План-конспект урока Предмет: ОБЖ Класс: 5 Учитель: О.А. Кузнецова Дата: Тема: «Дорожная азбука» Цели: I. • знать: дорожные знаки, их виды; • понимать: схематичное изображение дорожных знаков; • уметь: читать дорожные знаки; • использовать приобретённые знания и умения: для правильной ориентации на улицах и дорогах. II. - способствовать развитию у учащихся: *умения анализировать, делать выводы; *чувства коллективизма, взаимопомощи; - способствовать формированию и развитию: *познавательного интереса учащихся к предмету; *самостоятельности. III. - способствовать формированию у учащихся: *умения планировать свою деятельность; *чувства коллективизма, взаимопомощи; *настойчивости в достижении цели.
Методическое оснащение урока: Материально-техническая база: • кабинет; • компьютер; • проектор. Дидактическое обеспечение: • технологическая карта; • Обучающий диск «Азбука безопасности на дороге» из цикла «Уроки тетушки Совы» • Презентация «Дорожная азбука»; • плакат «Дорожные знаки»; • материалы для контроля знаний учащихся: тесты, карточки-задания. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, аудиовизуальный. Словарная работа: дорожный знак, кемпинг Форма проведения урока: урок – соревнование Тип урока: урок изучения новых знаний
Ход урока. 1. Организационный момент. 1.1. Приветствие. 1.2. Проверка явки учащихся. 1.3. Проверка готовности дежурных по классу к уроку. 1.4. Настрой учащихся на работу. • Приложение №1. 2. Постановка темы и цели урока. • Приложение №2. 3. Изложение нового материала. 3.1. Введение понятия «дорожный знак». 3.2. Группы знаков. • Приложение №3 4. Первичное закрепление нового материала. Задание №1. • Приложение №4 5. Физкультминутка • Приложение №5 6. Закрепление нового материала. Задание №2. • Приложение №6 Задание №3. • Приложение №6 Задание №4. • Приложение №7 Задание №5. • Приложение №8 Задание №6. • Приложение №9 7. Инструктаж по выполнению домашнего задания. • Приложение №10 8. Подведение итогов урока. -сообщение о достижении целей урока: • Приложение №11. -объективная оценка результатов работы учащихся на уроке, выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся; Приложение №1 Здравствуйте! Присаживайтесь. Пожалуйста. Кто сегодня дежурный? У нас присутствуют все? А сейчас мы отправимся на встречу к тётушке Сове. Будьте внимательны при просмотре. (Просмотр видеоролика диска «Азбука безопасности на дороге» из цикла «Уроки тетушки Совы) Приложение №2 Так что же мы сегодня будем с вами изучать? Правильно – дорожные знаки. Для того чтобы на дорогах не было хаоса, люди придумали правила дорожного движения. Эти правила помогают водителям, пешеходам избежать аварий. И большими помощниками и подсказчиками в соблюдении порядка на дорогах являются дорожные знаки. И если правила дорожного движения сравнить с книгой, то дорожные знаки – это буквы, по которым эту «дорожную книгу» читают в любой стране мира. Дорожные знаки – это своеобразная дорожная азбука. Записываем в технологическую карту. Число, тема – Дорожная азбука. Как вы считаете. Что такое дорожный знак? Это такая табличка, на которой есть схематичный рисунок. (запишите в карту определение). А когда же появились первые дорожные знаки? (сообщение ученика) Приложение №3 Давайте вспомним урок у тетушки Совы. Какие бывают знаки? Группы знаков? (слайд №2) Предупреждающие Это знаки в форме треугольника с красной каймой. Они рассказывают о том, что ждёт водителя на дороге. Дети; Ремонтные работы; ж/д переезд со шлагбаумом; пересечение равнозначных дорог; крутой спуск. Приоритета Эти знаки устанавливают очерёдность проезда перекрёстков, проезжих частей или узких участков дороги. Уступи дорогу; (знак дорожной вежливости) Главная дорога; Движение без остановки запрещено; Запрещающие Эти знаки круглые белые или синие с красной каймой. Они запрещают водителю что-либо Въезд запрещен; Движение на велосипеде запрещено; Движение пешеходов запрещено; Остановка запрещена; Обгон запрещен. Предписывающие Это круглые знаки синего цвета с белым рисунком. Они сообщают, кому можно двигаться по этой дороге и в каком направлении. Велосипедная дорожка; Пешеходная дорожка; Ограничение минимальной скорости; Информационно - указательные Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками. Эти знаки несут информацию. Место остановки трамвая; Пешеходный переход; Место остановки автобуса; Сервиса Это синие четырехугольники с каким - нибудь изображением. Сервис – это обслуживание. Эти знаки говорят сами за себя. Кемпинг; Пункт питания; Пункт ПМП; Телефон; Гостиница; Пост ДПС. Дополнительной информации Эти знаки уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены. Направление главной дороги; Инвалиды; Ограничение разрешенной максимальной массы. Приложение №4 У вас на листах изображения шести дорожных знаков. Ваша задача - подписать к какой группе относится каждый знак. Проверим себя. (слайд №3) Приложение№5 Ваша задача - если вы со мной согласны, то должны хлопать в ладоши, если не согласны, то топаете ногами, но не слишком громко. -Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой? -Кто из вас идет вперед, Только там, где переход? -Кто бежит вперед так скоро, Что не видит светофора? -знает кто, что свет зелёный Означает: путь открыт? -А что желтый свет всегда нам О вниманье говорит? -Кто, пусть честно говорит, На трамвае не висит? -Знает кто, что красный свет Означает: хода нет? -Кто из вас в вагоне тесном. Уступил старушке место? -Кто торопится, бежит Перед знаком «путь закрыт»? -Кто в свои 12 лет Оседлал велосипед И помчался на нем сразу Прямиком на автотрассу? Тихонечко присели и продолжаем урок. Приложение №6 А сейчас мы с вами проведем соревнование и закрепим ваши знания о дорожных знаках. Вы должны разделиться на две команды. Задание №2 (слайд №4) Вам предлагается обсудить в команде данные ситуации. Правильно ли поступают дети? Задание №3 (слайд №5-10) У вас на столах лежат карточки с дорожными знаками. По очереди для каждой команды загадка. Вы должны поднять карточку с правильным ответом. *За каждый правильный ответ – 1 балл. Приложение №7 Задание №4 У вас на столах лежат картриджы с карточками дорожных знаков. Ваша задача – подобрать карточки с названиями дорожных знаков. Не забывайте. Работаем быстрее, между вами идет соревнование. Приложение №8 Задание №5 (карточка 1 с магнитными знаками) Буратино отправился в кинотеатр, хотел посмотреть поучительный фильм. Подпрыгивая от радости, Буратино направился в зрительный зал. Но контролер его не пропустил. Так как у него не оказалось денег. Контролер предложил взамен выполнить задание. Внимательно рассмотрите рисунок и расставь дорожные знаки в обозначенных местах. Давайте поможем Буратино. Не забывайте, что вы – команда и должны работать сообща. И помните о времени. Приложение №9 Задание №6 На листах перед вами рисуночный тест. Ответьте на поставленные вопросы. Отвечая, отметь точками правильные ответы при пересечении. Соедините полученные точки. У вас получились улыбающиеся смайлики. У кого – то нет, но это не беда. Где – то вы допустили неточности. Но я надеюсь, вы устраните пробелы в своих знаниях на следующих уроках. Приложение №10 Повторите дорожные знаки. Сделайте карточки дорожных знаков. Приложение №11 Наш урок подошел к концу. Я думаю, что вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения и дорожные знаки.