Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом
Использование
мультимедиа технологий в работе над художественным текстом
Движение научной
мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит
стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно
внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и
качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время
требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных
непосредственно с информационными технологиями, но также предметов
естественно-научного и гуманитарного циклов.
В последнее
время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно
литературы. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное
и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это
происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла
устарела и отстала от времени. Методическая формула "рассказ о писателе —
чтение произведения — обсуждение — сочинение” исчерпала себя. Обусловлено это
самой реальностью, способной дать нашему ученику не однолинейное, а объёмное
представление о мире, поэтому задача учителя сегодня состоит как раз в
выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл
объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.
«Научиться
читать – в истинном значении этого слова – значит не только овладеть техникой
чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нем смыслы, а также
выраженный словами тот смысл, который называется «подтекстом». [2,
с.5]
Программа «Школа
2100», по которой я работаю с 1997 года, помогает формировать у детей
правильную читательскую деятельность. Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа:
I.
До
чтения. Ученики прогнозируют содержание текста:
«Предположите, о чем этот текст по названию… А иллюстрация подтверждает это?»
Возникает мотивация к чтению.
II.
Во
время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором:
задаем вопросы, прогнозируем ответы, поверяем себя по тексту». Возникает
читательская интерпретация.
III.
После
чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.
Но даже такая
детальная работа над текстом не каждому ребенку помогает сразу осознать и
понять его содержание.
Наблюдения над
учениками позволили отметить, что восприятие текста на слух у них достаточно
хорошо развито. Прослушав чтение взрослого, они, как правило, могут ответить на
вопросы по содержанию прочитанного. При самостоятельном чтении анализ
информации, содержащейся в тексте, более проблематичен.
Преодолеть
негативное отношение к детальному анализу текста и выборке наиболее значимых
слов и предложений может помочь компьютер.
Познакомив
однажды детей с гипертекстом, мы можем дать им в руки инструмент для
увлекательной познавательной игры. Суть ее в создании электронной страницы с
гиперссылками. Текст делится на смысловые части и с помощью буфера обмена
разносится по частям на отдельные страницы. На главной («домашней») странице –
заголовок текста, иллюстрация и ключевые слова из каждого фрагмента текста. По
сути, это план. Остается от каждого слова сделать гиперссылки к фрагментам из
текста – и весь он превратится в занимательную электронную книжку.
Еще одна форма
работы над текстом помогает учащимся не
только понять его содержание, но и подготовить картинный план для подробного
либо краткого пересказа. Это создание видеоряда – подбор иллюстраций,
фотографий или картинок по содержанию текста. Готовя такой видеоряд, дети
учатся пользоваться интернетом для поиска нужных иллюстрационных материалов, а
также выделять ключевые фразы, предложения, слова и соотносить их с подобранными
иллюстрациями.
Хорош такой видеоряд
для составления текста-описания какого-либо предмета или пейзажа. Слово,
подкрепленное наглядными образами, воспринимается более зримо, эмоционально и
лучше запоминается.
К некоторым
художественным текстам удобно выстраивать аудиоряд. Особенно это актуально для
текста, в котором дается описание картин природы, и в частности используются звуки
природы.
Например, в
произведении В.Бианки «Неслышимка» (Приложение 1) описывается богатейший немой оркестр
луга – незаметные нашему слуху маленькие звуки. После прослушивания аудиоряда детям предлагается найти в тексте отрывок, где
описываются эти маленькие звуки. И уже на основе печатного текста и звукового
ряда ученикам не составит труда ответить на вопросы:
-
Почему тишину луга нельзя назвать
мертвой? А как бы вы назвали такую тишину?
-
Почему «шум тишины» был доступен только
ушам совы?
-
Какое же необыкновенно точное и
поэтичное сравнение нашел В.Бианки, говоря о волшебной тишине на лугу?
После такой
работы ученикам легко понять основную мысль текста: если человек будет
внимательно всматриваться и вслушиваться в природу, она подарит ему свои
открытия.
Интересные и
занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий,
воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в
которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается
определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.
Применение
компьютерных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, развивать
творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы
информационной культуры, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей
компьютерных технологий и идти в ногу со временем.
Литература:
1. Бунеев
Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. («В одном счастливом
детстве»). В 2-х ч. – по 208 с., ил. – Изд. 3-е, перераб.- БАЛАСС, 2010.
2.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая
Л.А. Как учить школьников работать с учебником. – М.: Знание, 1987. – 80 с. –
(Новое в жизни, науке, техние. Сер. «Педагогика и психология»; №3).
3.
Соколова Т.Е. Кодирование и хранение
информации: специфика начальной школы: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.
– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
– 72 с.
4.
"Школа 2100". Образовательные
технологии. Сборник материалов. – БАЛАСС, 2010г. – 160 с.
Приложения
к статье:
http://mm-festival.letitbit.net/download/77aaf3721fc616a8831c4484edde5678c/BasovaOV.rar.html