план-конспект урока с использований компьютерных технологий
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» Изготовление выкройки брюк на компьютере. 80 минут Учитель - Несяева Елена Николаевна
Структура урока и ресурс времени:
I. Подготовительная часть 1). Организационный момент - 5 мин. 2). Специальное коррекционное упражнение - 10 мин. 3). Повторение пройденного - 25 мин. 4). Изучение нового - 20 мин. 5). Физкультминутка - 5 мин. 6). Вводный инструктаж - 15 мин.
II. Основная часть. 1). Практическая работа - 50 мин. 2). Прием готовых работ учащихся - 10 мин.
III. Заключительная часть. 1). Отчет учащихся о проделанной работе - 10 мин. 2). Уборка рабочих мест - 10 мин.
Тип урока: • комбинированный Формы организации познавательной и практической деятельности учащихся: • фронтальная; • индивидуальная. • групповые.
Методы обучения: • объяснительные, • словесные, • информационно-сообщающие, • наглядные, • практическая работа • инструктивно-практические.
Межпредметные связи: • информатика. Тема: Изготовление выкройки брюк на компьютере. Раскрой брюк. Подготовка кроя к шитью. Планирование пошива по образцу
Цели урока: Учебная: • Учить изготавливать выкройку брюк с помощью компьютерной программы. • Дополнить знания о раскрое брюк и подготовке кроя к шитью. • Дать представление о планировании пошива брюк по образцу.
Коррекционная: • Развивать мыслительные процессы учащихся на основе аналитической работы над образцом через специальное коррекционное упражнение - кроссворд.
Воспитательная: • Воспитывать аккуратность и внимательность во время работы.
Оборудование и наглядные пособия: • Рабочие тетради • Ручки, карандаши. • Опросные карточки • Магнитные карточки для доски • Оборудование класса. • Крой изделия. Ход урока
I. Подготовительная часть 1). Организационный момент: • Приветствие, проверка готовности к уроку, назначение дежурных. • Положительный эмоциональный настрой.
По вертикали: 1. Застежка - веселая дорожка 2. У кошки - брюшко, а у иголки? 3. Два конца, два кольца, посередине – гвоздик 4. Пустой как дырявый … 5. Он бывает меховой, может быть отложной, а может быть - стойкой 6. Лучшая подруга иголки. 7. Работаешь спустя … 8. Идет пароход то взад, то вперед.
По горизонтали: 1. Им рисуют, и на ткани тоже. 2. Я, подружка, встречная, на ткани - поперечная. 4. По краю встречается, никогда не осыпается. 5. У дядюшки у Никона вся лысина истыкана. 6. Лекало в дружбе с ним, он для свободы движения необходим. 7. Нитка с ниткой переплетается, что получается? 8. Весь мир одевает, сама нагишом. 9. «Головастая» иглица в работе очень пригодится.
3). Повторение пройденного:
• Индивидуальные задания в рабочих тетрадях.
• Словарная работа (косой, долевой, поперечный срезы)
Итак, мы вспомнили, что такое срезы и, какими они бывают.
4). Изучение нового:
• Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях. • Постановка перед учащимся учебной задачи. • Сообщение познавательных сведений.
Изготовление выкройки на компьютере.
Вы уже знакомы с построением чертежа брюк, а также с выкройками в натуральную величину в приложениях к журналам мод. Какими еще современными методами можно сделать выкройки? Сегодня мы изготовим с помощью компьютера выкройку брюк.
• Работа с компьютером по программе «ЛЕКО» Вводим мерки необходимые для построения выкройки, получаем индивидуальные выкройки на каждого ученика. • Работа по сборке выкройки.
• Разминка. Раскрой брюк. Что нужно помнить, чтобы не допустить ошибок при раскрое брюк?
• Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
1. Подготовить ткань для раскроя. • Продекатировать, • Определить лицевую сторону ткани. • Выявленные дефекты обвести мелом (чтобы их при раскрое обойти) • У обрезного края выдернуть поперечную нитку и по ней обрезать край ткани 2. Настелить ткань. • Вразворот (Разложить ее на столе для раскроя изнанкой вверх) • Всгиб (Сложить вдвое кромку с кромкой, лицевой стороной внутрь). 3. Разложить выкройки на ткань: • Учесть требования к раскрою тканей с ворсом, с начесом, направлением рисунка. • Следить за направлением долевых нитей. • Соблюдать норму прибавки на швы. • Располагать выкройки симметричных деталей со сгибом по сгибу ткани. • Разложить крупные детали, мелкие разместить между ними. • Экономно расходовать ткань, выпады использовать при обработке изделия. 4. Обмелить выкройки двумя линиями: • По контуру выкроек, • С учетом припусков на швы. 5. Разрезать ткань. • Резать по направлению от себя прямо или влево ( так удобнее работать не надо менять положение тела) • Не передвигать ткань во время работы, придерживать ее левой рукой (во избежание перекосов) • Резать средней частью лезвий, не сдвигая их да конца. Следить за тем, чтобы концы ножниц продвигались по линии, намеченной для разреза(иначе срез может быть неровный, зубцами)
Итак, мы приступаем к раскрою брюк по выкройке, изготовленной на компьютере «7 раз отмерь», говорит пословица, проверим еще раз 1. Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка? 2. Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке? 3. Точно ли выполнена обводка деталей? 4. Правильно ли даны припуски на швы. • Учащиеся самостоятельно раскраивают изделие.
Подготовка кроя к шитью.
• Перед пошивом проверить качество деталей кроя, и устранить обнаруженные неточности, 1. Все ли детали кроя в наличии? 2. Нанесены ли контрольные точки? 3. Равномерны ли припуски на швы? • Точками или надсечками (4мм) наметить места расположения вытачек, складок, карманов, линий подгиба краев. • Клеевую кромку (шириной 7-10см) проложить с помощью утюга на расстоянии 3-5 мм от среза Планирование пошива по образцу
• Словарная работа (планирование)
Технологическая последовательность пошива брюк зависит от конструкции изделия. Так, например, застежка может быть выполнена как в переднем, так и в боковом шве. Наш образец выполнен в следующей последовательности: (приложение 4)
Итак, сегодня мы научились не только изготавливать выкройки с помощью компьютерной программы, но и вспомнили, как подготовить крой для шитья, а также научились планировать свою работу не только по схеме, но и по образцу.
5).Физкультминутка: • Помогает подготовить учащихся к переключению на самостоятельную практическую работу: они выполняют несложные упражнения. «ЦВЕТА» Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь желтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь ( предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает игрок, оставшийся последним.
6). Вводный инструктаж: • Организация рабочих мест; • Правила техники безопасности при работе с электрооборудованием; • Спецодежда; • Составление плана работы; • Демонстрация приемов работы по этапам.
II. Основная часть.
1). Практическая работа: • Изготовление трусов. 1 подгруппа – Тахтобина К. работает самостоятельно 2 подгруппа – Елизарьева А., Колмакова М. работают под руководством учителя. 3 подгруппа – Романов М., работает под постоянным контролем учителя. • Проверка работы швейных машин. • Обходы рабочих мест учащихся с целью проведения текущих инструктажей: - проверить начало работ; - проверить правильность выполнения приемов работ; - контроль за соблюдением Т.Б. при работе; - выявление и помощь при затруднениях • Индивидуальная работа с Романовым, согласно рекомендациям специалистов.
2). Прием готовых работ учащихся: • Обход рабочих мест учащихся с целью проверки окончательной работы и выставления оценок.
III. Заключительная часть.
1). Отчет учащихся о проделанной работе. • Сравнение и оценка работы своих товарищей, обобщение результатов, выставление оценок.
2). Уборка рабочих мест: • Согласно графику дежурств учащиеся проводят уборку рабочих мест.