Урок физики в 7 классе по теме «Расчет пути и времени движения»
Тема урока: Расчет пути и времени движения Цель урока: Установить соотношения для расчета пути и времени движения. Развивать навыки решения физических задач и чтения графиков. Воспитывать культуру взаимодействия в группах. Оснащение урока: мультимедийный проектор, слайдовая презентация (Приложение 1: prilojenie1.ppt); интерактивное пособие для проведения самостоятельной работы (Приложение 2: prilojenie2.exe); карточки с вопросами (Приложение 3: prilojenie3.doc); ПК базовой комплектации с установленной OS Windows по количеству обучающихся; листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп, красный, синий и зеленый маркеры.
ХОД УРОКА
I. Инициация. Время проведения – 2 минуты. Метод «Перекличка» Цель: Организовать работу класса, создав атмосферу непринужденности и делового настроя. Участники: Все ученики. Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем урок физики. Доложите о готовности к уроку! УЧЕНИКИ называют свои фамилию и имя и рапортуют: «К уроку готов!».
II. Вхождение в тему. Время проведения – 2 минуты. Метод «Полилог» Цель: Выявить ключевые слова темы урока. Участники: Все ученики. Оснащение: Формула расчета скорости равномерного движения. (Приложение 1: Слайд 1). Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Что вы наблюдаете на экране? (Приложение 1: Слайд 1). УЧЕНИКИ: - Формулу расчета скорости равномерного движения. УЧИТЕЛЬ: - Назовите все величины, входящие в формулу. УЧЕНИКИ: - Скорость, путь, время. УЧИТЕЛЬ: - Достаточно ли уметь рассчитывать только скорость движения при рассмотрении механических явлений? УЧЕНИКИ: - Нужно так же уметь рассчитывать пройденный телом путь и время движения. УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? УЧЕНИКИ высказывают предположения. УЧИТЕЛЬ: - Тема нашего урока «Расчет пути и времени движения». Цель урока «Установить соотношения для расчета пути и времени движения» (Приложение 1: Слайд 2)
III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 2 минуты. Метод «Проблемный полилог» Цель: Заинтересовать учащихся содержанием темы урока. Участники: Все ученики. Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы рассчитать путь, пройденный телом при равномерном движении? УЧЕНИКИ и УЧИТЕЛЬ, в результате обсуждения, делают вывод, что необходимо знать скорость и время движения. УЧИТЕЛЬ: - Что необходимо знать, чтобы рассчитать время равномерного движения? УЧЕНИКИ и УЧИТЕЛЬ, в результате обсуждения, делают вывод, что необходимо знать скорость движения и пройденный путь. УЧИТЕЛЬ: - На уроке мы выведем формулы для расчета пути и времени равномерного движения, сформулируем правила определения пути и времени равномерного движения, проведем блицтурнир, выполним самостоятельную работу и подведем итоги. (Приложение 1: Слайд 3)
IV. Интерактивная лекция. Время проведения – 8 минут. УЧИТЕЛЬ: - Давайте воспользуемся ранее полученным соотношением для расчета скорости. (Приложение 1: Слайд 1). Метод «Полилог» Цель: Организовать работу класса на установление связи между величинами, описывающими равномерное прямолинейное движение. Участники: Все ученики. Время проведения: 8 минут. Оснащение: Приложение 1: Слайды 4, 5, 6. Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Выразите пройденный путь и время движения из формулы скорости. УЧЕНИКИ выполняют задание. УЧИТЕЛЬ: - Сверим, что получилось. (Приложение 1: Слайд 4) УЧИТЕЛЬ: - Давайте сформулируем правило определения пути, пройденного телом при равномерном движении по математическому выражению. УЧЕНИКИ: - Чтобы определить путь, пройденный телом при равномерном движении, надо скорость тела умножить на время его движения. УЧИТЕЛЬ: - Сформулируем правило определения времени при равномерном движении. УЧЕНИКИ: - Чтобы определить время при равномерном движении, надо путь, пройденный телом, разделить на скорость его движения. УЧИТЕЛЬ: - Скажите, а как необходимо поступить при расчетах пути и времени движения, если тело на пути следования двигалось неравномерно? УЧЕНИКИ: - Нужно использовать среднюю скорость. (Приложение 1: Слайд 5) УЧИТЕЛЬ: - Посмотрите на график зависимости пути равномерного движения тела от времени (Приложение 1: Слайд 6). Как определить, чему равен путь, пройденный телом за определенное время по графику? УЧЕНИКИ: - Нужно найти данное значение на оси времени, восстановить перпендикуляр из найденной точки до пересечения с графиком, затем из точки пересечения опустить перпендикуляр на ось пройденного пути.
V. Проработка содержания темы. Время проведения – 28 минут. Метод «Блицтурнир» Цель: Выяснить точность усвоения знаний и способов действий. Участники: все ученики. Время проведения: 6 минут. Необходимые материалы: Карточки с вопросами. (Приложение 3). Проведение: Ученики делятся на три равных по возможностям группы и выбирают капитанов. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются карточки с заданиями. Ученикам предлагается за 4 минуты ответить на вопросы. Оговаривается, что работа в группе будет влиять на отметку, выставляемую в журнал. Капитаны групп записывают ответы на доске. УЧЕНИКИ и УЧИТЕЛЬ делают сверку с правильными ответами (Приложение 1: Слайд 7). Оценка результата: объем и правильность выполненной работы. УЧИТЕЛЬ: - Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу за компьютерами, в результате выполнения которой вы получите оценку. Это будет основа для выставления отметки в журнал. При подведении итогов будет учтена ваша работа в группе. Займите места за компьютерами. Следите за правильным положением тела при работе (Приложение 1: Слайд 8). Откройте файл prilojenie2.exe. Ознакомьтесь с требованиями и приступайте к работе. В вашем распоряжении 20 минут. УЧЕНИКИ выполняют задания.
VI. Подведение итогов. Время проведения – 2 минуты. Метод «Цветок» Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом. Материалы: листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп-троек, красный, синий и зеленый маркеры. Проведение: Каждый ученик оценивает только себя и участников своей группы, разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал достаточно, синий – средний вклад, зеленый – сделал мало, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы. По окончании учитель создает контур лепестка вокруг каждого номера участника и вокруг сектора группы тем цветом, какого больше присутствует после оценки (если цветов одинаково – синим). Затем обводится контур цветка вокруг лепестков по тому же принципу. Делаются выводы о работах групп и отдельных учеников, выставляются оценки.
VII. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута. §16, упр. 5. (Приложение 1: Слайд 9) УЧИТЕЛЬ: - Всем спасибо за урок (Приложение 1: Слайд 10).
Литература: 1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. 2. Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7 класс. – М.: Экзамен, 2010
Уважаемая Борис Дмитриевич! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Четвертой Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании». Технический эксперт Е.Н. Макарова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]