Пятница, 19.04.2024, 04:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

Применение игровых и компьютерных технологий для развития познавательных процессов на уроках физики .
Применение игровых и компьютерных технологий для развития познавательных процессов на уроках физики.

« У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».
Известный французский физик Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.
Актуальность игровых технологий заключается в том, что ученику по своей природе нравится играть. Игра позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.
Учащиеся увлекаются, не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
- игры – упражнения;
- игры – путешествия;
- сюжетная (ролевая) игра;
- игра – соревнование.
Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.
Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным, помогает повысить активность детей.
Выполнение "сказочных” заданий поможет формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде.
На уроках я использую различные игровые приемы, реализуя их с помощью компьютера. Например, приём «Исправь ошибки»: недооформленный плакат с ошибками высвечивается на слайде, или необходимо найти ошибочное и правильное решение, или ошибочное утверждение.
Следующий игровой прием - ответить на вопрос из серии «Что произошло», «Что общего?», «Кто открыл закон при таких обстоятельствах?». Дети смотрят на картинки презентации и думают над заданием.
Интересно для учащихся задание типа «найди лишнего», когда из перечня физических терминов или приборов или физических величин нужно исключить лишнее слово (или из таблицы убрать лишний числовой ряд). Такие задания способствуют развитию мышления, умению делать обобщения, проводить аналогии, находить связи и отношения.
При решении задач эффективен прием - прочти пословицу. Учащимся предлагается рассчитаться от 1 до 20 (подобно тому, как делают на уроке физкультуры) и каждому запомнить свой номер. В презентации делается таблица, в которой кратко, символами записаны условия 20 задач, и каждый ученик решает задачу, соответствующую его номеру.
Рядом показывается еще одна таблица, которая называется «Ключ» и содержит ответы к задачам, соответствующие каждой букве. Каждый ученик, пользуясь «Ключом», определяет, какой букве соответствует полученный им числовой ответ и вписывает эту букву, используя интерактивную доску, в третью колонку таблицы, заполняя «свою» строку. Если все учащиеся решили задачи верно, то в этой колонке можно прочесть пословицу.Таким образом, удается за короткий промежуток времени не только решить основные типы задач по теме, но и повторить большой материал — текущий и вспомогательный, привлечь к этому всех учащихся.
Нравится учащимся разгадывать зашифрованные слова. Решая примеры, они должны выписать ответы в строчку, и использую ключ угадать слово или фразу.
Полезен прием «Найди правильную дорогу»: в три столбика записаны уравнение с неизвестным, его корень и проверка. Нужно правильно соответственно их соединить.
На уроках использую кроссворды. Один из их разновидностей - игра
« Ленточка» - из каждого угаданного слова выбирается некоторая буква и в конце получается слово, которое нужно объяснить.
В конце урока, после изучения темы можно дать задание: «Найди ошибочные утверждения». Учащиеся под музыку выполняют задание и заполняют таблицу. Потом я показываю таблицу с ответами (с помощью презентации) и если их ответ совпадает с правильным, они зарабатывают балл за каждый ответ. Затем сами подсчитывают набранные баллы, и выставляют себе оценку в соответствии с оценочными критериями.
В своей работе я часто использую игровые моменты на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении пройденного материала, при повторении.
Игровые моменты требуют определенных навыков и умений:
 Чтобы играть, надо повторять, нужно знать все пройденные формулы, свойства.
 Чтобы играть, нужно повышать концентрацию мышления, настойчивость.
 Чтобы играть, нужно быстро и активно мыслить.
Для активизации деятельности учащихся на уроках использую занимательные материалы (загадки, физические фокусы, физические сказки, сведения из жизни ученых, задачи на основе фольклора). Такие задания способствуют усвоению определений, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названию приборов. Их можно использовать для закрепления и повторения на обобщающих уроках.
Загадки способствую развитию образного видения явлений природы. Загадка позволяет увидеть красоту окружающего мира. Она подчеркивает ту или иную особенность предмета или явления, заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть элементы прекрасного в этом предмете, явлении.
Иллюстрирование физических явлений оживляет урок, дает еще и многогранность кругозора. Запечатлев образ на бумаге, уже не скоро его забудешь. Учащимся показываю рисунки физических явлений, предлагаю им придумать самим. Такие задания помогают разнообразить учебную работу учащихся, повторять и систематизировать материал.
Задачи, сформулированные на основе художественных фрагментов, сказок, фольклора, видеофильмов, песен, активизируют познавательную и эмоциональную сферу ученика.
Полезны задачи на нахождение технических характеристик различных сказочных и фантастических устройств, при решении которых учащийся сравнивает полученные результаты с техническими характеристиками реальных машин и механизмов и критически оценивает правильность своего решения и правдоподобность сказочных устройств. К таким заданиям можно подобрать иллюстрации, или предложить самим учащимся сделать рисунок, или придумать сказочную задачу.
Учащиеся охотно и с интересом стараются найти ответы, чтобы помочь выжить на острове Робинзону Крузо или ответить на вопрос мальчика Почемучки Интересно учащимся отгадывать «загадки» Шерлока Холмса.
Некоторые игровые приемы я хочу описать, на примере фрагмента урока сказки по физике с применением компьютерных технологий, который можно провести в 7 классе при повторении физических величин и их единиц измерений.

Учитель: Сегодня мы побываем в одной очень доброй сказке, встретимся с героиней, которую вы любите. Сказочные короли, баба-яга, мачехи и прочие злодеи неистощимы в придумывании всяческих преград и разнообразных препятствий на дорогах, ведущих к счастью героев сказок. Герою приходится искать наилучшие решения хитроумных загадок и задач. Так случилось и в этой сказке. Но лучше обо всем по порядку.
Вот портрет нашей героини. ( На слайде – Золушка). Угадайте кто она?
Дети: Это Золушка.
Учитель: И мы должны обязательно помочь Золушке выполнить все задания Мачехи. Поможем?
-Дети: Да!
Учитель: Итак, первое задание Мачехи: Испечь пирог. Золушка начала готовить его еще ночью, это было ее «домашнее задание». Давайте проверим, как у нас с домашним заданием. Вспомните и назовите физические величины.
Дети: (масса, путь, время, скорость, сила, давление, температура, плотность.)
Учитель: Молодцы! Вы справились, вот наш пирог. Вернемся к сказке. Мачеха приказала Золушке прополоть грядки на ее огороде. А нам для этого нужно назвать физическую величину по ее обозначению и вспомнить ее единицы измерений в системе СИ. ( Дерево с летающими листьями – дети называют величины по обозначениям, а потом работа с таблицей – дети заполняют её, называя единицы измерения в СИ).
Учитель: Молодцы! Задание выполнено. А тем временем Король сказочного королевства решил, что его сыну пора жениться на самой прекрасной девушке королевства. Чтобы эту девушку найти, велено было всем жительницам собраться на бал во дворце Короля. Приглашения стали разносить во все дома. Тем временем, мачеха и сестры совсем замучили Золушку поручениями – ведь они прекрасно знали, что никто лучше нее не причешет, не сошьет и не разгладит. У мачехи находились все новые и новые дела для нее. Она приказала Золушке вычистить печь и разложить чечевицу с горохом в отдельные чаши.
Чтобы вычистить печь нам нужно выбрать из конверта лишние звездочки, и оставить только те, которые обозначают физические величины, наклеив их названия на соответствующий лист. (Конверты с заданиями заранее раскладываются на столы). Это будет делать первая группа.

А чтобы разложить чечевицу с горохом в отдельные чаши нам нужно выбрать из конверта звездочки с названием физических явлений и наклеить их на соответствующий лист. Это будет делать вторая группа.
А тут еще Золушка вспомнила, что у нее нет ни одного красивого платья. Она заплакала. Вдруг появилась Фея, утешила её, пообещала помочь. Но чтобы ее волшебная палочка заработала, необходимо сделать такое задание – найти в конверте звездочки с названиями физических приборов и механизмов, и наклеить их на соответствующий лист. Этим займется третья группа.
Группы работают под музыку.
Учитель: Но вот наши карточки готовы. Из звездочек какого цвета они состоят? (Заранее предполагается составление карточек таким образом, что они будут состоять при правильном выполнении задания, из звёздочек одного и того же цвета)
Дети: 1-я группа – красного цвета; 2-я группа – синего цвета; 3-я группа – зеленого цвета.
Учитель: Это основные цвета. Смешивая их можно получить все остальные. ( На слайде соответствующая анимация).
Ну вот, волшебная палочка заработала. Тыква превратилась в карету, мыши в лошадей, крыса в кучера. Фея помогла Золушке собраться на бал, но попросила ее вернуться до полуночи, иначе все обратно превратиться.
Итак, Золушка вошла во дворец. Как только принц ее увидел, он сразу был ею очарован. Они танцевали и разговаривали. Время пролетело незаметно, и Золушке пора было возвращаться. Она опаздывала, и поэтому ей пришлось быстро бежать по длинной лестнице, на ступеньках которой прекрасная незнакомка потеряла свою туфельку.
Принц стал искать Золушку. Давайте ему поможем. Для этого нам необходимо собрать волшебные цветы. – Правильно подобрать лепестки к соответствующей физической величине. И составить о ней рассказ. (Лепестки перемешаны, нужно выбрать сердцевины с обозначением физической величины и правильно подобрать соответствующие к ней лепестки с описанием свойств, приклеивая их).
Дети работают под музыку.
Учитель: Итак, мы справились. Волшебные цветы собраны. Как вы думаете, какой из них самый волшебный?
Дети: Сила! Он составлен из всех цветов радуги.
А принцу найти Золушку тоже помогла сила – сила любви. И поэтому они стали жить вместе долго и счастливо.
В конце урока Золушка с экрана произносит слова:
Задача, конечно, не очень простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Игровой момент создает на уроке атмосферу радости, удовлетворенности своей работой, вызывает большую активность даже слабых учеников.

Приложение http://mm-festival.letitbit.net/download/00db260366fb5db11aebe1a332ea2f437/OlhovskayaEN.rar.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/00db260366fb5db11aebe1a332ea2f437/OlhovskayaEN.rar.html
Категория: Физика | Добавил: olhovskaja (02.06.2012) | Автор: Ольховская Елена Николаевна E
Просмотров: 1941 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]