Внеклассные мероприятия с применением ИКТ как средство формирования мотивации к учению
Современное образование требует от школы сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддерживать их инициативность, приучать к самостоятельности, формировать навыки сотрудничества, общения, учить ребёнка делать самостоятельный выбор. Зачастую, учителю бывает очень сложно только на уроке выполнить все современные требования. И здесь на помощь приходит внеклассная работа по изучаемым в начальной школе предметам. Известно, что внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьни¬ками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлека¬тельным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с до¬полнительной и справочной литературой, готовить сообщения и доклады. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательской работы. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Они нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению “хочу” и “могу”. Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников с использованием инновационных технологий. Одним из достоинств применения мультимедиатехнологии во внеурочной работе является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Проблема формирования мотивации к учению далеко ненова. От неё в большей мере зависит успех любой деятельности. Известно, что без мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность по при¬нуждению. Чаще всего на уроке мы, учителя, используем возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - задача довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от не-знания к знанию. Противоречие между необходимостью формирования внутренней мотивации учащихся и невозможностью это сделать, используя «старые» методы работы, сподвигли меня на создание системы внеклассных мероприятий, фундаментом которой стала групповая форма организации детей с использованием ИКТ. При разработке данной системы поставила цель: создание условий, способствующих повышению интереса у учащихся к школьным предметам. Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации: - мотивация по результату (обучающийся ориентирован на результаты дея-тельности); - мотивация по процессу (обучающийся заинтересован самим процессом дея¬тельности); - мотивация на оценку (обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки); - мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не ва-жен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родите-лей, учителей и т.д.). Мои наблюдения показали, что очень часто в обучающемся можно видеть сочетание различных видов внутренней мотивации. Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две первых мотивации: по результату и процессу деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотива¬ции, поскольку она напрямую зависит от используемых технологий обуче¬ния. Если используемые технологии создают условия для личной заинтере-сованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и если сама эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что, та-ким образом, будет формироваться внутренняя мотивация деятельности. Использование телекоммуникационных технологий позволило мне открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учеником собственных способностей и возмож¬ностей как первая ступень к самореализации личности. Данный вид деятельности учащихся не возни¬кает сам по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на мой взгляд, следующее: -готовность учеников к этому виду работы; - желание и готовность учителя руководить этим видом деятельности. В современном мире общество вовлекает всех в процесс информатизации. Компьютерные технологии прочно входят не только в урок, но и во внеклассную работу. Яркие слайдовые презентации становятся неотъемлемой частью внеклассных мероприятий, являются творческим стимулом для учителя и учащихся, которые с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Примером могут служить презентации в программе Microsoft PowerPoint, которые могут использоваться при проведении внеклассных занятий по предмету как, в частности, автономный информационный материал, а также как иллюстративный материал. При этом следует отметить, что мероприятие с использованием мультимедиатехнологий создает среду с ярким и наглядным представлением информации, а использование ПЭВМ повышает интерес со стороны учащихся. Мною, с помощью программы Microsoft PowerPoint, разработаны следующие презентации: «Почемучка», «Литературная гостиная. С.Я.Маршак», « По страницам творчества Н.Н.Носова», «Что? Где? Когда?» и многие другие. Групповую форму проведения внеклассных мероприятий я выбрала неслучайно. Качественно новое содержание обучения младших школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества, сформулировал Л.В. Выготский: «Новый тип обобщения требует и нового типа общения». По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К.Дьяченко, обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность. Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а следовательно, сдерживает процесс развития учащихся. Г.А. Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная (парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса. Групповая учебная деятельность – это организованная система активности взаимодействующих учащихся, направленная на целенаправленное решение поставленной учебной задачи. При учебной кооперации учащиеся выполняют общую работу, осуществляя обмен операциями и мнениями. В это процессе наступают понимание каждым участником своей зависимости от действий другого и ответственности за общий результат. При работе в группах ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Все мероприятия проводятся по одной технологии: 1.Сформировать группы; 2. Выбрать жюри; 3. Выработать правила работы в группах; 4. Распределить роли: лидер почтальон, секретарь, критик, генератор идей; 5. Задать вопрос, используя презентацию; 6.Дать 1 минуту на обсуждение; 7. Почтальон доставляет ответ членам жюри; 8. Дать правильный ответ; 9. Подвести итоги, наградить всех участников игры; 10. Провести групповую рефлексию. Особое внимание в работе следует обратить на формирование групп и распределение ролей. В этом учебном году, в качестве эксперимента, я проводила внеклассное мероприятие по творчеству Н.Н.Носова, когда группы были сформированы из детей разных возрастов, т.е. в каждой группе было по 2 ученика от 1-х, 2-х, 3-х, и 4-х классов. Внеклассные мероприятия с применением ИКТ учащиеся воспринимают с большим интересом. Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого занятия: " … побольше бы таких необычных мероприятий"; "… мне очень нравится работать в группах, чувствуешь поддержку товарищей" и т.д. Как показала практика, работа с данными дидактическими материалами эффективна и результативна. Процент детей, имеющих высокую внутреннюю мотивацию, в моём классе увеличился по результатам анкетирования с 24% до 38%. Могу утверждать, что предложенные дидактические материалы позволяют повысить мотивацию к учебной деятельности, развивают умение работать в кооперации с другими. Применение компьютера во внеурочной работе может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.