Четверг, 25.07.2024, 19:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Физика

Применение ИКТ на уроках физики
Реалии современного образования и в частности предмета физики таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же на осмысление и закрепление практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации ученика в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к продолжению образования. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Информацию по любой теме ребенок может получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью компьютера . Компьютер в целом заменяет целый набор ТСО, значительно превосходя их по качеству, поэтому с его помощью можно реализовать различные формы обучения и контроля. Наиболее эффективны уроки с применением видеоинформации, которая содержит моделирование природных процессов, так как ученики, привыкшие воспринимать информацию в виде “красивых картинок”, лучше примут яркий, наглядный материал, чем лекцию учителя. Урок физики должен, безусловно, содержать необходимые демонстрации опытов. Но имеющееся оборудование не всегда дает такую возможность. В настоящее время имеется достаточное количество цифровых ресурсов, помогающих решить данную проблему. Усвоение знаний, связанных с большим объемом информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем чтение текста учебника. На таких уроках ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. Применение компьютера может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, представляя им, возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и представлять любые решения без риска получить низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Таким образом, применение ИКТ на уроках физики позволяет решить ряд задач: 1.Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока и учебного процесса в целом. 2.Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. 3.Создание мотивации к учебному материалу. 4.Представление ученику возможности выбирать формы и методы работы. 5.Представление ученику возможности использовать дополнительный материал 6. Повышение познавательного интереса к предмету. В настоящее время компьютер занял прочное место ни только в доме и в офисе, но и в школе, он становится хорошим помощником в подготовке и проведении уроков физики. Из экзотики ПК превращается в весьма эффективное техническое средство для организации и проведения урока. Можно выделить несколько аспектов использования компьютера на уроках физики. Прежде всего с помощью компьютера набираю и распечатываю контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы. На компьютере это сделать значительно быстрее и удобнее чем выполнить эту работу вручную. Еще одно направление использования компьютера – это создание презентаций к урокам в программе Power Point. Создавая презентацию, в ее содержание включаю основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока, а также вопросы и задания на повторение и закрепление с целью осуществления быстрого контроля за уровнем усвоения учебного материала. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны при работе с информацией. Использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, так как учащиеся имеют возможность, не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть для восприятия нового задействован не только слух, но и зрение ребенка, за счет чего повышается активность учеников на уроке. Возможности программы позволяют, создавать уроки различной направленности и всевозможной конфигурации. Простой интерфейс программы дает возможность использовать ее для разработки презентаций учениками самостоятельно. Учащиеся 9-11 классов охотно создают презентации к урокам физики, к докладам, защите проектов и научно-исследовательских работ, используя при этом различные источники информации: учебник, дополнительную литературу, Интернет. Данная работа способствует формированию у учеников навыков работы с различными источниками информации, развитию их коммуникативных умений. Физика наука экспериментальная, поэтому основу урока составляет демонстрация опытов. Наличие компьютера в кабинете физики позволяет продемонстрировать те явления и процессы, которые представить ребятам сложно, компьютерные демонстрации могут заменить недостающие опыты для правильного восприятия учениками темы. В настоящее время выпущено большое разнообразие электронных учебников по физике, которые содержат не только материал по теме, но и видео фрагменты, коллажи, анимации, рисунки, модели реальных физических явлений и объектов, обучающие и тестовые задания для контроля знаний . На своих уроках использую программы «Физикона», «Илексу»- 10кл (Авторы Л.Э. Генденштейн, Ю.И.Дик,Л.А. Кирик, Н.Г.Сиротенко), «Физика 7 класс» (авторы: Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А., Булюбаш Б.В.), «Физика и астрономия» 8 и 9 класс (автор: А.А.Пинский), Физика 10 класс (авторы: Чижов Г.А., Ханнанов Н.К.); при проведении уроков решения задач- «Электронный задачник», «Экспериментальные задачи лабораторного физического практикума» (авторы: А. И. Фишман, А.И.Скворцов, Р.В.Даминов). Перечисленные цифровые ресурсы позволяют создавать собственные презентации с использованием отдельных элементов, содержащихся в программах. Из-за отсутствия оборудования в кабинете физики для проведения практических работ, 20% работ в 8-11 классах заменены компьютерными с применением CD «Лабораторные работы по физике для 10 и 11 классов» и программы «Начала электроники». Для проведения таких уроков применяются интерактивные модели, которые позволяют не только моделировать явления, но и изменять условия протекания процессов, что позволяет детально понять и изучить явления. Расчеты к лабораторным работам и графики выполняются в программе Excel, что позволяет не только отработать знания по физике, но и совершенствовать навыки работы по информатике. Для проведения уроков с компьютерной лабораторной работой разрабатываю инструкцию для учащихся, в которую включаю расчетные задачи разного уровня сложности, их ученики сначала решают, а затем проверяют с помощью компьютера. Непосредственно на уроке провожу демонстрацию эксперимента «вживую», затем учащиеся выполняют работу по инструкциям. Проведение таких уроков эффективно, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной работы. Программные продукты по физике полностью не всегда вписываются в конкретный урок, поэтому использую их и на отдельных этапах урока. Для проведения контроля знаний учащихся разрабатываю в готовых тестовых оболочках (в программе «Хронограф», в конструкторе сайтов, в программах «Тестирование 2.3», « Mirax software») тематические и итоговые тесты. На уроках учащиеся работают с тестами индивидуально. Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета. При всех видимых плюсах данной методики работы, при всех её преимуществах нельзя переусердствовать. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован. Нельзя убить эффект новизны и необычности. Задача учителя – сделать так, чтобы поддержать интерес детей к подобной форме работы. Поэтому стараюсь в старших классах проводить подобные уроки не чаще, чем один раз в неделю, а с учащимися среднего звена не чаще, чем один раз в 3-4 урока. Тогда интерес ребят не гаснет, а наоборот только растёт. Наибольшего эффекта с моей точки зрения удается достичь когда информационно- коммуникативные технологии применяются в сочетании с другими педагогическими технологиями (например: проблемного и модульного обучения, игровых технологий и других) В заключении хочу сказать, что компьютер стал для меня верным помощником в подготовке и проведении уроков физики, отрыл для меня новые возможности в преподавании, сделал мои уроки более современными и увлекательными Практика работы показала, что ребятам стало интереснее учиться. Изменилась система оценивания достижений учащихся через компьютерное тестирование. Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности. О повышении интереса к предмету свидетельствует то, что ежегодно 30-40% учащихся выбирают для сдачи экзамена по выбору физику, 80% из них сдают экзамены на «4» и «5». Повышается качество обучения по предмету. Кроме того все что создают ученики, может быть использовано в дальнейшем на уроках. Описанную технологию можно использовать при условии, что в кабинете физики имеется компьютер для демонстрации презентаций и у учителя имеется возможность обеспечить ПК всех учащихся при проведении компьютерных лабораторных работ и тестировании.

Приложение 1.
Дидактическая карточка к лабораторной работе по физике 10 класс.

Лабораторная работа.
Упругое и неупругое столкновения
Цель: проверить справедливость законов сохранения импульса и энергии при упругом и неупругом столкновениях.
Оборудование: ПК, интерактивная модель 1.22. ( Физикон 2.6, часть 1).
Инструкция к выполнению работы:
1. Освоить работу с интерактивной моделью. Научиться пользоваться кнопками:
- Столкновения /неупругое, упругое/
-старт
-сброс
-кнопками для изменения параметров скоростей и масс.
Изменяя начальные скорости и массы тележек, а также тип соударения( упругое или неупругое), можно проследить за движением тележек после столкновения и определить кинетические энергии и импульсы каждой тележки.
2. Выполните компьютерный эксперимент:
1) Задайте первоначальные условия: m1 =5кг,
v 1 =2м/с, m 2 =10кг, v2=-1м/с.
2) Определите с помощью модели импульсы тел при упругом столкновении до ( p1 и p2) и после взаимодействия (p1* и p2*), а также энергию системы до и после взаимодействия аналогичным образом.
3)Найдите импульс системы до взаимодействия p1 + p2 и после взаимодействия p1* + p2*
4) Сравните полученные значения суммарных импульсов. Сделайте вывод о изменении импульса системы при упругом столкновении.
5) Найдите энергию системы до взаимодействия Е1+Е2 и после взаимодействия Е1 *+Е2*.
6) Сделайте вывод о изменении энергии при упругом столкновении.
7) Повторите действия для неупругого столкновения, задав первоначальные условия: m1 =3кг,
v 1 =6м/с, m 2 =5кг, v2=-2м/с.
8) Сделайте вывод о изменении импульса и энергии при неупругом столкновении.
3. Решите задачи и сделайте проверку с помощью модели:
1) Две тележки массами 2 и 5 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 1м/с и 0, 2 м/с. С какой скоростью будут двигаться тележки после неупругого столкновения ?
2) Два шара массами 1 кг и 4 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 1м/с и 0,5 м/с. После упругого столкновения скорость второго шара стала равной 0,1 м/с, с какой скоростью двигался первый шар ?

Приложение 2.
Презентация к року физики 9 класс по теме «Сила всемирного тяготения»
http://mm-festival.letitbit.net/download/5391597e97dfd0b134c7165d17ba8374b/MixalevaNA.ppt.html
Категория: Физика | Добавил: NadesdaMix (16.11.2011) | Автор: Михалева Надежда Александровна E
Просмотров: 4447 | Комментарии: 1 | Теги: опыт, обобщение | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 1
1 Антонина  
я тоже считаю, что компьютер необходим на уроках физики. Сама применяю данную технологию на своих уроках. Только бывают проблемы с техникой или с Интернетом. А т.к. в сельской школе нет постоянного инженера, то эти проблемы иногда "зависают" на недели(

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]