Пятница, 26.04.2024, 06:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » ОБЖ

урок-практикум
Тема:" Первая медицинская помощь при травмах и ранениях".
Практическое занятие: «Оказание первой помощи при остановке сердца и дыхания»
Тема: «Первая помощь при остановке сердца и дыхания»
Тип урока. Совершенствование знаний, умений, навыков.
Вид урока: Урок-практикум.
Вопросы урока. 1. Признаки остановки сердца. 2. Прядок действий при подготовке и проведении сердечно-легочной реанимации. 3. Отработка действий по сердечно-легочной реанимации.
Цели урока. Изучить признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-легочной реанимации. Получить первичные навыки по оказанию первой помощи при остановке сердца и прекращении дыхания.
Задачи урока:
Образовательная : познакомить с оказанием первой помощи при сердечно-легочной реанимации.
Развивающая : сформировать у обучающихся знания об экстренной реанимационной помощи.
Воспитательная : сформировать у обучающихся практические навыки по оказанию первой помощи пострадавшим.
Частные методы:
Обучения: диологический, показательный
Преподавания: объяснительный, побуждающий
Учения: практический
Воспитания: беседа, пример, поощрение
Межпредметная связь :охрана труда -тема «Производственный травматизм»
Материально-техническое обеспечение урока
экран
компьютер
Учебно-наглядные пособия
Плакаты: экстренная реанимационная помощь
анатомический словарь
манекен-тренажер
План урока
Оформление доски:
Число, месяц Тема Первая помощь при остановке сердца и дыхания.
Методические указания
При проведении практической части данной темы преподаватель должен контролировать эффективность проведения реанимационных мероприятий.
При проведении сердечно-легочной реанимации необходимо:
• систематически, через каждые 1 ...2 мин, проверять пульс на сонной артерии. Если пульс отсутствует или нет уверенности в том, что он есть, массаж сердца продолжают. Появление пульса — признак действенности принимаемых мер;
• регулярно, через каждые 2... 3 мин, прерывать проведение реанимации на несколько секунд, чтобы определить наличие признаков восстановления самостоятельного дыхания;
• также постоянно, через каждые 2... 3 мин, проверять состояние зрачков и их реакцию на свет. Восстановление обычных размеров зрачков и наличие их реакции на свет (сужения) являются признаками эффективности проводимых мероприятий и восстановления функций центральной нервной системы. Для проверки реакции зрачков на свет двумя пальцами быстро приподнимают верхние веки пострадавшего, оценивают диаметр зрачков, снова опускают
и поднимают веки, отмечая при этом наличие или отсутствие изменения диаметра зрачков;
• контролировать окраску кожного покрова и слизистых оболочек (исчезновение их бледной или синюшной окраски является признаком эффективности реанимационных действий);
• учитывать, что при проведении сердечно-легочной реанимации пострадавшего, находящегося в состоянии клинической смерти, как правило, сначала восстанавливается деятельность сердца, затем — самостоятельное дыхание и в последнюю очередь — функция головного мозга (потерпевший приходит в сознание). Даже при кратковременном пребывании в состоянии клинической смерти (менее 1 мин) сознание может длительно отсутствовать;
• помнить о том, что массаж сердца всегда должен проводиться одновременно с искусственным дыханием, которое обеспечивает снабжение циркулирующей крови кислородом. В противном случае реанимация теряет смысл;
• транспортировать пострадавшего лишь после восстановления сердечной деятельности и свободного самостоятельного дыхания или в специализированной машине «скорой помощи», в которой можно продолжать реанимационные мероприятия.
Также преподаватель должен указывать на ошибки при проведении сердечно-легочной реанимации.
Ошибки при проведении искусственной вентиляции легких (искусственного дыхания) состоят в следующем:
• не обеспечена полная проходимость дыхательных путей;
• не обеспечена герметичность при вдувании воздуха методом «рот в рот» или «рот в нос»;
• воздух попадает в желудок, что приводит к его растяжению с последующей рвотой ;
• нарушена последовательность вдувания воздуха и надавливания на грудную клетку при наружном массаже сердца (вдувание во время надавливания).
При проведении наружного массажа сердца возможны следующие ошибки:
• потерпевший уложен на пружинящую поверхность;
•положение рук оказывающего помощь отличается от «стандартного»;
• при проведении массажа сердца руки сгибаются в локтевых суставах или отрываются от грудины пострадавшего;
• производится очень резкое надавливание на грудину, что может привести к переломам ребер или грудины с повреждением легких и сердца. При чрезмерном давлении на мечевидный отросток грудины возможны разрывы желудка и печени;
• не обеспечивается необходимая частота надавливаний на грудину (60 надавливаний в минуту — минимальное, 80— 100 — оптимальные значения) или ритм (допускаются длительные перерывы);
• отсутствует контроль эффективности массажа (проверка пульса через каждые 2... 3 мин) и соотношения частоты вдуваний воздуха и надавливаний на грудину (1:5; 2:15).
Ход урока
1 этап: организационный момент
2 этап: мотивация
Вопросы для активизации знаний.
1. Как определить, что у человека отсутствует сердечная деятельность и дыхание?
2. Какие способы искусственного дыхания вы знаете?
3. Как «запустить» сердце человека?
4. Какие медицинские приборы для восстановления работы сердечной мышцы вы знаете?
5. Что нужно сделать после того, как вам удалось восстановить у пострадавшего работу сердца?
6. Можно ли проводить сердечно-легочную реабилитацию, не убедившись в том, что сердце пострадавшего не работает?
3 этап: повторение изученного материала.
Ответьте на вопросы:
1. Назовите наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания?
2. Назовите основные возбудители инфекционных болезней?
3. Что такое иммунитет?
4. Назовите его виды.
5. Какие мероприятия проводятся по профилактике инфекционных заболеваний?
6. Что такое первая помощь?
7. Назовите порядок оказания первой помощи.
4 этап: изложение нового материала.
Вступительное слово преподавателя.
На втором месте после травм среди причин смерти от несчастного случая стоит остановка сердца. Это может произойти в результате удара электротоком, удара в область грудины, шокового состояния, сердечно- сосудистого заболевания и ряда других причин. В большинстве случаев остановка сердца означает клиническую смерть. Это состояние обратимо, т.е. если в течение 7 минут оказать пострадавшему квалифицированную помощь, его сердце вновь заработает и человек вернется к жизни. Вы наверняка знаете таких людей или слышали о них от друзей и знакомых. Приемы оказания такой помощи, а она называется сердечно-легочной реабилитацией, просты и доступны всем. Мало того, их должен знать каждый взрослый человек. В оказании первой помощи главное — не бояться принять решение и взять на себя ответственность за жизнь человека. Остальное, как говорится, дело техники. Техника сердечно-легочной реабилитации и станет темой сегодняшнего урока.
Беседа. Основы реаниматологии, под ред. В. А. Неговского, 2 изд., М., 1975.
Терминальное состояние (от лат. terminalis — относящийся к 1 концу) включает конечные стадии жизни — переходные состояния между жизнью и биологической смертью. Характеризуются глубокими, хотя и обратимыми нарушениями функций важнейших органов и систем организма, нарастающей гипоксией (кислородное голодание). Терминальное состояние включает стадии предагонии, с угасанием сознания, рефлексов при сохранении дыхания и сердечной деятельности; агонии; клинической смерти, при которой отсутствуют внешние признаки жизни. Продолжительность терминального состояния зависит от тяжести основного заболевания и от того, применяются ли меры по оживлению организма, включающие массаж сердца, искусственное или вспомогательное дыхание и другие. Одновременно с ними проводят лечение основного заболевания (например, противошоковую терапию при травме).
Основные признаки остановки сердца:
— потеря сознания;
— отсутствие пульса;
— остановка дыхания;
— бледность или синюшность кожи и слизистых оболочек;
— расширение зрачков;
— судороги.
5 этап: практическая часть.

Помощь (по методике В.Г. Бубнова): до приезда «скорой помощи» необходимо:
Нанести прекардиальный удар — положить пострадавшего спиной на твердую поверхность;
1. Освободить грудную клетку от верхней одежды, найти мечевидный отросток, прикрыть его левой (если вы левша — правой) рукой, расположить правую руку по оси туловища и нанести короткий средней силы удар по середине грудины ребром сжатой в кулак ладони;
2. После нанесения прекардиального удара сразу проверить пульс на сонной артерии. Если пульс есть — обеспечить пострадавшему покой, перевернуть его на правый бок и дожидаться приезда «скорой помощи», постоянно контролируя состояние пострадавшего.
3. Если прекардиальный удар не принес результата, то самостоятельно выполнить закрытый массаж сердца. Следует отметить, что массаж сердца должен производиться одновременно с вентиляцией легких.
Внешний массаж сердца состоит в ритмичном сдавливании сердца между грудиной и позвоночником. При нажатии на сердце кровь выжимается из его плоскостей и поступает из левого желудочка в аорту и дальше, в том числе по сонным артериям в головной мозг, а из правого желудочка направляется в легкие, где происходит важный механизм оживления организма — насыщение крови кислородом. После того как давление на грудь прекращается, плоскости сердца снова наполняются кровью.
Потерпевшего укладывают спиной на твердую основу. Оказывающий помощь становится сбоку от потерпевшего и поверхностями ладоней (основанием кистей, а не пальцами), которые накладываются друг на друга, нажимает на нижнюю треть груди. Массаж сердца проводят толчками, нажимая на руку всем телом до 50 раз в минуту. Амплитуда колебаний грудной клетки при этом у взрослого человека должна составлять около 4—5 см. У детей массаж сердца следует проводить предельно аккуратно, только одной рукой, а у детей грудного возраста — кончиками пальцев с частотой 100—120 нажатий в минуту.
Если оживление проводит один человек, то через каждые 15 нажатий на грудину с интервалом в 1 секунду, он должен приостановить массаж, провести 2 сильных искусственных вдоха методом «рот в рот» или «рот в нос». При участии 2-х оживляющих необходимо после каждых 3—5 производить вдох. Если через час после начала массажа и вентиляции легких сердечная деятельность не возобновляется и зрачки остаются широкими, оживление можно прекратить. При появлении четких признаков истинной смерти оживление может быть прекращено раньше.
Вдыхайте в больного воздух через рот или нос — после резкого собственного вдоха. Повторяйте 10 раз в минуту. «Соединение» с больным должно быть плотное.
Лучше избегать непосредственного контакта своих губ с губами больного. Для этого лучше использовать специальные маски, которые есть практически в каждой автомобильной аптечке. Если такой маски нет, возьмите медицинскую маску, чистую марлевую салфетку. Если и этого не окажется под рукой, то возьмите носовой платок, проделайте в нем отверстие ножом или любым острым предметом и положите больному на рот.
Голову больного держите запрокинутой назад — чтобы язык не перекрывал глотку.
У вас может закружиться голова от избытка кислорода в крови. В этом случае вам надо восстановиться, просто расслабившись и умерив дыхание.
Запрещается отрывать руки от грудины пострадавшего при совершении непрямого массажа сердца — это может привести к отрыву грудины и его смерти.
После каждого цикла сердечно-легочной реанимации проверяйте пульс у пострадавшего (удобнее всего — на сонной артерии). Непрямой массаж сердца при работающей сердечной мышце может привести к остановке сердца.
6 этап: Подведение итогов урока.
1. Вопросы для закрепления знаний.
Ситуационная задача. У пострадавшего в ДТП гражданина нет пульса на сонной артерии. Оказавшиеся на месте проис¬шествия граждане решили оказать ему помощь и проводят сердечно-легоч¬ную реанимацию, уложив его на толстый слой свежего снега, прикрытый тонким одеялом. В чем ошибка?
Ответ: непрямой массаж сердца требует твердой подстилающей по-верхности, иначе грудину не продавить.
2. Ситуационная задача. К пострадавшему подбежали двое граждан и
принялись проверять наличие дыхания при помощи зеркальца. Зима,
температура воздуха —15 градусов мороза. Зеркальце, поднесенное ко рту, быстро запотело. Граждане утверждают, что дыхание, а следовательно, сердечная деятельность у гражданина есть. Правы ли они?
Ответ: возможно правы, а возможно нет. Зеркальце, поднесенное корту человека на морозе, будет запотевать до тех пор, пока температура его тела не опустится до нуля. Пока температура тела человека выше температуры окружающего воздуха, из его рта будет испаряться влага, и зеркальце будет запотевать. Этот метод недостоверен. Лучше проверить пульс на сонной ар-терии.
3. Ситуационная задача. Дома на столе или на полу, табурете,
ска¬мейке отработайте правильное положение рук и правильные движения при непрямом массаже сердца. Помните: давим на середину грудины, ни в коем случае не на район ключиц или мечевидного отростка. Рук при надавливании не отрываем, следующее надавливание только после того, как грудина пострадавшего вернулась в исходное положение. Массаж совершаем только при прямых руках, работают спина и плечи, но не руки!
Преподаватель подводит итоги и ставит оценки.
7 этап: сообщение домашнего задания.
Ответьте на вопросы:
1. Назовите признаки клинической смерти.
2. Как можно убедиться, что у пострадавшего наступила клиническая смерть?
3. Какова последовательность действий одного спасателя при сердечно-легочной реанимации? Двоих? Троих?
4. Какова максимальная численность группы спасателей при совершении сердечно-легочной реанимации?
5. Какое действие необходимо совершать спасателям после каждого цикла действий при сердечно-легочной реанимации?
Категория: ОБЖ | Добавил: dkflbvth (22.11.2011) | Автор: Владимир E
Просмотров: 2115 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 DecodeLove  
Hey, good to find smoeone who agrees with me. GMTA.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]