Цифровой образовательный ресурс «Алгоритмы в преподавании физики»
Цель разработки: создание условий для успешного освоения учебного материала следующих тем физики: • «Световые явления» (8класс) • «Газовые законы» (10 класс) • «Геометрическая оптика» (11 класс) Слайды выполнены в формате Power Point с использованием анимационных эффектов. Решение задач сопровождается текстом алгоритма построения и гиперссылками на опорные слайды.
Образовательный ресурс предполагает: • Обучение в диалоговом режиме (компьютер-ученик) • Управляемость: в любой момент времени возможна коррекция процесса обучения учителем • Адаптивность учебного материала: индивидуальный темп обучения, возможность работать независимо от других, прерывать и возобновлять курс в любое время, возвращаться назад для повторения • Активную самостоятельную работу • Индивидуализацию и дифференциацию • Возможность как индивидуальной, так и групповой формы работы
Все слайды делятся на 3 группы: • Слайды для объяснения нового материала • Опорные слайды • Слайды решения задач Наличие групп слайдов позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию в обучении.
Слайды объяснения нового материала используются при введении понятий: • дисперсии света • полного внутреннего отражения • применения полного внутреннего отражения • ход лучей в плоскопараллельной пластинке и треугольной призме • построение изображения в плоском зеркале примеры: 1) ход лучей в плоско параллельной пластинке – рассматривается ход лучей в двух пластинках разной толщины. Учащимся можно задать ряд вопросов: • Изменяет ли пластинка направление падающего луча? • Зависит ли величина смещения луча от толщины пластинки? Если зависит, то как? Учащимся дополнительно можно предложить рассмотреть луч, падающий на пластинку под другим углом и сделать вывод: будет ли зависеть величина смещения луча от угла падения. Рисунок можно применить и к решению задач, в которых обычно надо найти либо величину смещения луча, либо толщину пластинки. 2) Ход лучей в треугольной призме: рассматриваются два луча, падающие на призму под разным углом. Учащиеся видят, что от угла падения зависит расположение точки выхода луча из призмы, но отклонение луча в обоих случаях происходит к основанию призмы. 3) Разложение белого света в спектр: используется при изучении дисперсии света. Рисунок представляет собой схему опыта Ньютона. Учащимся можно задать ряд вопросов по данному опыту: • Что представляет белый свет? • У какого цвета показатель преломления больше? меньше? Почему? • Какие поговорки вы знаете для запоминания спектральных цветов? 4) Полное отражение света: происходит при переходе луча из оптически более плотной среды в оптически менее плотную. Рассматриваются 5 различных лучей, имеющие разные углы падения. Каждый падающий луч и соответствующий ему преломленный луч имеют свой цвет. Угол падения 1 луча 0 градусов. Далее угол падения луча увеличивается и учащиеся видят, в какой момент преломленный луч снова возвращается в 1 среду, т. е. наступает полное отражение. • Какой луч испытывает полное отражение? • Какой луч соответствует предельному углу полного отражения? 5) Применение полного отражения света: ход лучей в поворотной (поворот лучей, поворот изображения) и оборотной призмах. 6) Построение изображений в плоском зеркале
Опорные слайды включают в себя: • Характерные лучи собирающей и рассеивающей линзы (8 класс) • Параллельные лучи собирающей и рассеивающей линзы (11 класс) • Характеристики изображений (8 класс) • Графики изопроцессов (10 класс) • Сравнение графиков изопроцессов (10 класс)
Они используются при решении задач на построение в линзах и графиков изопроцессов. Опорные слайды помогают обучающимся • повторить изученный материал • восстановить пропущенный материал • изучить новый материал
Слайды решения задач. Решение задач может сопровождаться алгоритмом построения, а может содержать и управляющие кнопки, с помощью которых учащийся может выйти на нужный ему опорный слайд, а затем вернуться обратно к решению задачи. Если учащийся изучал алгоритм построения, то ему предлагается не только выполнить построение, но и самостоятельно воспроизвести этот алгоритм. Задачи обычно выдаются на карточках. Все построения учащиеся делают в рабочих тетрадях. Если работа в группах, то можно выполнять построения на листах формата А3. Слайды помогают лишь изучить алгоритм решения задачи, а также могут быть использованы для проверки уже решённых задач.
Все задачи разбиты по классам: Для учащихся 8 класса предлагаются задачи • на построение линейного предмета в собирающей и рассеивающей линзах • построение изображений предмета в плоском зеркале, • определение местоположения линзы и её фокусов, • построение преломленного луча. Для учащихся 10 класса предлагается 2 типа задач различного уровня • Построение графиков изопроцессов (3 уровня) • Сравнение параметров газа Для учащихся 11 класса рассматриваются задачи на построение изображений в линзах, но уже более сложные, где используется понятие фокальной плоскости и параллельные лучи, падающие на линзу под углом; а также задачи, в которых надо найти фокусное расстояние системы из двух собирающих линз и системы из собирающей и рассеивающей линз.
Примечание: Слайды можно копировать и группировать в любой последовательности, в зависимости от урока, но тогда надо будет менять порядок гиперссылок.
ссылка на слайд-шоу http://mm-festival.letitbit.net/download/020775ca774d8984facde5277a0c9e0fb/_________._.________6___________(___________._.).ppt.html
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]