СЦЕНАРИЙ УРОКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И МУЖЕСТВА «СИРЕНЬ 45-ГО ГОДА»
СЦЕНАРИЙ УРОКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И МУЖЕСТВА «СИРЕНЬ 45-ГО ГОДА» ЦЕЛЬ УРОКА: воспитывать у младших школьников понимание значимости Победы в Великой Отечественной войне, способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы. ФОРМА УРОКА: заочное путешествие по страницам истории. ХОД УРОКА Учитель: - Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о победе – ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ 1945 года. Что Вам известно о Великой Отечественной войне? -Есть ли у Вас родные, близкие, знакомые, которые воевали или трудились в годы войны? (Слайд 1) 66 лет назад наши доблестные войска разгромили фашистских захватчиков в их собственном логове и освободили от немецкого гнёта не только свою страну, но и всю Европу. Люди, родившиеся после войны, знают о ней лишь понаслышке. Но нет на земле человека, который бы не помнил и не чтил тех, кто не дрогнул и победил в той битве с фашизмом. (Слайд 2) Чтец: Солнечным ранним утром в июне, В час, когда пробуждалась страна, Прозвучало впервые для юных Это страшное слово «война». Учитель: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельную схватку с врагом. (Песня «Священная война», муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача) Учитель: «Вставай, страна огромная…» Эта песня была знакома во время войны каждому человеку. Она была призывом к битве, к борьбе с врагом. Четыре долгих года шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла. Выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. (Слайды 3,4,5,6) Чтец: Ах, война, что ты сделала подлая? Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. Учитель: Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей – теми же бомбёжками, голодом, холодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались перед выбором между жизнью и смертью. Чтец: Война была священной. В этом Не усомнится даже тот, Кто, прилетев с другой планеты, Земли историю прочтёт. Прочтёт о том, как под луною Страна возмездием жила. Война священна, если Зоя, Не дрогнув, к виселице шла. Война священна. И Матросов Всем сердцем лёг на пулемёт. О, сколько русых и курносых Во имя жизни смерть возьмёт. Они уйдут в сырую землю, В рассветы, в травы, в зеленя, До самой смерти веря, внемля Всей правоте твоей, Москва! (Слайды 7,8,9,10) Учитель: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, посёлков и деревень нашей Родины. Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения. Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. (Слайд 11) (Стихотворение М.Джалиля «Варварство») Учитель: Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернётся, не обнимет родных, друзей. Низко поклонимся тем, кто не дожил до счастливого дня Победы. Чтец: Вспомним их поимённо. Горем вспомним своим. Это нужно не мёртвым. Это надо живым! Учитель: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. Почтим их память минутой молчания. (Звучит мелодия песни «Бухенвальдский набат») Учитель: Солдат России! Ты насмерть стоял на рубежах Родины, вёз хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней, ты принёс свободу узникам Освенцима, Дахау, Бухенвальда. (Слайды 12,13,14,15) Учитель: Тяжёлые испытания война принесла детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы. Чтец: Ветры в походные трубы трубили, Дождь отбивал барабанную дробь… Ребята – герои в разведку ходили Сквозь гущу лесов и болотную топь. (Слайд 16) -Ребята, каких юных героев войны Вы знаете? Чтец: А нынче в разведку идут следопыты. Туда, где когда-то ровесники шли… Не будут, Не будут, Не будут забыты Ребята-герои родимой земли! И, кажется, снова в борьбе и в походе Сегодня в рядах твоих верных друзей -Голиков Лёня, -Дубинин Володя, -Котик, -Матвеев, -Зверев, -Казей. Учитель: Ребята нашего класса, Корнеев Илья и Шабунин Данила, посещают кружок «Поиск», где занимаются следопытской работой. Молодцы, мальчишки! Вы занимаетесь очень полезным делом. Ведь ещё очень многие герои остаются безымянными. Учитель: На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были разведчицами, снайперами, связистками, врачами и санитарками. Одна из таких женщин живёт в нашей станице. В годы войны она была санитаркой. Не одну жизнь спасла эта хрупкая девушка, вытаскивая из-под огня раненых. Это Вера Абрамовна Василенко. Впрочем, она сама Вам о себе расскажет. (Слово ветерану.) Учитель: Нельзя не вспомнить с уважением и восхищением о тех женщинах, которые работали в тылу. Они рыли окопы, растили хлеб, делали снаряды. Долгих 4 года шли по дорогам войны солдаты. Они видели разрушенные города и сожженные сёла. Чтец: Нет! Об этом нельзя словами. Тут надо рычать! Рыдать! 7 тысяч расстрелянных в мёрзлой яме, Заржавленной, как руда. Кто эти люди? Бойцы? Нисколько! Может быть партизаны? Нет! Вот лежит лопоухий Колька – Ему 11 лет. Тут родня его, хутор Весёлый, Весь самострой – 120 дворов. Ближние станции, ближние сёла – Все заложники брошены в ров. Ослабьте же мышцы, Прикройте веки, Травою взойдите у этих высот. Кто вас увидел, отныне навеки Все ваши раны в душе унесёт. Учитель: Возмездие неумолимо настигало врага. Наши солдаты шли к победе, пядь за пядью освобождая родную землю. (Слайд 17) (Запись на доске) От Бреста до Москвы – 1000 км, От Москвы до Берлина – 1600 км, Всего – 2600 км… Поездом – четверо суток, Самолётом – 4 часа, А дорогами войны – 4 года!!! 1418 дней!!! 34000 часов!!! Более 26 миллионов погибших людей. И если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 40 лет. Имена защитников Родины будут вечно служить примером преданности и мужества. 3,5 миллиона юношей и девушек за годы войны были награждены орденами и медалями, 7 тысяч удостоены звания Героя Советского Союза. Чтец: Не забывай кровавые закаты, Когда в руинах был родимый край, И как на землю падали солдаты Убитыми… Живой, не забывай! (Слайды 18,19,20,21) Учитель: И вот наступил он – великий долгожданный День Победы. В это время буйно цвела сирень. С тех пор она считается символом Победы. Чтец: В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война! Уже нигде не затемняли света В продымленной Европе города. Ценою крови куплена Победа. Пусть это помнит шар земной всегда! (Слайды 22,23,24) Учитель: Никогда не завянут цветы у подножия обелисков над могилами героев. Цветущая земля, мир и дружба народов – лучший памятник тем, кто не дожил до Победы. И мы с вами в честь этого посадим кустик сирени. Пусть она цветёт и радует людей. Песня «День Победы» ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Тихомирова Е.М. Сценарии школьных праздников. Издательство «Экзамен», 2006 г. 2. Елизарова Е.М., Решетникова Г.Н. Калейдоскоп увлекательных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2008 г. 3. Карнова Л.И., Карнова Т.И. Празднику душа радуется. Волгоград: Учитель, 2008 г. 4. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3 класс. Издательство «ВАКО», 2005 г. http://moi-mummi.ru/publ/predmety_nachalnoj_shkoly/istorija_vneklassnye_meroprijatija/scenarij_uroka_grazhdanstvennosti_i_muzhestva_siren_45_go_goda/105-1-0-411 Ссылка на презентацию: http://mm-festival.letitbit.net/download/135e59802f24a3fc9c0897514e552ebfb/TsyganskayaGA.rar.html