Урок физики в 7 классе по теме «Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела»
Тема урока: Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела Цель урока: Установить единицы силы и аналитическую связь между силой тяжести и массой тела. Развивать словесно-логическое и аналитическое мышление. Воспитывать культуру взаимодействия в группах. Оснащение урока: мультимедийный проектор, слайдовая презентация (Приложение 1: pril_1.pps); целое (текст), разделенное на части (Приложение 2: pril_2.doc); карточки с заданиями (Приложение 3: pril_3.doc); ПК базовой комплектации, интерактивная плоскость (Приложение 4: pril_4.exe); листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп, красный, синий и зеленый маркеры.
ХОД УРОКА
I. Инициация. Время проведения – 3 минуты. Метод «Перекличка» Цель: Организовать работу класса, создав атмосферу непринужденности и делового настроя. Участники: Все ученики. Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем урок физики. Доложите о готовности к уроку! УЧЕНИКИ называют свои фамилию и имя и рапортуют: «К уроку готов!».
II. Вхождение в тему. Время проведения – 3 минуты. Метод «Полилог» Цель: Выявить ключевые слова темы урока. Участники: Все ученики. Оснащение: Рисунки взаимодействующих тел. (Приложение 1: Слайд 1). Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Что вы наблюдаете на экране? УЧЕНИКИ: - Действие одного тела на другое. Взаимодействие тел. УЧИТЕЛЬ: - Что является мерой действия одного тела на другое? УЧЕНИКИ: - Сила. УЧИТЕЛЬ: - От чего зависит результат действия силы на тело? УЧЕНИКИ: - От ее модуля, направления и точки приложения. УЧИТЕЛЬ: - Является ли сила физической величиной? УЧЕНИКИ: - Является. УЧИТЕЛЬ: - Можно ли ее измерить? УЧЕНИКИ: - Можно как и любую физическую величину. УЧИТЕЛЬ: - Что значит измерить физическую величину? УЧЕНИКИ: - Сравнить ее с величиной, принятой за единицу. УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? УЧЕНИКИ высказывают предположения. УЧИТЕЛЬ: - Тема нашего урока «Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела». (Приложение 1: Слайд 2)
III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 3 минуты. Метод «Проблемный полилог» Цель: Заинтересовать учащихся содержанием темы урока. Участники: Все ученики. Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Можно ли за единицу силы принять любую силу? УЧЕНИКИ и УЧИТЕЛЬ, в результате обсуждения, делают вывод, что за единицу силы можно принять любую силу. Например, можно выбрать в качестве единицы силы силу упругости какой-либо пру¬жины, растянутой до определенной длины. За единицу силы можно принять и силу тяжести, действующую на какое-нибудь тело.
IV. Интерактивная лекция. Время проведения – 11 минут. УЧИТЕЛЬ: - За единицу силы принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с. В честь английского физика Исаака Ньютона эта единица названа ньютоном. Часто применяют и другие единицы – килоньютон и миллиньютон. (Приложение 1: Слайд 3). Метод «Полилог» Цель: Организовать работу класса на установление связи между силой тяжести и массой тела. Участники: Все ученики. Время проведения: 10 минут. Оснащение: Приложение 1: Слайды 4, 5. Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Установлено, что на тело массой 1/10 кг, или более точно 1/9,8 кг (т. е. около 0,102 кг или 102 г), действует сила тяжести, равная приблизительно 1 Н. Скажите, какая сила будет действовать на тело массой 2/9,8 кг (0,204 кг или 204 г)? УЧЕНИКИ: - 2 ньютона. УЧИТЕЛЬ: - На тело массой 5/9,8 кг (0,51 кг или 510 г)? УЧЕНИКИ: - 5 ньютонов. УЧИТЕЛЬ: - А на тело какой массы действует сила 9,8 ньютонов? УЧЕНИКИ: - 9,8/9,8 кг. УЧИТЕЛЬ: - А чему равно значение дроби 9,8/9,8? УЧЕНИКИ: - Одному. УЧЕНИКИ и УЧИТЕЛЬ делают вывод, что на тело массой 1 кг действует сила тяжести, равная 9,8 Н. УЧИТЕЛЬ: - Значение силы тяжести, действующей на тело массой 1 кг, можно записать так: 9,8 Н/кг х 1 кг. УЧИТЕЛЬ: - А как запишем значение силы тяжести, действующей на тело массой 2 кг? УЧЕНИКИ: - 9,8 Н/кг х 2 кг. УЧИТЕЛЬ: - На тело массой 5 кг? УЧЕНИКИ: - 9,8 Н/кг х 5 кг. УЧИТЕЛЬ: - На тело массой m? УЧЕНИКИ: - 9,8 Н/кг х m. УЧИТЕЛЬ: - Если величину 9,8 Н/кг обозначить буквой g, то формула для силы тяжести будет иметь вид: F = gm. (Приложение 1: Слайд 5). Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямоли¬нейно, то вес тела можно определить по формуле: P = gm. При решении задач, если не требуется большой точности, g округляют до 10 Н/кг.
V. Проработка содержания темы. Время проведения – 21 минута. Метод «Собери целое» Цель: Выяснить точность усвоения знаний и способов действий. Участники: все ученики. Время проведения: 7 минут. Необходимые материалы: Целое (текст, изображение), разделенное на части. (Приложение 2). Проведение: Ученики делятся на три равных по возможностям группы. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются фрагменты текстов. Ученикам предлагается собрать целое из частей. Представители групп зачитывают тексты. Оценка результата: быстрота и правильность выполнения работы. УЧИТЕЛЬ: - Рассмотрите пример на странице 64 учебника. УЧЕНИКИ рассматривают пример. УЧИТЕЛЬ: - А теперь вам предстоит выполнить задания (Приложение 3) с использованием интерактивной плоскости (Приложение 4). УЧЕНИКИ выполняют задания.
VI. Подведение итогов. Время проведения – 3 минуты. Метод «Цветок» Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом. Материалы: листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп-троек, красный, синий и зеленый маркеры. Проведение: Каждый ученик оценивает только себя и участников своей группы, разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал достаточно, синий – средний вклад, зеленый – сделал мало, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы. По окончании учитель создает контур лепестка вокруг каждого номера участника и вокруг сектора группы тем цветом, какого больше присутствует после оценки (если цветов одинаково – синим). Затем обводится контур цветка вокруг лепестков по тому же принципу. Делаются выводы о работах групп и отдельных учеников, выставляются оценки.
VII. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута. §27, упр. 9.
Литература: 1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Уважаемый Борис Дмитриевич, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Конференции. Технический эксперт Мухина Ирина Анатольевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]