Использование
ИКТ при изучении Технологии
Образовательная область Технология является одной из
важнейших составляющих подготовки обучающихся к реальной жизни. Полагаю,
оспаривать это утверждение желающих не найдётся. Правда, у некоторой части представителей
старшего поколения бытует устаревшее понимание сути школьного курса
«Технология». Мне порой приходится слышать, что я должен «научить мальчишек
гвозди забивать, а не морочить им головы разными проектами». Сразу вспоминается
документальная вставка в фильме «Собачье сердце», где очень хорошо показана
отработка стоящими вдоль длинного верстака юношами локтевого удара молотком по
командам преподавателя. Реально ли это в современных условиях? Конечно же –
нет.
Программой школьного курса технологии предусмотрено
изучение весьма значительного пласта знаний: основы материаловедения,
графическая грамота, основы машиноведения, основы домашней экономики и ведения
домашнего хозяйства, технология обработки материалов, декоративно-прикладное
творчество, основы проектной деятельности и многое другое. Получить и
переработать всю необходимую информацию без применения ИКТ просто не
представляется возможным. Тем более, что в соответствии с ФГОС для каждого
параграфа в учебнике предусмотрено компьютерное сопровождение темы.
В школе, где я работаю, полностью оборудованы
(интерактивные доски, единая локальная сеть с выходом в Internet) три компьютерных
класса, два из которых находятся в пределах 15 метров от учебных мастерских,
что даёт возможность проведения части теоретических занятий с их
использованием. Применение ИД облегчает работу с графическими документами:
эскизами, чертежами, схемами. Здесь же можно проводить компьютерное
тестирование обучающихся либо распечатывать тесты и бланки ответов. Регулярно
пополняемая медиатека позволяет знакомить ребят с материалом, недоступным иным
путём: промышленные технологии и оборудование, банк проектов и прочее.
По согласованию с учителями информатики часть работы
по оформлению проектной документации, разработке рекламы и подготовке
презентации проекта может быть выполнена в рамках уроков по этому предмету с
получением дополнительной оценки.
С теоретической частью программы, графикой и
тестированием ситуация ясна, но как быть с практической составляющей? И здесь
можно призвать на помощь ИКТ.
Да, принцип «делай как я» никто не отменял, и
практическое обучение основным операциям ручной обработки материалов путём
показа и неоднократного повторения проводить необходимо. Только делать это
сейчас можно несколько иначе. Мы знаем, что один учащийся с первого раза усвоит
технику выполнения какой-либо операции, а с чем-то не справится вовсе. У
другого просто золотые руки. Третьему дана светлая головушка, а руки… На кого
же должен ориентироваться учитель? На каждого из них!
Компьютер, установленный в слесарной мастерской (в
столярной мастерской запылённость, к сожалению, это исключает), позволяет
неоднократно просматривать выполнение той или иной операции, разбирать
допускаемые ошибки и определять их причины. При этом экономятся материалы,
сберегается инструмент, приборное и станочное оборудование, и, что гораздо
более важно, снижается уровень травматизма и сама его возможность. В дальнейшем
предполагается установка там же мультимедийного проектора и подключение к
локальной сети, что даст возможность применять средства ИКТ более эффективно.
Есть, правда, опасность, что практическая подготовка
отойдёт на второй план. Знаю, в некоторых школах на волне модернизации
ликвидировали мастерские, демонтировав станки и другое технологическое оборудование.
Хочется верить, что, в конце концов, восторжествует разумная точка зрения,
будет найдено компромиссное решение. Стране нужны квалифицированные рабочие и
инженерно-технический персонал, а готовить их нужно начиная со школьной скамьи,
чтобы не было за державу обидно. Повысить же эффективность этой работы могут и
должны информационно-коммуникационные технологии.
В приложении представлены авторские разработки: 1. презентация "Линии чертежа"; 2. тесты для индивидуального компьютерного тестирования учащихся 5 класса; 3. тест для фронтального контроля знаний учащихся 8 класса по электротехнике с возможностью индивидуального контроля по бланкам ответов.
Источник: http://yadi.sk/d/esliNiIYCAXFH |