Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Изображение весны в произведениях разных авторов»
Цели урока: 1. Познакомить с произведениями разных авторов о весне. 2. Развивать речь, творческое мышление, воображение, способность высказывать собственное мнение, исследовательские навыки. 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Оборудование: запись Чайковского «Жаворонок», проект «Первоцветы», кроссворд «Двое на одном бревне», иллюстрации: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Ход урока 1. Организационный момент. Психологический настрой. - За окном весна. Природа пробуждается от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Сегодня не так тепло, дует лёгкий ветерок, небольшой снежок. Но мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями. 2. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы будем слушать и изучать произведения, связанные именно с этим временем года. 3. Проверка домашнего задания. - А начнём с проверки домашнего задания. -На дом было задано повторить и выучить стихотворение о весне и нарисовать свой рисунок. - Скажите, что вы изобразили на своём рисунке? (чтение стихотворений учащимися выразительно) 4. Изучение нового материала. А) Работа с репродукциями картин о весне известных художников. - Посмотрите, какие картины написали великие художники. - Эту картину написал А. К. Саврасов «Грачи прилетели». В 1871 году, ещё до прихода весны, расстался Саврасов с городом. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегу голубые тени, снег стал рыхлым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них уже хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости. Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» - напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… Да что теперь? Пришла весна!
А это картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Исаак Левитан очень любил изображать весенние пробуждения природы, когда происходит зарождение не только новой жизни, но и настроения и взглядов. Одна из многочисленных картин художника, воспевающая весну является работа «Весна - большая вода». На картине изображено половодье, когда вышедшая из берегов «большая вода» покрыла прибрежные земли, затопив все в округе. Вода на картине неподвижна и тиха, в ней отображается высокое небо с бегущими по нему легкими облаками и обнаженные ветки деревьев. - Какие краски использовали авторы в написании своих картин? Б) Прослушивание пьесы из произведения П.И. Чайковского «Времена года» «Март. Жаворонок» - А какую картину можно нарисовать пьесу из произведения П.И. Чайковского «Времена года» «Жаворонок»? - Послушайте. -Что вы представили во время звучания этого произведения. ( Приход весны). В) Изучение стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш» - Не только художники, но и поэты изображали весну в своих произведениях. С.Я.Маршак написал удивительное стихотворение. Называется оно «Ландыш». • Рассказ о С.Я. Маршаке учащимися, показ портрета. • Рассказ стихотворения наизусть подготовленными учащимися - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? - Какие картины представили во время его звучания? Физминутка дыхательная Пришла весна. Пришла долгожданная весна. Пришла долгожданная тёплая весна. Пришла долгожданная тёплая цветущая весна. Наконец пришла долгожданная тёплая цветущая весна. • Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. а ) Словарная работа. - Какие непонятные слова вам встретились? б) Беседа по содержанию: - Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса? - С чем сравнивает поэт цветок? - Как природа относится к ландышу. Прочитайте строки. Чтение третьей строфы - С кем сравнивает автор ландыш (ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш) - Чей это ребенок? Чье дитя? (леса, природы) - Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (первый цветок, похож на снег) Чтение четвертой строфы - Почему «горький цветок»? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.) - Чтение стихотворения цепочкой по строчке. - Чтение в парах. Работа над текстом -Найти слова, в которых: -согласных больше, чем гласных; - звонких согласных больше, чем глухих; - букв больше, чем звуков; - найти прилагательные, глаголы; - существительные 2 склонения, 3 склонения; - существительные мужского рода, единственного числа, дательного падежа. Г) Исследовательская работа «Первоцветы» - Как вы думаете, ландыш относится к цветам первоцветам? - Дима Мамонов провёл исследование на эту тему. Давайте послушаем, что он нам расскажет. - Скажите, как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества? ( Не рвать и не уничтожать названные растения. Говорить о бережном отношении к ним другим людям, даже взрослым. А радоваться ими и любоваться можно, бывая на природе.) Разминка для глаз Д) Работа в парах. - Давайте мы с вами побываем в роли поэтов и составим акростих на тему ВЕСНА Е) Чтение отрывка из произведения Н.Сладкова «Двое на одном бревне» 1) Самостоятельное чтение произведения. 2) Беседа: - К какому жанру относится это произведение? - Что произошло весной? -Как звери вели себя? - Разгадывание кроссворда. 6. Итог урока. Рефлексия. - Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? - Что вы взяли для себя с этого урока? Ответьте: Я - ЗНАЮ Я - ЗАПОМНИЛ Я - СМОГ Д/з выучить стихотворение наизусть, подготовить сообщение о других первоцветах. Оценки.
Интернет ресурсы 1. artvek.ru›savrasov07.html 2. artsoch.ru›…7…po…levitana-vesna-bolshaya-voda.html