Среда, 28.02.2024, 05:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Чтение

Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом
Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом   Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов. В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула "рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение” исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать нашему ученику не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача учителя сегодня состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.  «Научиться читать – в истинном значении этого слова – значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нем смыслы, а также выраженный словами тот смысл, который называется «подтекстом». [2, с.5]   Программа «Школа 2100», по которой я работаю с 1997 года, помогает формировать у детей правильную читательскую деятельность. Технология  продуктивного чтения  включает в себя 3 этапа:                           I.            До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.                        II.            Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, поверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.                     III.            После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.   Но даже такая детальная работа над текстом не каждому ребенку помогает сразу осознать и понять его содержание. Наблюдения над учениками позволили отметить, что восприятие текста на слух у них достаточно хорошо развито. Прослушав чтение взрослого, они, как правило, могут ответить на вопросы по содержанию прочитанного. При самостоятельном чтении анализ информации, содержащейся в тексте, более проблематичен. Преодолеть негативное отношение к детальному анализу текста и выборке наиболее значимых слов и предложений может помочь компьютер. Познакомив однажды детей с гипертекстом, мы можем дать им в руки инструмент для увлекательной познавательной игры. Суть ее в создании электронной страницы с гиперссылками. Текст делится на смысловые части и с помощью буфера обмена разносится по частям на отдельные страницы. На главной («домашней») странице – заголовок текста, иллюстрация и ключевые слова из каждого фрагмента текста. По сути, это план. Остается от каждого слова сделать гиперссылки к фрагментам из текста – и весь он превратится в занимательную электронную книжку. Еще одна форма работы над  текстом помогает учащимся не только понять его содержание, но и подготовить картинный план для подробного либо краткого пересказа. Это создание видеоряда – подбор иллюстраций, фотографий или картинок по содержанию текста. Готовя такой видеоряд, дети учатся пользоваться интернетом для поиска нужных иллюстрационных материалов, а также выделять ключевые фразы, предложения, слова и соотносить их с подобранными иллюстрациями. Хорош такой видеоряд для составления текста-описания какого-либо предмета или пейзажа. Слово, подкрепленное наглядными образами, воспринимается более зримо, эмоционально и лучше запоминается. К некоторым художественным текстам удобно выстраивать аудиоряд. Особенно это актуально для текста, в котором дается описание картин природы, и в частности используются звуки природы. Например, в произведении В.Бианки «Неслышимка» (Приложение 1) описывается богатейший немой оркестр луга – незаметные нашему слуху маленькие звуки. После прослушивания аудиоряда  детям предлагается найти в тексте отрывок, где описываются  эти  маленькие звуки.   И уже на основе печатного текста и звукового ряда ученикам не составит труда ответить на вопросы: -        Почему тишину луга нельзя назвать мертвой? А как бы вы назвали такую тишину? -        Почему «шум тишины» был доступен только ушам совы? -        Какое же необыкновенно точное и поэтичное сравнение нашел В.Бианки, говоря о волшебной тишине на лугу? После такой работы ученикам легко понять основную мысль текста: если человек будет внимательно всматриваться и вслушиваться в природу, она подарит ему свои открытия.   Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся  вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.   Применение компьютерных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.   Литература:   1.      Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. – по 208 с., ил. – Изд. 3-е, перераб.- БАЛАСС, 2010.   2.      Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание, 1987. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, техние. Сер. «Педагогика и психология»; №3).   3.      Соколова Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 72 с.   4.      "Школа 2100". Образовательные технологии. Сборник материалов. – БАЛАСС, 2010г. – 160 с.   Приложения к статье: http://mm-festival.letitbit.net/download/77aaf3721fc616a8831c4484edde5678c/BasovaOV.rar.html    
Категория: Чтение | Добавил: Ольга3Басова (08.01.2012) | Автор: Басова Ольга Валентиновна E
Просмотров: 1704 | Теги: гипертекст, художественный текст, видеоряд, аудиоряд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]