ТЕМА. Н.Носов «На горке». Обучение творческому пересказу. ЦЕЛЬ. Знакомство с произведением Н.Носова «На горке» ЗАДАЧИ: 1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа. 2. Учить делить текст на части, составлять план , находить главную мысль, подробно излагать прочитанное. 3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание. 3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду. ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация
ХОД УРОКА 1. Начало урока. Эмоциональный настрой - У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. Дыхательная гимнастика - Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе: * вдох носом, выдох через рот; * нюхаем цветок; * тушим свечу. Ок- ок –ок –падает снежок Слайд1 Ип- ип- ип – слышу снега скрип Ре-ре-ре – горы в снежном серебре - Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. -Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. -В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. -Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. -А теперь прочтите ее громко и быстро. 2. Проверка домашнего задания. - Рассказ Сухомлинского «Вьюга». Дома сделали рисунки. - Главная мысль рассказа? (Все трудности легче преодолевать вместе с друзьями) 2. Сообщение темы урока, его целей. - Сегодня мы прочитаем рассказ писателя Н.Носова . - В конце урока попробуем ответить на вопрос: Можно ли главную мысль рассказа «Вьюга» подтвердить произведением Н.Носова. - А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов. Дети разгадывают анаграмму: А Н К Е Г О Р Слайд 3
Вот его портрет. Н. Носов родился 23 ноября в городе Киеве, в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Н.Носов писатель юморист. Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» Как вы понимаете писатель – юморист? Да, его рассказы смешные, но поучительные. Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н Носова «На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте.
3. Подготовка к первичному восприятию текста - Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 4 - Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»? - «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». - А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. - Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. -Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. - Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) -Ребята, а вы любите бывать на горке? - Почему? - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? Словарная работа -Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. - Читаем по слогам, а затем целыми словами: Слайд 5 СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали) СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся) СКОЛЬЗ- КА-Я - СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ-РАЛ- СЯ - ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом) ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ- ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?) НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал) 4.. Первичное восприятие текста Чтение текста учителем.(аудиозапись) 5.. Проверка первичного восприятия текста Эмоционально-оценочная беседа - Н.Носов писатель – юморист. Что в рассказе смешного? Что поучительного? - Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему? Физкультминутка Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег. И на елке снег, снег, И под елкой снег, снег. А под елкой спит медведь. Тихо, тихо, не шуметь! 6. Анализ произведения, выборочное чтение Чтение детьми по цепочке. - Сколько частей в тексте? - Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья) - Что делали ребята?
1ч. - Прочитайте, как они строили горку. - А что делал Котька, когда ребята трудились? -Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься) -Какой он? (хитрый) 2 ч. - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. 3 ч. - А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться) - Что из этого вышло? Прочитайте. 4 ч. -Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). - Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста… 5 ч. - Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше). - Кто помог ему стать лучше? (его товарищи) - Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? - Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 1. Поспешишь – людей насмешишь. Слайд 6 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. - Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? - Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним. Физкультминутка (Релаксация) Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем… (пауза) Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, Глазки дружно открываем, И к работе приступаем. 7. Деление текста на части, составление плана, пересказ Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Что у нас получилось? (картинный план) Давайте, озаглавим каждую картинку.
- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Слайд 6 - Давайте расставим картинки по порядку. -О чем надо обязательно сказать в этой части?( по картинкам) . Давайте озаглавим каждую картинку. - Какой картинки не хватает? - У нас получился картинный план - Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. 8. Обобщение материала -Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:
- Вначале урока задавали вопрос: Подтверждает ли рассказ Н.Носова мысль о том, что все трудности легче преодолевать вместе с друзьями? - некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
9. Итог урока. - У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.
-А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.