Суббота, 27.07.2024, 11:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

Активизация учебной деятельности учащихся на примере решения сюжетных задач.
Активизация учебной деятельности учащихся на примере решения сюжетных задач.

Важная задача, стоящая перед учителем, - развивать познавательную активность школьников, стимулировать их творческую самостоятельность, так как только через собственную деятельность можно познать окружающий мир и физические явления в нем.
К сожалению, многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее, и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. Этому очень способствует и чрезмерно урезанное количество часов, отведенных на преподавание физики.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся.
Одна из главных задач учителя – научить ученика, дать знания, а точнее – помочь ему самому научиться получать знания. Это непростая задача. Каждый учитель на протяжении своей деятельности решает ее. Чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен добиться от учеников активной учебной деятельности, ибо только в процессе деятельности приобретаются знания и навыки.
Одним из приемов формирования положительных мотивов обучения и повышения уровня заинтересованности обучающихся служат сюжетные задачи, которые составлены на основе художественных фрагментов, сказок, видеофильмов, фольклора, загадок и пословиц.
На протяжении всего курса физики, при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике. Одним из эффективных средств и методов является решение сюжетных задач.
Решение сюжетных задач обеспечивает высокий уровень развития творческой инициативы учащихся, способностей и умений решать не только сюжетные, но и любые задачи. А это важно потому, что вся творческая жизнедеятельность человека связана с решением задач: каждое самостоятельное его действие – это решение некоторой задачи, возникающей перед ним в силу сложившихся условий и обстоятельств или которую он сам в силу своих внутренних потребностей ставит перед собой. Вооружить учащихся такой культурой жизнедеятельности является главной целью решения сюжетных и других задач в школьном обучении.
Сюжет позволяет установить благоприятный эмоциональный фон, что очень важно при усложнении учебного физического материала и возникновении новых требований основной школы. Ведь именно эмоциональный аспект определяет готовность к активной мыслительной деятельности.

Можно выделить следующие возможности использования литературных материалов с целью иллюстрации физических процессов:
1. В качестве эпиграфа. Обычно это стихотворные строки, как бы, «задают» общую идею урока.
2. Для описания явлений, которые сложно воспроизвести в кабинете физики. Например: коронный разряд в газах, шаровая молния, полярные сияния, миражи и т.д.. Художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого.
3. Для создания проблемной ситуации. Интерес вызывают такие фрагменты, в которых сочетаются известные и неизвестные физические факты.
4. Как иллюстрация истории открытий физики. История открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли людей, живших в далекие века, обычно всегда привлекает детей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире. Показ нравственных позиций ученых, раскрытие их научного подвига также могут осуществляться с опорой на литературные произведения.
5. Как источник для создания оригинальных физических задач. Зачастую фрагменты, содержащие описания тех или иных физических явлений, могут послужить отправной точкой в качестве условий для создания различных физических задач. Их тоже можно составить на основе литературного текста. Для решения подобной задачи необходимо определить – какое происходит физическое явление, задать (или выбрать) необходимые величины и их числовые значения и получить числовой ответ, соответствующий реальности.
7. Сочинения по заданной теме. Этот вид работы может содержать как компиляционные (т.е. подбираемые учащимися), так и авторские материалы – сочинения, стихи, прозу.
8. Материалы к физическим викторинам, вечерам и т.д. В ходе их проведения можно широко использовать различные фрагменты литературных произведений.

1. Примеры использования литературных материалов в качестве эпиграфа.
«В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии».
/К.Паустовский/
2. Примеры использования литературных материалов для описания явлений.
Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются.
• Например, физическое явление «изменение агрегатных состояний вещества» можно проиллюстрировать отрывком из можно стихотворения С. Есенина:
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды,
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
Описанное явление здесь – кристаллизация.
• А вот ещё одно очень интересное явление и стихотворение не менее известное: А.С. Пушкин ”Зимнее утро”. В этом стихотворении столько всяких явлений. Вот, например:

“Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском трещит затопленная печь.”

• или Пушкин А.С.”Евгений Онегин”
В избушке, распевая, дева
Прядет. И, зимних друг ночей
Трещит лучинка перед ней...

А скажите мне, почему горящие дрова потрескивают? (При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.)
3. Примеры использования сюжетных задач для описания явлений

• В бухте стоит корабль. С борта на воду сброшена веревочная лестница. У лестницы 20 ступенек, расстояние между ступеньками 20 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, уровень воды поднимается на 10 см в час. Через сколько часов покроется водой пятая снизу ступенька веревочной лестницы?
Ответ: Никогда, т.к. лестница поднимается вместе с кораблем.

• В 9 и 7 классах при изучении темы „Трение" зачитывается отрывок из сказки "Волшебное кольцо": "Пошла мать к царю. Только ступила на мост, на хрусталь на самый, а хрусталь скользкий, тут ветер подул на неё сзади, она присела от страха да так и покатилась до самого царского крыльца..."

• Один из героев романа А.Р.Беляева «Человек-амфибия» рассказывает: «Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа? Объясните.
• "Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапами, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше". (Гаршин В. "Лягушка - путешественница". Сказка.) Почему так произошло? Ответ. По инерции
• Погода была прекрасная... Жара все не унималась. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег. Их узорчатые края, пушистые и легкие... медленно но видимо изменялись с каждым мгновением: они таяли, эти облака, и от них не падало тени". (Тургенев И.С. "Касьян с Красной Мечи" Собр. соч.М.1988.) Как образуются облака?
• Изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе трех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов". (Дж. К. Джером "Трое в лодке, не считая собаки.") Чем объяснить такую "мощность" сыра? Ответ. Диффузией и конвективными потоками воздуха.
• «Где-то начинал сверкать огонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам.» (Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка»). Какое физическое явление здесь описано? Это явление, называющееся диффузией.

• «Подивился Игорь на светило:
Середь бела – дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.»
(«Слово о полку Игореве» Часть первая, пункт 3) В данном отрывке представлено оптическое явление, солнечное затмение.

4. Примеры использования сюжетных задач для создания проблемной ситуации.
При изучении темы "зеркальное и рассеянное отражения" приводится отрывок из книги для внеклассного чтения "Девочка и птицелет": " ...Я всегда знала, что наш химический кабинет самый лучший в мире. Но теперь я заметила в нем еще одну замечательную штуку... Над столом Евгении Лаврентьевны висит большой портрет Менделеева. Если посмотреть на этот портрет, то оказывается в стекло видно то, что делается сзади… Я посмотрел в портрет Менделеева на Колю. Он сидел, опустив голову, и скручивал трубочку из промокашки... Коля опёрся головой на руку и улыбнулся... и т.д." Ставится проблемный вопрос: "Можно ли увидеть своё отражение не только в зеркале, но и в простом стекле? При каких условиях это возможно?"

В различных литературных произведениях (мифах, сказках, романах и даже в стихотворениях) можно встретить описание физических явлений или процессов. Довольно часто описываемые события неправильно трактуются с точки зрения физики.
Обучающимся предлагаются отрывки таких художественных текстов, нужно подметить такую «литературную ошибку» и попытаться «опровергнуть» автора.
Например:
1) - «Течение было быстрое, и жаба никак не могла догнать Дюймовочку». Объясните несостоятельность данного предложения.
2). - В частности в поэме «О природе вещей» Лукреций Кар объясняет магнитное взаимодействие:
«Вещи, в которых их ткань совпадает взаимно с другою
Так, что где выпуклость есть, у другой оказалась бы там же
Впадина,- эта их связь окажется самою тесной.
Есть и такие еще, что крюками и петлями будто
Держатся крепко и этим друг с другом сцепляются вместе.
Это скорее всего происходит в железе с магнитом».
Объясните как происходит магнитное взаимодействие.

3) Лебедь, рак да щука.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
/ И.В.Крылов /
-Какой физический закон «спрятан» в басне «Лебедь, рак да щука»? Сформулируйте его. Дайте графическое решение задачи.
Формулировка 1 закона Ньютона и векторное сложение сил.
4) Один поэт написал о капле дождя:
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной каплей льдинка стала,
А в мире поубавилось тепла».
Хорошо ли знает физику поэт?
Ответ.
Поэт плохо знает физику. При превращении воды в лёд (то есть при ее кристаллизации) тепло выделяется, а не затрачивается. Следовательно, в мире прибавилось тепла, когда замерзла капля воды на стекле.

5) "Профессор Аронакс рассказывал нам о висящих в океане кораблях - призраках, которых ему удалось увидеть с "Наутилуса". Он утверждал, что тонущие корабли на глубоком месте не достигают дна вследствие большой сжатости воды". Верно ли это? (Ж. Верн . "20 тысяч лье под водой".)

6) В романе Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» есть такие строчки о строении воздушного шара: «У верхнего конца сфероида, где сосредоточено почти все давление, тафта (плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань с мелкими поперечными рубчиками) была сложена вдвое». В чем ошибочность этой информации?

5. Примеры использования сюжетных задач как источник для создания оригинальных расчетных физических задач.
Зачастую фрагменты, содержащие описания тех или иных физических явлений, могут послужить отправной точкой в качестве условий для создания различных расчетных физических задач. Их тоже можно составить на основе литературного текста. Для решения подобной задачи необходимо определить – какое происходит физическое явление, задать (или выбрать) необходимые величины и их числовые значения и получить числовой ответ, соответствующий реальности. Например.
1. Сказка по репку
Репку держит в земле сила ….Н, дедка тянет репку с силой …Н, бабка тянет с силой …Н, внучка тенет с силой …Н, жучка тянет с силой …Н, кошка тянет с силой …Н, обойдутся ли они без мышки, чтобы вытянуть репку?

2 Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
(Задача на применение закона Архимеда).
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
……………………………….
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...»
Задача: Оценить, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли бы на нём плыть.

3. Русская народная сказка «Курочка Ряба».
«Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое».
Задача: Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? Объем яйца определите экспериментально.
Решение: Объём куриного яйца определили с помощью мензурки. Он оказался равным V= 52см3. Зная, что плотность золота ρ= 19,3г/см3, вычислим массу золотого яйца. m = ρ.V= 19,3 г/см3 . 52см3 ≈ 1000г = 1 кг
Ответ: m = 1 кг
4. Рассказ О′ Генри «Поросячья этика».
«Я вынул мою свинью из мешка, тщательно установил ее, долго прицеливался и дал ей такого пинка, что она вылетела из другого конца аллеи - на двадцать футов впереди своего визга».
Задача: С какой силой должен был ударить поросенка герой рассказа, чтобы описанный случай произошел в действительности?
5.Джоан Кэтлин Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана».
(Сцена волшебства над вредной тетушкой,
которое совершил Гарри Поттер)
«…Ее продолжало раздувать. Полное красное лицо ее опухло, глазки полезли из орбит, а рот растянулся до ушей… Скоро тетушка превратилась в громадный воздушный шар. Ее оторвало от стула, и она поплыла к потолку. Она была совсем круглая, как надувная игрушка».
Задача: Во сколько раз должен увеличиться объем тетушки, чтобы наблюдалось такое удивительное явление?

6. Астрид Линдгрен «Малыш и карлсон»
Задача: Какую скорость должен набрать в полёте Карлсон, чтобы сделать «мёртвую петлю» радиусом 13 м и испытать на её вершине чувство невесомости?
Решение: g = v2/r , отсюда v2= g•r
Ответ: Скорость равна 11,3 м/с

7. Дж.К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки».

"Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе трех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов".
Задача: На какое максимальное расстояние распространялся запах сыра в СИ? Какова скорость порыва «сырного» ветра, который валил с ног человека?
6. Примеры использования сюжетов из мультфильмов для создания расчетных задач.
38 попугаев.
Удав измерил свой рост в попугаях, мартышках и слонах. Рост удава: 38 попугаев, или 5 мартышек, или 2 слоненка. – А в попугаях я гораздо длиннее.- сказал удав.
Вопрос: Прав ли удав?

Приключения Алладина.
Газообразный Джин имеет температуру 15°С, когда его дразнит обезьянка Аббу, он злится и раздувается от злости, пытаясь угомонить непослушную обезьянку. Давление же Джина при этом не меняется. Какой будет температура злого Джина, если известно, что объем его увеличился в 3 раза?

Приключения Незнайки.
Знайка попросил Незнайку помочь проделать опыт, чтобы рассчитать удельную теплоемкость масла. Незнайка получил инструкцию: налить в калориметр 250 г масла при 12ºС. Затем опустить в масло кусок меди массой 500 г при температуре 100ºС. Измерить установившуюся температуру, записать ее и сообщить своему товарищу. Какое значение удельной теплоемкости масла получит Знайка, если Незнайка записал, что температура в калориметре установилась 33ºС, и Знайка знает, что теплоемкость
калориметра 63 Дж/К.

Каникулы в Простоквашино.

Дядя Федор и кот Матроскин купили трактор с коэффициентом полезного действия 30%. Сколько им понадобиться топлива, чтобы трактор совершил работу 30 МДж, если известно, что он работает на топливе с удельной теплотой сгорания 42 МДж/кг?

7. Примеры использования пословиц и поговорок для описания явлений

"Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
/ А. С. Пушкин./

Пословицы - краткие изречения, выражающие законченную мысль и обобщающие многовековой опыт народа. Пословицы украшают повседневную речь, придавая глубокий смысл и яркое образное выражение тому или иному высказыванию.

• Много снега - много хлеба". Почему?
• Плуг от работы блестит.
• "Тихая вода подмывает берега".
• "Вода и камень точит".
• "Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвиться". Почему самовар без крышки долго не закипает? Ответ: При открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать с поверхности воды, унося с собой энергию.
• «Как аукнется, так и откликнется» Какой это закон физики?
Ответ. Третий закон Ньютона.
• «Пеший конному не товарищ". О чем речь? Ответ. О скорости.
Поговорки - это лаконичные образные выражения. В отличие от пословицы поговорка не является афоризмом и не обладает законченностью. В. И. Даль определяет поговорку как "народную пословицу".
• Скрипит, как не смазанная телега. Ответ. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания на оси телеги, при этом появляется скрипящий звук.
• Без сала дегтя не отмоешь. Объясните эту пословицу.
Ответ. Сало имеет большую поверхностную активность, чем деготь, оно вытесняет пленку дегтя с отмываемой поверхности, за счет сил поверхностного натяжения.
• "Замерз - как на дне морском". А почему на морском дне всегда холодно?
Ответ: Солнечные лучи не прогревают глубокие слои воды: тепловые, инфракрасные лучи - поглощаются почти все водной поверхностью. Кроме того, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность.
Мой опыт работы показывает что, учащимся нравиться решать такие задачи, они находят их интересными, занимательными, т.е. сюжетные задачи по физике на примерах детских произведений побуждают к активной умственной деятельности и являются отличным средством формирования познавательного интереса в методике физики.
Приложение:презентация
http://files.mail.ru/48E8B3CBA66B42F7B6153B95BB3C018C

При подготовки данного материала использовались материалы следующих источников:
http://elkin52.narod.ru/stixi.htm
http://archive.1september.ru/fiz/2000/no21_1.htm
http://elkin52.narod.ru/narod.htm
http://wiki.ciit.zp.ua/index.php/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%C2%AB%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B5,_%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE_%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B5%3F%C2%BB
.http://festival.1september.ru/articles/521557/
.http://www.konspekt.org/fizika/fizika_11/konsp_fzk_11/6144-konspekt-uroka-fiziki-po-teme-tema-skolko-liriki.html
http://fiziks.org.ua/integrirovannyj-urok-astronomiya-literatura-11-klass/#more-291

Источник: https://docs.google.com/file/d/0B5Fcv3l3yC8mVy0tV0lDNlFWMlU/edit?usp=sharing
Категория: Физика | Добавил: HCgolodaeva61 (16.03.2013) | Автор: Голодаева Наталия Славиевна E
Просмотров: 2179 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 IrinaApatit  
Уважаемая Наталия Славиевна, сообщаю Вам, что данная работа прошлатехническую экспертизу и допущена к участию в Конференции.
Технический эксперт Мухина Ирина Анатольевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]