Информационно-коммуникативные технологии на уроках специальных дисциплин
Требования, предъявляемые к преподаванию специальной технологии, тесно связаны с развитием производства и неуклонным ростом требований рынка труда к качеству подготовки кадров в системе профессионального образования. Чтобы соответствовать выпускникам начального и среднего профессионального образования современному уровню развития производства, в учебный процесс необходимо внедрять инновационные технологии обучения. Благодаря инициативе и поддержке Научно-методического центра Республики Марий Эл с 2003 года в свою педагогическую деятельность внедряю информационныо-коммуникативные технологии (ИКТ). Привлекательность этой технологии объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности учащихся, повышении их мотивации, возможностью осуществлять индивидуальный подход в обучении. Анализ проведенных уроков свидетельствует о том, что при использовании ИКТ у учащихся пропадает неуверенность, становятся более активными, появляется интерес к учебе, повышается средний балл качества успеваемости. Применение ИКТ позволяет сделать урок более доступным и наглядным, интересным и красочным, экономит время учителя и ученика, дает возможность быстро провести контроль знаний и оценить результаты обучения. Данную технологию можно использовать на различных этапах урока: при опросе домашнего задания; при объяснении и закреплении нового материала. На своих уроках активно использую различные варианты применения ИКТ – это иллюстрация учебного материала, работа с электронными учебниками, презентации, тестирование, работа с Интернет-ресурсами. В условиях прогрессирующего информационного взрыва профессиональные знания, умения и навыки, получаемые учащимися в стенах учебных заведений начального и среднего профессионального образования, быстро устаревают. «Моральный износ знаний» происходит чрезвычайно быстро из-за коренных изменений технологических процессов, внедрения автоматизированных станков, линий и химизации производственных процессов. Все это требует необходимость строить учебный процесс таким образом, чтобы вооружать учащихся не только знаниями сегодняшнего дня, но и готовить будущих рабочих и специалистов к самостоятельному приобретению профессиональных знаний. Задачей преподавателя на данном этапе является заинтересовать учащихся в приобретении знаний, научить самостоятельно добывать знания, научить его успешно учиться всю жизнь. Огромное значение в формировании умения учащегося работать самостоятельно составляют информационно-коммуникативные технологии. Учащиеся с удовольствием выполняют внеаудиторные самостоятельные работы с использованием Интернет-ресурсов. На современном этапе многие учебные заведения начального и среднего профессионального образования не имеют достаточно финансовых средств для приобретения широкого спектра учебной, справочной и научно-популярной литературы, поэтому установка в читальном зале библиотеки компьютеров, обеспечение их специальными программами, электронными учебниками, выходом в Интернет играет большую роль в формировании знаний учащихся и приобретения навыков и умений самостоятельной работы. Внедрение ИКТ в учебный процесс существенным образом повышает качество образования, позволяет учащимся адаптироваться к изменениям современного общества. Однако эффективность применения данной технологии зависит от профессионального мастерства преподавателя, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая психологический комфорт для учащегося и положительную мотивацию, которая будет способствовать развитию знаний, умений и навыков. Таким образом, необходимость использования ИКТ в преподавании специальной технологии не вызывает сомнения.