Среда, 24.04.2024, 05:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Интегрированные уроки

Первые вестники весны
Предмет: технология.
Тема: «Первые вестники весны».
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 2 класс (1-4).
Цели:
• учить различать дикорастущие и декоративные цветы;
• развивать творческие способности детей, мышление, речь, эстетическое восприятие окружающей действительности, чувство восхищения красотой родной природы;
• развивать умение рисовать с натуры (или по памяти) разнообразные цветы;
• воспитывать любовь к поэзии, музыке, изобразительному искусству, родному краю, природе, бережное отношение к ней.

Оборудование для учителя:
• иллюстрации цветов;
• репродукции картин: А.Герасимов «Натюрморт. Полевые цветы», И.Шишкин «Уголок заброшенного сада. Этюд», К.Коровин «Розы», И.Левитан «Луг на опушке леса», А.Пластов «Колокольчики и ромашки»;
• музыкальный центр, диск с записями музыки: П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», М.И. Глинка «Вальс-фантазия», И.Штраус «Венский вальс», П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Лебединое озеро», П.И. Чайковский «Времена года. Подснежник»; русская народная песня «Коробейники»;
• книги: С.Аксаков «Аленький цветочек», П. Бажов «Каменный цветок», Г. Андерсен «Ромашка», «Подснежник», «Дюймовочка», В. Катаев «Цветик-семицветик» и другие;
• изделия народных мастеров: жостовские подносы, павловские шали, троицкие шёлковые платки, дулёвский фарфор, фарфор из Дмитрова, гжель, сергиевские и бабенские матрёшки.

Оборудование для ученика:
клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, подкладной лист.

Конспект урока.
Ι. Организационный момент.
- Проверьте глазками, всё ли у вас готово к уроку: клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, подкладной лист.

ΙΙ. Вступительная беседа.
- Какое сегодня число?
- 17 марта по народному календарю – Герасим Грачевник. В этот день прилетают из тёплых стран на русскую землю грачи – первые вестники весны. Недаром в народе говорят: «Грачевник – грачей пригнал», «Грач на горе – весна на дворе» - как понимаете эту пословицу?
- Послушайте стихотворение нашего земляка, поэта Волоколамского края, Виктора Мусатова. О каком вестнике весны рассказал он?
Весенний луг.
Теплеют дни и вечера,
Теплеют ночи…
А вчера
С пригорка выбежали вдруг
Подснежники на ближний луг.

ΙΙΙ. Постановка темы занятия.
- Сегодня мы поговорим о необычайно красивом, сказочном творении природы – цветах. Вспомните сказки, в которых цветы сыграли большую роль в жизни героев. (По возможности продемонстрировать книги: С.Аксаков «Аленький цветочек», П. Бажов «Каменный цветок», Г. Андерсен «Ромашка», «Дюймовочка», В. Катаев «Цветик-семицветик» и другие).

- А сейчас послушайте ещё одну сказку «Чьи цветы лучше?»
Заспорили когда-то времена года - у кого самые лучшие цветы?
Притопнула своим каблучком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами.
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, возражает ей Лето. – Цветы у тебя, и правда, красивые, да только мои лучше.
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из соломенных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, душица, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом.
Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки. Снова распустились одуванчики.
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегония, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого самые лучшие цветы.
(Из книги Б.Вовка «Цветы»)

- А вы, ребята, как думаете, чьи цветы самые лучшие? (Ответы детей).

ΙV. Основная часть.
1. Беседа.
Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами цветов
Покрылся луг.
С. Дрожжин.
- Давайте заглянем на луг, в поле, лес. Какие цветы там можно увидеть? Послушайте под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Подснежник» произведения поэтов о первых весенних цветах. (Дети читают наизусть отрывки из произведений, которые готовятся заранее.)

Подснежник. (Слайд 2)
Голубенький, чистый
Подснежник цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…
А.Майков.

Весна. (Слайд 3)
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом:
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
А.Фет.

Фиалка. (Слайд 4)
Выглянул подснежник
В полутьме ночной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
Е.Серова

Медуница. (Слайд 5)
Лиловый, красный, голубой –
Цветёт любимая пчелой
В дубраве царь-девица.
Никто другой в стране лесной
Не может, как она весной
В три цвета нарядиться.
В.Мусатов.

Хохлатка. (Слайд 6)
Лиловые хохлатки
Весною расцвели.
И за нектаром сладким
К цветам летят шмели.
В кувшинчики резные
Налит душистый сок.
А листья кружевные
Колышет ветерок.
И лес сегодня новый –
Покрыт ковром цветным:
То синим, то лиловым.
То нежно-голубым.

- Все эти цветы вырастают каждый год. Они не требуют особой заботы и ухода. Такие растения-цветы мы называем дикорастущими. Но такой цветок, как ландыш (слайд 7), постепенно исчезает из наших лесов из-за своей красоты и ароматного запаха, поэтому он занесён в Красную книгу. Надо беречь любой цветок и сохранять его для будущего поколения.

Ландыш.
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в широкий лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист…
С.Маршак.

- Но не только поэты, писатели, композиторы воспевают красоту цветов. Художники тоже не остались в стороне от этой темы. Рассмотрите репродукции картин. Что восхищает их? (Яркие краски, нежные оттенки, переливы цветочных сочетаний, огромное разнообразие форм цветов, красота лепестков, стебля.)

- Есть цветы, которые люди вывели и вырастили упорным долголетним трудом, сделали их разнообразными по форме и цвету. Это декоративные цветы. Назовите их.

- А знаете ли вы, почему им дали такие названия? (Слайд 8) Послушайте несколько удивительных историй и легенд о садовых цветах. (готовятся заранее учащимися).

1. Латинское название этого цветка «галактус» (слайд 9) происходит от греческих слов «гала» - молоко, «актус» - цветок, т. е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Чтобы ее успокоить и согреть несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда.
2. В 1634 году (очень давно) за одну луковицу тюльпана (слайд 10) можно было купить два воза пшеницы, четыре воза сена, четыре откормленных лошади, столько же свиней, четыре бочки пива, две бочки сливочного масла. В Амстердаме на три луковицы этого цветка были куплены два каменных дома. А в сказках он служит колыбелью для малюток ,например для Дюймовочки».
3. О каком цветке говорят, что он всю жизнь любуется собой, глядит на себя и не может наглядеться? (Слайд 11.) У речного бога Кефиса и нимфы Лирионы родился сын Нарцисс и вырос прекрасным, но холодным и самовлюблённым. Узнав, что надменный юноша отталкивает всех влюблённых в него девушек и отвергает даже её собственные дары, богиня Афродита разгневалась: «Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь!».
Однажды наклонившись над ручьём напиться, Нарцисс увидел в воде своё отражение и влюбился в него без памяти. Дни и ночи томился он рядом с ручьем, любуясь прекрасным обликом, и не в силах был отойти от воды. Постепенно Нарцисс потерял все силы и умер. А на том месте, где склонилась на землю голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок.
4. По народному преданию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Его латинское название – Сцилла (слайд 12), что в переводе означает «морской лук», потому что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства.
5. Существует греческий миф, описывающий появление этих цветов : "Был у бога Меркурия друг по имени Крокус. Однажды, метая диск, Меркурий случайно попал диском в друга и убил его. Из земли, обагренной кровью, вырос цветок крокуса". (Слайд 13.)

- Красота цветов привлекала и наших подмосковных мастеров (демонстрируются изделия народных мастеров, звучит русская народная песня «Коробейники»), которые стремились передать всё разнообразие и богатство цветущей подмосковной природы. Так схожи и вместе с тем столь неповторимы и разнообразны «цветники», «сады», «букеты».
Ярко сияют внутренним миром букеты жостовских подносов (слайд 14);
нежны и красочны розы шёлковых троицких платков (слайд 15);
румянцем алых цветов расцвели щёчки дулевского фарфора (слайд 16);
сочные сине-голубые мазки кисти создают всемирно-известную гжельскую розу (слайд 17);
мелкие, с маху написанные полевые цветочки на платках и сарафанах сергиевских матрёшек (слайд 18).

2. Объяснение и показ последовательности выполнения цветов учителем.
- Сегодня мы попробуем сделать нарцисс и поработаем в технике оригами. Что это такое?
- Назовите базовую форму любого изделия в технике оригами.
- Складываем квадрат по диагонали, разворачиваем и загибаем стороны к диагонали. Переверните, согните нижние стороны к диагонали. Изготовьте в парах восемь таких деталей. Приклейте лепестки на кружок картона так, чтобы лепестки соприкасались. Получился нарцисс.



3. Повторение правил обращения с ножницами.
- Прежде чем приступить к работе, поиграем в игру: если я вам называю правильное обращение с ножницами, то вы хором отвечаете «да», если не правильное, то – «нет».
• Передавать кольцами вперёд?
• Резать кончиками ножниц?
• Резать серединой ножниц?
• Можно ли крутиться с ножницами?
• После работы ножницы закрыть?

4. Самостоятельная работа.
Звучит музыка: П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», М.И. Глинка «Вальс-фантазия», И.Штраус Венский вальс», П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Лебединое озеро». Дети работают самостоятельно в парах, а затем собирают цветы в коллективное панно.

5. Выставка работ.
– Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились. (Слайд 20.)
Полдень.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни глянешь,
Всё кругом светло.
И кругом пестреют
Яркие цветы…
И.Суриков.

V. Итог урока.
- Что вам запомнилось с урока?
- Красоту вокруг нас создают цветы, бесчисленное множество которых украшает природу, быт человека, радует глаз. Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности к другим людям. Кому бы вы хотели подарить свою работу?
- Всем спасибо за работу. Давайте в заключении исполним замечательную песню «Волшебный цветок»

Исполняется песня «Волшебный цветок» (слайд 21, 22)
(Автор текста (слов): Пляцковский М. Композитор (музыка): Чичков Ю.)

Список литературы:
• Русский дом. Составитель Бармина З.И. – Издательство «Нижний Новгород», 1994.
• Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки / Рис. С. Гавриловой. – М.: Дет. лит., 2006.
• Изобразительное искусство. 2кл.: книга для учителя/Кузин В.С. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
• Изобразительное искусство. 2кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Кузин В.С., Кубышкина Э.И. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
• Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
• Б.Вовк. Цветы: книжка - картинка. – Киев, Издательство: Вэсэлка, 1988.
• Газета «Начальная школа», Издательский Дом «Первое сентября, № 4, 2010 год.

Дополнительный материал.
Загадки.
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг. (Подснежник.)

Снег сошёл с бугра.
И вот,
Поселившись тесно,
В жёлтых шапочках народ
Сразу занял место. (Мать-и-мачеха.)

Растут у нас в лесочке
Лиловые звоночки. (Колокольчики.)

Лето житель луговой
Встретил в шапке меховой. (Одуванчик.)

Кину порошок,
Вырастет подожок,
На подожке-то городок,
А в городке-то шумок. (Мак.)

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш.)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк.)
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: 4963622355 (20.06.2012) | Автор: Тимофеева Жанна Вадимовна E
Просмотров: 2513 | Теги: первые весенние цветы, Урок технологии, музыка Чайковского., Оригами | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]