ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ УРОК «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ – МОЯ ЗЕМЛЯ!» ЦЕЛЬ УРОКА: • прививать учащимся чувство гордости за свой край и его жителей; • раскрывать образцы нравственного и ратного служения Кубани; • формировать активную жизненную позицию. ОБОРУДОВАНИЕ: • административная карта Краснодарского края; • мультимедийная презентация; • музыкальное сопровождение (песни о Кубани и Краснодарском крае; • экспонаты школьного уголка. • подсолнух – символ урока ФОРМА УРОКА: заочное путешествие по страницам истории. ХОД УРОКА (Слайд 1) Учитель: - Ребята, сегодня, 1 сентября во всех школах Кубани проводится Единый Всекубанский урок «Земля отцов – моя земля!», который посвящён юбилейной дате. 13 сентября 2012 года – 75- летие образования Краснодарского края. В нашем классе тоже учебный год начнётся с этого урока, а символом нашего урока будет подсолнух, который символизирует величие, достаток,прочность и тёплое южное солнце Краснодарского края. (Слайд 2) -На протяжении многих лет административно-территориальные границы Кубани в рамках российского государства неоднократно менялись. Менялось и название региона: Черномория, Кубанская область и Черноморская губерния, Северо-Кавказский край, Азово-Черноморский край. (Слайд 3) - В 1937 году Азово-Черноморский край был разделён на Ростовскую область и Краснодарский край. Произошло это 13 сентября, и именно этот день считается днём образования нашего края. - Сколько лет нашему краю в этом году? (74 года) Поэтому сегодня,1 сентября 2011 года, дан старт подготовке к юбилею родного края. (Слайд 4) Учитель: - Вспомните, пожалуйста, что является символами нашего края? (Ответы детей) (Исполнение учащимися «Гимна Кубани» ) (Слайды 5-12) Учитель: - Давайте совершим небольшое путешествие в историю. Всё началось с того, что императрица Екатерина II в благодарность за верную службу особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли земли между Кубанью и Азовским морем. - Посмотрите на карту-схему. В августе 1792 года два отряда казаков, двигаясь по суше и воде, пришли на кубанские земли. Кто возглавлял эти отряды? (Захарий Чепега, Савва Белый) Первый отряд казаков под командованием Саввы Белого высадился на берегу Тамани. Второй отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой подошёл к Ейскому укреплению. -Началось заселение кубанских земель. И только весной следующего года казаки, во главе с присоединившимся к ним войсковым судьёй Антоном Головатым, добрались до урочища Карасунский кут. Они построили укрепление, начали устраивать свой быт, возвели походную церковь. Началось строительство города. Первое время город не имел названия и в официальных бумагах именовался «Карасунский кут». В 1793 году у города появилось название. Какое название и почему было дано городу? (Слайды 13 Учитель: - Конечно, выглядел город совсем не таким, каким мы его сейчас видим. Как сейчас называется этот город? Какие памятные места вы знаете, где бывали? (Ответы детей) -14) - В 1907 году в честь императрицы Екатерины II был воздвигнут памятник, но в 1920 году город переименовали в Краснодар, памятник убрали и только в 2006 году памятник был вновь воздвигнут. Чтец: Дар Екатерины! Светло-божий рай! Край казачьей силы – Краснодарский край! (Слайды16-20) Учитель: - А сейчас внимательно посмотрим на карты-схемы растительного и животного мираКраснодарского края, на карту-схему полезных ископаемых и водоёмов. Чем же богат наш край? (Ответы детей) Чтец: Край мой милый – поля, перелески, Стойкий запах полыни, хлебов Вечных речек равнинные всплески Ты взрастил в моём сердце любовь. Как бы жил я, мой край ненаглядный, Без любви к тебе, как бы я жил… (Исполнение песни «Здравствуй, наша Кубань!») (Слайды 21-24) Учитель: -Край наш уникален. Он является важнейшим сельско-хозяйственным регионом страны.Растениеводство в нашем крае включает: полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, цветоводство, лесоводство. Кроме того, в крае развито животноводство. Кубанские земли богаты и полезными ископаемыми. Здесь идёт добыча нефти, природного газа, строительных материалов. Широко развита промышленность: нефтеперерабатывающая, химическая, деревообрабатывающая, цементная, фарфоро-фаянсовая, приборостроение. Кроме того наша земля богата минеральными источниками и лечебными грязями. Кубань – край курортов и туризма. На территории края расположен Кавказский биосферный заповедник. Учитель: Могучие горы, степные просторы, Приморского берега грань, Леса и поляны, сады и лиманы – Всё это родная Кубань! (Чтение стихотворения Н.Иващенко «Мой милый край, Кубань моя» учащимися) Учитель: Величава природа нашего края. Но ещё и люди на Кубани особенные, ежедневно совершающие подвиги на своей земле: хлеборобы и спортсмены, учёные и космонавты. художники, композиторы, писатели. (Слайды 25-28) Учитель: Издавна труд людей на Кубани связан с выращиванием пшеницы. Хлеб – это богатство, которым наградила щедрая природа кубанские земли. Кубань – житница России. Хлеборобная пора, уборочная страда – это особое время на Кубани. Все силы народа направлены на выращивание, уборку и сохранение урожая. (Слайды 29) Отчий край! Вишнёвые рассветы, Двух морей и неба синева. Для тебя кубанские поэты Сохранили лучшие слова. К. Обойщиков (Слайды 30) Учитель: -Нельзя не вспомнить наш районный центр. Это станица Динская. Здесь родились многие из нас. (Чтение стихотворения В. Нестеренко «Наша Родина – Кубань» учащимися) (Слушание песни «Гимн Динского района») (Слайды 31) Учитель: -И, конечно, самой родной для нас является наша станица Васюринская. А кто ответит, почему же она так называется? ( По имени атамана Васюрина). Чтец: Станица Васюринская. Как сабля казацкая, Вонзённая в реку по рукоять. Станица раздольная, Станица привольная, Наш рай на земле, благодать! Учитель: -Станица Васюринская – старинное казачье поселение. Возникла в1794 году. Здесь осели бывшие казаки-запорожцы, пришедшие с Южного Буга. Своё название получила ещё со времён существования Запорожской сечи и названа в честь удалого запорожца Ивана Васюрина. (Слушание песни Г.Брояна «Васюринская родная») (Слайды 32) Учитель: -В 1941 году началась страшная война. Она унесла 1300 жизней наших станичников. Стоит в центральном парке обелиск,как напоминание о том суровом времени. Приходят к нему всё новые и новые подрастающие школьники, чтобы возложить цветы и поклониться тем, кто отдал жизнь за освобождение нашей станицы. Чтец: Не забывай кровавые закаты, Когда в руинах был родимый край, И как на землю падали солдаты Убитыми… Живой, не забывай! -Есть в станицемузей. Там работает поисковая группа под руководством Александра Ивановича Попова. Она называется «Поиск». Ею найдены останки 73 погибших воинов, 71 торжественно перезахоронены. Собраны сведения более чем на 2 тысячи погибших воинов. Ваш одноклассник Шабунин Данила посещает этот кружок и уже ездил в экспедицию. (Слайд 33) Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Николай Языков Учитель: -После окончания войны станичники стали совершать подвиги на трудовом фронте. Восстановив народное хозяйство, люди труда и сейчас самоотверженно трудятся на наших полях и фермах. Наш племзавод им. Чапаева – один из самых лучших сельскохозяйственных предприятий России. И мы гордимся нашими хлеборобами, животноводами,нашими земляками. (Слайд 34) Шумят, шумят желтеющие нивы, Красою сердце веселя. Родимый край мой, Край судьбы счастливой, Земля отцов – моя земля! (Иван Варавва) (Слайд 35) Учитель: - Наш урок, ребята, подошёл к концу. Какова же главная мысль нашей беседы? (Ответы детей) -А что же уже сейчас можете сделать вы, чтобы наш край стал лучше и краше? Ваши предложения мы отразим на нашем подсолнушке - символе нашего урока. В течение года мы с вами будем на его лепестках записывать дела, которые посвятим юбилею нашего края. Согласны? Асейчас все вместе поём гимн Кубани. (Исполнение учащимися «Гимна Кубани» ) http://moi-mummi.ru/publ/predmety_nachalnoj_shkoly/integrirovannye_uroki/edinyj_vsekubanskij_urok_zemlja_otcov_moja_zemlja/23-1-0-409 ссылка на презентацию:http://mm-festival.letitbit.net/download/450da2512130f92ae7b30eb2080fe467a/TsyganskayaGA.rar.html