Суббота, 27.04.2024, 05:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

Открытый урок по физике по теме "Радиоактивные превращения"
УРОК по теме: «Радиоактивные превращения».

Голова ученика не сосуд, который надо
наполнить, а факел, который надо зажечь.
Плутарх

ЦЕЛИ урока:

Образовательная: рассмотреть три вида радиоактивных распадов, записать формулы, по которым рассчитываются химические элементы, полученные в результате радиоактивных распадов, закрепить полученные знания путем решения конкретных задач.

Воспитательная: воспитывать интерес к профессии, показать связь темы с профессиональной деятельностью, применение данной темы в быту.

Развивающая: развивать память, логичность мышления, способность делать обобщающие выводы.

Методическая цель: показать пути обучения и воспитания учащихся на основе их самостоятельной работы, развитие мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Тип урока: комбинированный

Приборы и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, диск «Открытая физика 2.5» (часть 2). Стенд № 9, раздаточный материал в виде карточек заданий с ориентировочной и исполнительной основами действий.

Методы обучения:
1.Диалоговый.
2.Показательный.
3.Сочетание словесного и наглядного.
4.Использование компьютерных технологий.
5.Игровой.

Методические приемы:
1.Ведущая роль базовых и теоретических знаний.
2.Активизация знаний с игровыми элементами.
3.Изложение нового материала с использованием мультимедийных технологий.
4.Компьютерный эксперимент.
5.Применение элементов педагогического сотрудничества.
6.Контроль полученных знаний.

Внутрипредметные связи.

№ п/п Тема: Вопросы

1 Планетарная модель атома Резерфорда. Строение атома и атомного ядра.
2 Радиоактивность Радиоактивность, изотопы, виды
радиоактивных излучений.
3 Ядерные силы. Ядерные силы, энергия связи атомных ядер.

Межпредметные связи.

№ п/п Предмет
1 Спецтехнология
2 Математика
3 Литература

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.
2. Активизация знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:
1) Проверка присутствующих, их готовности к уроку.
2) Информация о форме проведения урока.
3) Психологический настрой учащихся на учебную деятельность.

Сообщение цели: цель нашего занятия – повторить основные понятия ядерной физики, изучить виды радиоактивных распадов, закрепить полученные знания путем решения задач и рассмотреть связь данной темы со специальностью.

2. Проверка домашнего задания.
А) решение задачи из домашнего задания (1 уч-ся у доски).

Преподаватель: Пока на доске записывается домашняя задача, мы с вами займемся повторением пройденного. Наше повторение будет происходить в игровой форме.

С помощью мультимедийного проектора на доске проецируется экран с девятью ячейками.

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Под каждой цифрой спрятан определенный вопрос, я поднимаю учащегося, он называет номер вопроса, открываем ячейку, зачитывается вопрос, на который учащийся должен дать ответ. Если учащийся не в силах дать ответ, то ему помогают другие учащиеся.
Фронтальный опрос (вопросы в ячейках):
ВОПРОСЫ:
1. Что называется радиоактивностью?
2. Рассказать о строении атома и атомного ядра? Записать общую формулу химического элемента.
3. Что называется энергией связи атомных ядер? По какой формуле энергия связи вычисляется?
4. Что такое ядерные силы?
5. Какие основные элементарные частицы вы знаете?
6. Определите состав ядер атомов
7. Перечислить виды радиоактивных излучений и дать их характеристики.
8. Что называется изотопами? Назовите несколько примеров.
9.Что такое дефект массы? Записать формулу для вычисления дефекта массы (объяснить, какие величины входят в формулу).

Проверка домашней задачи на доске, выставление оценок с комментариями.
Как мы видим, основную роль в атомной физике играет понятие атома. Даже поэты не остались равнодушны к нему и воспели его в стихах. Послушаем стихотворение: «Мир атома» (читает учащийся).

А теперь мы переходим к новой теме.
3. Изложение нового материала.

- сообщение темы урока;
- сообщение целей и задач урока;
(На интерактивной доске с помощью мультимедийного проектора проецируется тема урока и основные вопросы, которые необходимо рассмотреть).
На меловой доске тоже записывается тема урока (оставляется на доске до конца урока).

Преподаватель: Вопрос: еще раз вспомним, какие виды излучений вы знаете?
Учащиеся: альфа, бетта, гамма - излучения.
Преподаватель: Верно. По видам радиоактивных излучений выделяются виды радиоактивных распадов. Рассмотрим подробно каждый из них.

На экране появляется надпись:Альфа - распад.
Преподаватель: Вопрос: Вспомним, что такое альфа - лучи.
Учащиеся: альфа - лучи – это положительно заряженные атомы гелия.
Преподаватель: Верно, поэтому при альфа - распаде ядро химического элемента испускает атомы гелия и превращается в ядро другого химического элемента.

Запишем определение:
Альфа - распад – это превращение атомных ядер, при котором испускается тяжелый положительно заряженный атом гелия .
Записывается уравнение альфа - распада с объяснениями преподавателя.
Преподаватель: посмотрим, как же альфа - распад происходит?

(Демонстрируется компьютерный эксперимент, в презентации гиперссылка на флеш-анимацию на диске. Можно использовать и видеофрагменты (файл «альфа и бета распад» с расширением .avi), но не все так подробно, как демонстрация на диске) Если видеофрагменты с расширением .avi не открываются, необходимо установить GOM Player (в архиве имеется эта программа).

Далее записывается пример этого распада с объяснениями преподавателя.

На экране заголовок: бета - распад.
Преподаватель: Вопрос: Вспомним, что такое бета - лучи.
Учащиеся: Бета - лучи – это отрицательно заряженные электроны .
Преподаватель: Верно, поэтому при бета - распаде ядро химического элемента испускает электроны и превращается в ядро другого химического элемента.

Запишем определение:
Бета - распад – это превращение атомных ядер, при котором испускается легкий отрицательно заряженный электрон .

Записывается уравнение бета - распада с объяснениями преподавателя.
Преподаватель: посмотрим, как происходит бета - распад ? (Демонстрируется компьютерный эксперимент с диска).
Далее записывается пример этого распада с объяснениями преподавателя.

На экране заголовок: Гамма - распад.
Преподаватель: Вопрос: Вспомним, что такое чамма - лучи.
Учащиеся: Гамма - лучи – это жесткое электромагнитное излучение.
Преподаватель: Верно, поэтому при гамма - распаде ядро химического элемента испускает электромагнитную волну и при этом химический элемент не изменяется.

Запишем определение:
Гамма - распад – это превращение атомных ядер, при котором испускается жесткое электромагнитное излучение. При этом заряд ядра не изменяется, масса ядра изменяется ничтожно мало.

Записывается уравнение гамма - распада с объяснениями преподавателя.
Преподаватель: посмотрим демонстрацию, объясняющую, как происходит гамма - распад ? (Демонстрируется компьютерный эксперимент с диска).
Далее записывается пример этого распада с объяснениями преподавателя.

Преподаватель: итак, ребята, какие виды радиоактивных распадов мы с вами рассмотрели?
Учащиеся: Альфа, бета, гамма - распады.
Преподаватель: Дайте определение альфа - распаду? бета - распаду? гамма - распаду?
Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.
Виды радиоактивных излучений и распадов находят применение и в профессиональной деятельности поваров. Послушаем доклад, подготовленный учащимся.
4. Закрепление.
Преподаватель: А теперь, для закрепления полученных знаний решим конкретную задачу.
Задача: Написать реакцию, при которой изотоп тория претерпевает последовательно два альфа - распада и один бета - распад.
Используя ориентировочную основу действия, преподаватель показывает учащимся, как выполняется данная задача (можно вызвать для решения задачи учащегося).

Затем преподаватель раздает карточки – задания и ООД для самостоятельной работы учащихся (5-7 минут). Раздаются таблица Менделеева.
Учащиеся в конце урока сдают тетради с выполненными заданиями.

5. Итог урока: выставление оценок с комментариями. Оценки за самостоятельную работу в тетрадях комментируются на следующем уроке.

6. Домашнее задание: § 91, 92, задача: составить и решить задачи на альфа, бета и гамма - распады.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.
Мир атома
Быть может, эти электроны-
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом-
Вселенная, где сто планет ;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.

Их мудрецы, свой мир бескрайний
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как нынче я;

А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!

Приложение 2. Карточки-задания
Приложение 3. ООД к карточкам
Приложение 4. ПРИМЕНЕНИЕ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ В ПРОФЕССИИ «ПОВАР».

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/355223d4a954f4fa356ac7013ab2f0aed/KovalenkoNV.rar.html
Категория: Физика | Добавил: natali_k78 (29.06.2012) | Автор: Коваленко Наталья E
Просмотров: 3744 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]