Четверг, 25.04.2024, 10:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Наполнить жизнь ученика
Добром и красотой,
Раскрыть и углубить его сознание,
Он в жизнь приходит не пустой –
С потенциалом скрытых знаний.
Из прошлых жизней он несет с собой
Способности, возможности, таланты,
И мы должны с любовью, добротой
Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.
Н.Комисаренко
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные.
Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному обучению. Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках физики. Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация школ" и др., активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
В настоящее время ведется активная работа по реформированию высшего педагогического образования, с которым большинство связывает надежду на подготовку учителя нового типа. Однако сложность проблемы заключается в том, что образование, побуждая все и вся к изменениям, упрямо противится нововведениям в своей собственной сфере. Для учителя современной школы умение не шаблонно думать, искать нетрадиционные подходы к «вечным» проблемам гораздо важнее объема знаний. В модели будущего учителя способность и психологическая готовность к созданию, освоению и использованию новшеств, т. е. умение осуществлять инновационную деятельность, должны занимать центральное место.
Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно - информационной составляющей. Вторая половина Х Х века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.
Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, новационных научных исследований, т. е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников». Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не
ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний. Сегодня недостаточно разработаны критерии оценки компьютерных программ
по физике и практическая методика применения электронных учебников в
обучении физике.
Овладение основными видами приобретения и передачи информации происходит в процессе общения, учения, и познания. Информационные технологии (ИТ) открывают широкие возможности всестороннего изучения объектов деятельности, содержания, средств, форм и методов осуществления преподавательской деятельности, условий, при которых она происходит. Оперативное сопоставление со средствами, формами и методами используемыми для активизации учебного процесса открывает широкие перспективы самообразования и самосовершенствования педагога, как организатора учебного процесса, так и личности. Главный недостаток современных учебных программ обусловлен объективными противоречиями между логикой науки, требующей более глубокого изучения, и логикой учебного курса, которая требует обеспечить целостность восприятия учебной дисциплины. Разрешение этой проблемы связано с самостоятельной деятельностью учащихся с использованием сети интернет, развитием критического и творческого мышления, что повышает роль педагогического общения посредством ИТ. Внедрение в учебный процесс ИТ влияет на формы организации обучения, значительно усиливая индивидуальные формы обучения, что обеспечивает педагогическое воздействие, реализующее идею индивидуализации обучения с максимальным учетом личностных свойств и качеств.
С помощью ИТ облегчается проектирование деятельности учащихся на овладение ими как содержанием знания, так и объемом. Использование в учебном процессе ИТ специфично и существенно изменяет весь ход учебно-воспитательного процесса, изменяет методы преподнесения учебного материала, принципиально влияет на взаимоотношения между участниками учебного процесса.
Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике. В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как: технология проблемного обучения (М.Фридман, В.И. Маху и др.), технология блочно – модульного обучения (М.А. Чошанов, П.Я. Юцявичене и др). “Личностный подход в обучении (Афанасьева Н.А.), “Теоретико-методологические основы организации личностно - ориентированного урока” (Лукьянова М.И.); познакомилась с концепцией личностно - ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В.,) Также использую литературу:
• Журнал «Физика в школе»
• Новые педагогические технологии. Пособие для учителя/Под общей редакцией Е.С. Палат. М., 2006г.
• Кленова Н. «Как подготовить школу к профильному обучению»- Журнал «Народное образование» №3 -2003г
Я считаю, что идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное и групповое обучение.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, она позволяет в короткий срок опросить весь класс и при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Ученик при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий.
Проблемно-поисковое обучение помогает мне на уроках поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так, перед изучением новой темы ребятам задаётся вопрос, для ответа на который требуются новые знания. На следующем этапе им предлагается выполнить практическую (творческую) работу, в ходе выполнения которой они находят ответ на поставленный вопрос. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность.
Личностно - ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
Технология игровых методов позволяет мне на уроках в 7-8 классах широко использовать дидактические игры. Для учащихся этого возраста игра продолжает оставаться комфортной, психологически приемлемой формой общения. Я использую их на разных этапах урока. Во время игры возникает особое эмоциональное состояние, обусловленное естественным стремлением добиться результата. В итоге полученные знания становятся личностно - значимыми. Дидактические игры позволяют проводить многократное повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, вызывает положительные эмоции у ребенка. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания. школе проходят предметные недели. Учащиеся 7 - 8-х классов принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме.
В течение нескольких лет я использую такую педагогическую технологию как информационно-коммуникационные технологии, так как считаю, что в настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является именно использование современных информационных технологий при проведении различного рода занятий.
Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий.
Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Информационные технологии реализую с помощью следующих программ:
- программа подготовки компьютерных презентаций MS Power Point;
Использую презентации при объяснении нового материала, решении задач, закреплении и обобщении, а также при контроле знаний. Ученики также принимают активное участие при создании презентаций к урокам. Также на своих уроках использую Интернет.
Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных информационных технологий с целью развития интереса к физике. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей. Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем физическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и процессе внеклассной работы. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к физике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по физике, в физических викторинах, в выпуске физических газет и т. п. Происходит и обратное влияние: участие в различных физических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес к самой физике. Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. На своих уроках развиваю познавательный интерес и познавательную деятельность по смысловым блокам: занимательность, наглядность, игра, проблемное обучение и нестандартные уроки. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера. Систематически в течение учебного года на уроках использую различные виды физкульт минуток. Они успешно выполняют роль переключения внимания детей. Физкульт минутки наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Провожу физкульт минутку на 12- 20 минуте от начала урока. Применяю также и физкульт минутки с включением упражнений для глаз. Они обеспечивают адекватное восстановление энергетики, сил, дают возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждают перегрузки и преждевременное утомление.
Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата и повышают познавательный интерес к предмету.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. На своих уроках развиваю познавательный интерес и познавательную деятельность по смысловым блокам: занимательность, наглядность, игра, проблемное обучение и нестандартные уроки.
В настоящее время на уроках физики использую такие средства ИКТ: «Физика». 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия». Различие между ними определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.
Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
.
В результате использования вышеописанных подходов в изучении физики удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся. Использование данной методики за 3 последних учебных года способствовало:
- повышению качества усвоения знаний по физике школьниками до 62 %;
- развитию самостоятельности;
- повышению их творческой активности.
Результативность применения данной проблемы проявляется:
- в результатах итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ;
- в участии детей в предметных олимпиадах.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.
Развитие инновационной деятельности является одним из ключевых направлений повышения качества образования в современной школе. Стратегическое планирование деятельности школы, построение учебно-воспитательного процесса, использование современных педагогических технологий становятся значимыми не только для директора и его управленческой команды, но и для всех участников процесса. Администрацию нашей школы всегда волновал вопрос повышения профессиональной компетентности учителей, но сегодня повышения уровня методической и педагогической подготовки, совершенствование психолого-педагогической и правовой культуры, готовности коллектива к инновациям стоит особенно остро. Это обусловлено переходом школы от школы функционирования к школе развития. Перед школой стоит задача: выйти на новые горизонты инновационного развития, гарантирующие необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству предоставляемых услуг. Инновационная деятельность работников школы направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации.
Инновации в интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации, в настоящее время являются ведущим направлением государственной политики в сфере развития науки и образования.
Категория: Физика | Добавил: naclik (05.03.2014) | Автор: Целик Наталья Васильевна E
Просмотров: 1430 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 morina  
Уважаемая Наталья Васильевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании» по причине плагиата.
Технический эксперт С.А.Морина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]