. Активность ребенка будет зависеть от активности учителя. Он из объекта превращается в субъект. Ребенок тот стержень вокруг, которого вращается учитель с желанием донести определенную информацию. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников, больше никогда не возвращаются к традиционным урокам.
В качестве заключения хочу заметить, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество.

Список литературы
1. Байкова А.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Москва 2001 г..
2. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. М., 2008
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.
4. Колякина В.И. Методика организация уроков коллективного творчества. Владас. Москва 2002 г.
5. Павлова М.Б., Питт Дж. и др.Метод проектов в технологическом образовании школьников. Москва Издательский центр «Вентана-Граф»2003г.Проснякова Т.Н. Методические рекомендации для учителя. Уроки мастерства. Москва 2003 г.
6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Москва 1987 г.
7. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
8. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». Интернет- журнал "Эйдос".
9. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Москва 2001
10. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству. Владас. Москва 2003 г

Источник: https://yadi.sk/i/DXoDQ-e9mpe26
Категория: Музыка | Добавил: Elenaom (11.01.2016) | Автор: Омельянович Елена Владимировна E
Просмотров: 271 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Елена Владимировна. Ваша статья не может участвовать в Конференции. По Положению "09 июня 2015 г. – 31 января 2016 г. – подготовка и размещение статей на сайте Конференции www.moi-mummi.ru"
Ваша работа размещена 11.01.2016

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]