Четверг, 23.11.2017, 10:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

Инновационные способы эффективного обучения физике
Инновационные способы эффективного обучения физике.
Логические структуры – это удобный перцептивный прием, обеспечивающий наглядное представление содержания обучения. Структурированная наглядность содержания предмета, с одной стороны, облегчает учащемуся усвоение за счет целостности представления и восприятия изучаемой области, а с другой направляет избирательность внимания, восприятия и усвоения.
Изобразительная наглядность как «золотое правило» обучения хорошо обоснована на педагогике ещё Я.А. Коменским, и её полезность не подвергалась сомнению никем и никогда. Но корректные дидактические исследования эффективности и уместности изобразительной наглядности до сих пор, по существу, не выполнены. Лишь поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» убеждает нас в ее эффективности. Думается, изобразительная наглядность необходима, чтобы создать внешний образ изучаемого объекта и даже показать его внутреннее устройство. Однако она не раскрывает функциональных (логических) связей частей и их взаимоотношение. В этих случаях непревзойденным средством наглядности является логические структуры данного содержания, создающего образ во всех взаимосвязях составляющих его элементы.
С помощью логических структур мною составлена компьютерная программа по разделу «Механика» курса физики. Методика применения данной программы:
• учащимся предлагаются готовые логические структуры;
• затем убирается их содержательная часть и остаются схемы без текста, т.е. скелет логических структур;
• организовывается самостоятельная работа учащихся (с учебником, рисунками текста, упражнениями и т.д);
• учащиеся выполняют опыты (если они предусмотрены содержанием логических структур);
• затем возвращаются логические структуры первоначального варианта;
• ответы сравниваются с образцом; учащиеся делают коррекционную работу по исправлению ошибок.

Приведу несколько примеров использования логических структур в качестве изобразительной наглядности.


Самостоятельное составление учащимися логических структур при изучении учебной литературы с последующим их рассмотрением в классе способствует высокому уровню усвоения предмета. Следует также отдифференцировать логические структуры от других способов наглядного представления содержания обучения, к примеру, от изобразительной наглядности и известных опорных сигналов В.Ф.Шаталова.
Лист опорных сигналов – это очень краткий план–конспект изученного учебного материала, помогающий ученику вспомнить основные «опоры» при необходимости воспроизвести содержание урока. Использование таких опорных конспектов – полезный методический прием для активизации учебной деятельности школьников. Однако сами «опоры», в отличие от логических систем, не являются дидактическим инструментом для анализа состава учебного материала, выявления логических связей в нем и дозирования его объема.
В логических структурах ни один учебный элемент не выпадает из поля зрения. Я попыталась сделать разумное сочетание опорных схем и конспектов, что, как мне думается, окажется наиболее эффективным приемом создания общей ориентировки учащегося в изучаемом содержании.
Применение логических структур можно увидеть на примере следующей разработки урока по физике в 7 классе.
Тема: «Давление».
Триединая цель:
Образовательная: С помощью структурированной наглядности, т.е. применения логических структур, облегчить учащимся усвоение материала за счет целостности представления и восприятия изучаемой темы.

Воспитательная: Совершенствовать ранее привитые чувства патриотизма и бережного отношения к окружающей среде за счет использования на уроке примеров, включающих этнопедагогические и региональные факторы.

Развивающая: Развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения материала и умение выделять главное, существенное из текста.

Тип урока: Урок самостоятельного изучения учащимися нового материала на основе логических структур с использованием компьютерной техники.

Методы и приемы: Решение проблем и задач: работа с текстом, рисунками, упражнениями учебника; заполнение ячеек логических структур; решение задач.

Оборудование: Материалы и приборы, необходимые для опыта: химические стаканы, питьевая сода, химические ложки и стеклянные палочки, гири, компьютеры
Место проведения – мультимедийный кабинет.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Подготовка компьютеров, учебных принадлежностей.

II. Изучение новой темы.
На доске пишется тема: «Давление». Учитель обращает внимание детей на тему и просит включить компьютер. На дисплее монитора появляется логическая структура по теме «Давление».



• Учитель осуществляет целостный обзор темы по данной логической структуре.

• Учащимся предлагаются проблемные задания, выполнение которых предполагает работу с учебником.


I. В зимний период вы совершаете лыжную вылазку в наш реликтовый ленточный сосновый бор. Выполнив нормативы, гуляете без лыж. Почему по снегу вам легче идти на лыжах?

II. Ваши бабушки в былые времена шили из лоскутков небольшие разноцветные одеяла, чтобы на них садиться или прилечь, отдохнуть. Почему бабушкам легче было использовать острые иголки? Зачем они надевали на палец наперстки?

III. Приведены рисунки лопат (рис. 94, стр. 122).
Есть ли у вас дачные участки, огороды? Какой лопатой вы пользуетесь, выполняя работу в саду?

• Просмотрев текст и рис.92 на стр. 120, один из учащихся производит опыт, используя для этого предложенные приборы и оборудование: химические стаканы, питьевая сода, химические ложки и стеклянные палочки, гири.
Делает выводы.

• Самостоятельная работа - заполнение логических структур.
Заполните пустые ячейки предложенных логических структур, используя для этого текст, рисунки учебника.



III. Закрепление.
На дисплее монитора снова появляется первоначальная логическая структура. Учащиеся сверяют свои записи с текстом образца.
IV. Домашнее задание. § 43 стр. 120. Тема: «Давление».
- Сравните содержание материала по тексту учебника с выполненной вашей работой на уроке (логическая структура, составленная вами самостоятельно).
Категория: Физика | Добавил: LauraSemey (19.06.2012) | Автор: Сулейменова Лаура Серикболовна E
Просмотров: 1010 | Теги: Физика, логичекие структуры, Инновационные способы обучения | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]