Использование индивидуально-ориентированного способа обучения на учебных занятиях
Использование индивидуально-ориентированного способа обучения на учебных занятиях На практике преподавателю приходиться сталкиваться с ситуациями, когда учащийся: - получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть; - не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации; - при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д. Для решения таких задач используются различные методы обучения. Одним из современных методов обучения является индивидуально-ориентированный способ обучения (ИОСО). В ходе использования данной технологии я пришла к такому выводу: дифференцированные задания интересны и тем, кто может решать сложные задачи и тем, кому высокая сложность решаемых задач не по силам. Доступность заданий третьего уровня позволяет всем ученикам работать на занятиях без стресса, что в современных условиях загруженности является важной составляющей учебного процесса. Обучающие поступившие в техникум после коррекционной школы имеют возможность вместе с другими обучающимися изучать предметы, с которыми в школе не сталкивались. Единственным моментом, усложняющим применение ИОСО на учебных занятиях, является трудоемкость подготовки к уроку. Преподаватель может, например, подготовить три варианта самостоятельных работ с разным уровнем сложности. Первый уровень самый сложный, его выберут обучающиеся уверенные в своих силах и, возможно, те, кто не вполне уверен в своих силах, но хочет получить высокий балл за урок. Оценка справившимся самая высокая – «отлично». Задания первого уровня сложности можно распечатывать, например, на листах неяркого красного оттенка. Задания второго уровня сложности – задания более простые, чем в первом, но более трудные, чем в третьем. Второй уровень выберут обучающиеся, которые при правильном решении получат максимально возможную оценку – «хорошо». Задания второго уровня сложности можно распечатывать на листах, например, желтого оттенка. Самые простые, доступные в понимании всем задания третьего уровня можно распечатать на лисах зеленого оттенка. Максимальная оценка – «удовлетворительно». На уроках с использованием данного метода я вывешиваю с краю классной доски бумажный светофор, состоящий, как и обычный, из трех цветных кругов – красного, желтого и зеленого. В центре красного круга количество баллов, которое может получить обучающийся при правильном выполнении заданий с красного листа (на листе количество баллов, также, указано) – «5», желтого – «4», зеленого – «3». При выборе заданий вначале применения данного метода большое количество обучаемых переоценивают свои возможности и не справляются с полным объемом заданий. Это дает возможность преподавателю мотивировать несправившихся к более тщательному изучению предмета, к дополнительным занятиям, к самостоятельной работе. Данная технология избавляет обучающихся от страха перед неудачей и помогает заинтересовать в изучаемом предмете. Рекомендую в своей деятельности использовать технологию ИОСО полностью или разрабатывать отдельные уроки с её применением.