Одной из стратегических целей в области образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, ориентирующегося в потоке информации, обладающего способами её поиска, обработки и структурирования. Достижению этой цели способствует применение новых информационных образовательных технологий, которые позволяют обеспечить эффективную организацию познавательной деятельности студентов, сформировать деятельностные качества, повысить интерес к обучаемым дисциплинам, в частности к дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Использование мультимедиа технологий как метод организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно- обучающим, но и мотивационным воздействием. В настоящее, время дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» отводится огромное значение. В отличие от многих академических дисциплин , эти дисциплины , требуют овладения широким спектром знаний. Это вызывает определенные трудности в ее изучении и освоении умений и навыков безопасного поведения, усугубляющиеся безответственным отношением к ней студентов. Использование презентаций это метод, который специально направлен на формирование положительных мотивов обучения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению студентов учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению повышению интереса к изучению дисциплины. Информационные технологии, к которым относится и технология мультимедиа являются мощным средством повышения эффективности учебного процесса и педагогического труда. Технология мультимедиа ориентирована на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды информационной деятельности, на воспитание личности, живущей в информационном обществе. Её отличие от традиционной совокупности средств, способов, методов поиска, обработки и продуцирования информации состоит в использовании электронных устройств, прежде всего, компьютера. Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям к средствам обучения, т.к. обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, способствуют повышению мотивации к учению, познавательной активности и, в конечном счёте, результативности обучения. Обучение студентов в компьютерной среде - это не только процесс получения новой информации и освоения современных способов учебной деятельности, но и интеллектуальное развитие, овладение другими типами мышления, выражение мыслей новыми средствами. Компьютер – это помощник учителя в развитии образного, вербального, интуитивного мышления и других видов умственной деятельности. Мультимедиасистемы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. использование этих средств обучения положительно влияет на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам. Презентация дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для: информационной поддержки; обеспечения принципов наглядности и доступности; экономии времени и материальных средств; расширения образовательного пространства урока. Благодаря использованию презентаций у студентов наблюдается: концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала; повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учебе. Применение цвета, графики , анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.
Целью педагогической деятельности преподавателя является повышение познавательной активности студентов на уроках дисциплин «ОБЖ» и «Безопасность жизнедеятельности) посредством использования технологии мультимедиа. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: - моделирование процесса обучения в соответствии с идеями развивающего обучения и оптимизации учебного процесса, а также с опорой на учение о поэтапном формировании умственных действий; - определение основных направлений, методов и приёмов работы по использованию интерактивной доски как средства повышения познавательной активности на уроках; - создание электронных образовательных ресурсов для реализации всех форм учебной работы (лекции, практического занятия, самостоятельной работы, контроле знаний), а также всех структурных элементов занятия; - проверка опытно-экспериментальным путём эффективности системы методов и приёмов обучения с использованием интерактивной доски для повышения познавательной активности на уроках. При организации аудиторной работы преподавателем используются различные формы организации учебной деятельности с использованием средств мультимедиа: - коллективная работа по усвоению новых знаний и отработке умений и навыков; - проектная деятельность в группах, при которой электронные ресурсы используются в качестве источника образовательной информации, для оформления и представления результатов этой деятельности; - работа с электронными образовательными ресурсами в парах для получения консультативной помощи, с целью развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат; - индивидуальная работа с электронным учебным пособием с целью тренинга, самоконтроля, текущего контроля знаний. В презентации, созданные при помощи компьютерной программы Power Point, включён разнообразный иллюстративный материал: - анимационные картинки различных явлений природы, для того чтобы студентам была понятна физическая сущность каждого явления: землетрясения, оползня, селевого потока, молнии и грозы, смерча, цунами и т.д); - точные формулировки и определения того или иного бедствия; - классификации ЧС; - правила поведения населения при ЧС мирного и военного времени; - разработаны различные игровые моменты посредством презентации: «Крестики-нолики», «Своя игра», «сто к одному», «что , где, когда». - тестовые задания, разработанные посредством применения гиперссылок; Разнообразный иллюстративный материал, яркие и точные формулировки представленные на слайдах позволяют задействовать в восприятии учебной информации больше органов чувств, сделать усвоение материала доступным, интересным, логически взаимосвязанным, вызвать интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, побуждают к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в обладании знаниями, а следовательно, повысить познавательную активность студентов. Например, изучение темы «ЧС природного характера» начиная с демонстрации слайдов, созданных в программе Power Point. Вставленные в слайд анимация (молния, пожар и др.) и предметные картинки позволяют наглядно и зрелищно продемонстрировать суть явления . Нестандартно поданная информация имеет большое эмоциональное воздействие и является целостным образом, который входит в подсознание и повышает мотивацию на изучения данной темы. Для закрепления знаний по теме студентам можно предложить решить кроссворд или выполнить тестовые задания. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя отношение многих преподавателей к мультимедийным презентациям неоднозначно, бесспорным является то, что данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Во время проведения занятий – презентаций в аудиториях создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Студенты учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету, появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания. Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, это понимание должно перерасти в заинтересованность не только студентов , но и педагога , что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.