Интегрированный урок математики и экологии "Экологические проблемы города вокруг школы" (7-й класс)
Интегрированный урок математики и экологии "Экологические проблемы города вокруг школы" (7-й класс)
ЦЕЛИ: • Повторение действий со степенями, обыкновенными и десятичными дробями, правила решения уравнений. • Применение знаний при решении практических задач. • Решение задач экологического содержания. • Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, любви к малой Родине.
ТИП УРОКА: урок-практикум.
Ход урока
Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Все внимание на экран (просмотр Видео-ролика «Экологические проблемы загрязнение окружающей среды», ссылка http://www.youtube.com/watch?v=z4FYw736Y_c)
Учитель биологии: Сегодня мы проводим с вами интегрированный урок на тему «Экологические проблемы города вокруг школы» (слайд 1), на котором мы будем говорить об экологических проблемах Земли, своего города и территории вокруг своей школы.
Учитель математики: а разговор мы будем с вами вести на языке математики. И для начала проведем веселую разминку (слайды 2-10): 1. Какие числа употребляются при счете? • природные • искусственные • натуральные • математические 2. Какие числа называются «ломаными»? • простые • натуральные • дробные 3. Какое из слов имеет непосредственное отношение к математике? • жалюзи • жилет • кашне Примечание: Способ умножения в Италии – джелозия, что означает – решетка. 4. Где самая чистая вода в мире? • в водопроводе • в реке Исети • в озере Байкал • в Тихом океане Примечание: Байкал - самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Чистота воды такова, что иногда видимость достигает 40 м. 5. Как называется расстояние между двумя отрезками на измерительной шкале? • сложение • умножение • деление • вычитание 6. На сколько лет снижается жизнь в больших городах? • 1-2 года • 4-8 лет • 10-12 лет • 13-15 лет 7. Какая рыба существует в природе? • Рыба-радуга • Рыба- гроза • Рыба-дождь • Рыба-роса Примечание. Рыба-радуга встречается в водоемах: лесных и горных речках, в озерах и болотах, в пресных и солоноватых водах, а также может жить в аквариумах. География водоёмов: Австралия, Новая Зеландия, острова Индонезии. 80% радужниц обитает в Новой Гвинеи. 8. Почему вредны сотовые телефоны? • Отвлекают на уроках • Сердят учителей • Создают вредные излучения • Приводят к игромании 9. Что такое “Гринпис”? • Независимая международная организация по охране окружающей среды • Иностранное слово • Одна из команд КВН • Детская игра
Учитель биологии: Конечно, на одном уроке нельзя рассказать обо всех экологических проблемах го-рода, потому что проблема загрязнения окружающей среды слишком сложная и слишком многогранная. Пусть девизом нашего сегодняшнего урока станут слова писателя Б. Васильева «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща» (слайд 11). Первая экологическая проблема – это вырубка леса (слайд 12). На территории России находится пятая часть всех лесов планеты. Нетронутым лесам севера России гро-зит уничтожение. К ним вплотную подбирается человек, который испытывает острую необходимость в стройматериалах. Россия на сегодняшний день является лидером по темпам и объемам вырубки лесов — 1,2 млн. га каждый год. Ежегодный ущерб от незаконной вырубки лесов превышает 10 млрд. рублей
Учитель математики: А чем же вы можете помочь в проблеме сохранения лесов? Узнаем, решив задачу (слайд 13)
Каждый ученик школы №2 г. Катайска за день выбрасывает в школе 3 грамма бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 524 учащихся и в учебном го-ду 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вы-рубки 12 взрослых деревьев?
Решение: 1. Сколько гр. бумаги выбрасывают ученики школы за день? 3*524=1572 (гр) 2.Сколько бумаги выбрасывает в год в нашей школе? 1572 * 210 =330120 г =330,12(кг) 3. Если бы мы сдали эту бумагу в макулатуру, то сколько взрослых деревьев спасли бы от вырубки?. 1000 кг – 12 деревьев 330 кг – x деревьев X = 12*330/1000= 4 Ответ: около 4 деревьев.
(слайд 14) Россия по праву считается лесной державой, на неё приходится 1/5 часть всех лесов мира, 1/2 часть всех хвойных лесов, леса занимают ~50% всей площади страны и составляют 1,2 млрд. га.
Учитель биологии: (слайд 15) Лесные пожары наносят огромный урон экологии, для восстановления леса требуется несколько десятков лет и несколько поколений лесничих. Ежегодно лесные пожары проходят большие территории, уничтожая огромное количество деревьев, а вместе с ними множество зверей. Надо сказать, что большинство случаев, около 80%, лесных возгораний происходит по вине людей, которые сами нередко становятся жертвами.
Учитель математики: Знакомство с официальной статистикой пожаров в России и Курганской области (слайды 16-19) Вывод: Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином (слайд 20).
Учитель биологии: (слайд 21) Вторая проблема - это целые горы мусора в каждом городе и наш город не исключение. Сильный ветер разносит по округе бумагу и упаковки. Горы стекла, пластмассы, строительного мусора. Нередко мусор сжигают, и тогда, едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду, портят ландшафт. А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернется в виде загрязненной воды, токсической пыли, болезней.
Учитель математики: (слайд 22) Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2,5 кг. мусора Сколько мусора выбрасывается жителями города Катайска, если в городе 126000 жителей? Сколько машин, грузоподъемностью в 3,5 тонны потребуется для вывоза этого мусора?
Решение: 1. Сколько мусора выбрасывается в городе Катайске за один день? 2,5 * 12600 = 31500 кг =31,5 т. 2. Сколько мусора в городе выбрасывается за один год? 31,5 * 365=11497,5(т). 3. Сколько машин потребуется для вывоза этого мусора? 11497,5/3,5 = 3285 (машин)
Учитель биологии: А где же найти выход из создавшегося положения? 1. Мусорные свалки должны находиться подальше от городов и людей, быть санкционированными 2. Строить мусороперерабатывающие заводы. 3. Мусор нельзя сжигать – это опасно для здоровья. 4. Повышать уровень воспитанности граждан. Ну и главное, что нужно запомнить – ЧИСТО НЕ ТАМ, ГДЕ УБИРАЮТ, А ТАМ, ГДЕ НЕ МУСОРЯТ! (слайд 23)
Учитель математики: А теперь мы с вами поговорим о важнейших экологических проблемах вокруг нашей школы.
Задание. Решите уравнения и узнайте название первой экологической проблемы (слайд 24) (вызываются 3 человека по одному с каждого ряда, они решают на доске, остальные по рядам в тетрадях)
1) 2x+3=55; 2) 3x-14=49; 3) 70-2x=42
Ответы: 1) 26; 2) 21; 3) 14
Замените число соответствующей буквой в алфавите, и вы узнаете на звание первой экологической проблемы (по щелчку появляется таблица). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 а б в г д е ё ж з и й 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 к л м н о п р с т у ф 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
Ответ: шум (по щелчку появляется ответ).
Учитель биологии: ШУМ – это загрязнение невидимо для глаз, но его можно услышать. Его называют “медленный убийца”. Он может привести к потере слуха, снижению памяти, стрессу, преждевременному старению. В школах шумных районов города у ребят могут возникнуть трудности с учением.
Учитель математики: (слайд 25) Задание. Найдите значение выражений, и вы узнаете название следующей экологической проблемы. Примеры смотрите в презентации (устно учащиеся комментируют решение примеров)
Замените число соответствующей буквой в алфавите, и вы узнаете на звание экологической проблемы (по щелчку появляется таблица). Ответ: пыль (по щелчку появляется ответ)
Учитель биологии: ПЫЛЬ – в ее составе не только твердые частицы, но и микроскопические паразиты, клещи, бактерии, болезнетворные грибки, поражающие дыхательные пути и вызывающие аллергические заболевания. Ее частицы на своей поверхности удерживают токсические и радиоактивные вещества. Пыль – основной источник попадания в организм страшного яда – диоксида (по щелчку появляется ответ).
Учитель математики: Пришкольная территория – это часть городской окружающей среды, ребята провели свои исследования и вас познакомят с результатами.
Исследовательская работа: “Изучение защитной полосы пришкольного участка” (слайд 26). Выполнила: Петухова Анна
Цель: оценить размеры и структуру зеленой защитной полосы около школы (слайд 27). Я составила карту микрорайона, которая включает школу, ближайшие жилые дома, дорогу и пришкольные насаждения (слайд 28). Я выяснила, что: 1. расстояние от входа во двор школы до жилых домов 21 м, с левой стороны школы до жилых до-мов – 41 м, с правой стороны школы до жилых домов – 51 м (санитарная норма – 10 м); 2. расстояние от входа во двор школы до проезжей части 2 м, с левой стороны до проезжей части – 10 м, с правой стороны школы до проезжей части – 18 м (санитарная норма 100-170 м), не уклады-ваемся в норму!; 3. расстояние от школы до кустарников с левой стороны школы 1 м, с правой стороны школы – 8 м (санитарная норма – 6 м). Вывод: Наша школа находится слишком близко от дороги, а это противоречит санитарным нормам, причем дорога окружает школу практически со всех сторон. Для решения этой проблемы я предлагаю увеличить защитную зелёную полосу за счёт высадки дополнительных деревьев. Прочитав дополнительную литературу, я узнала, что лучшими «пылесосами» являются вязы и тополя (слайд 29).
Исследовательская работа: “Определение видового состава и состояния пришкольной территории” (слайд 30) Выполнила: Чебурова Анастасия
Цель: Определить видовой состав деревьев и кустарников вокруг школы. Состояние насаждений вокруг школы «удовлетворительное» - насаждения здоровые, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни повреждениями и ранениями. На территории школы посажены березы, тополя, клены, сирень. Многие тополя в прошлом году были спилены. Из дополнительных источников, я выяснила, что хорошими поглотителями вредных выбросов являются: береза бородавчатая, желтая акация, все виды вяза, тополь (слайды 31-32). Я предлагаю заменить старые и сломанные деревья молодыми из списка лучших поглотителей вредных веществ.
Исследовательская работа: “Качественная оценка загрязненности воздуха с помощью лишайников” (слайды 33-34) Выполнила: Пономарева Ирина
Цель: Сделать выводы о степени загрязненности воздуха кислотными оксидами. С уроков биологии я узнала, что чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую поверхность на стволах деревьев занимают лишайники, так как они высокочувствительны к загрязнению среды. При повышении загрязненности воздуха исчезают лишайники. На территории школы на стволах деревьев я обнаружила небольшое количество лишайников, что свидетельствует о незначительном загрязнении воздуха около нашей школы.
Исследовательская работа: “Определение загазованности воздуха по количеству автомобилей,проходящих около школы” (слайд 35) Выполнила: Никитина Юлия
Цель: Подсчитать количество автомобилей проходящих по улице около школы, проанализировать полученные результаты и сделать вывод о загрязненности воздуха около школы. За час с 8-9 часов мимо школы прошло 85 автомобилей в одну сторону и 75 в другую. Итого 160. Около школы остановилось 120 автомобилей. Кроме того, наша школа находится рядом с ГИБДД и РОСТО ДОСААФ, около которых постоянно проезжает и останавливается много машин. Автомобильный транспорт – самый сильный загрязнитель воздуха. Все вредные выбросы от него скапливаются на уровне первых этажей зданий.
Выводы по исследованиям делает учитель биологии (слайд 36)
Учитель математики: Видеоролик «Наш дом – планета Земля» (ссылка http://www.youtube.com/watch?v=EouiMhLgqSQ)
Рефлексия: Посмотрите на рисунок “Мертвая, безжизненная планета”, кому из Вас захотелось бы на ней жить? Никому! Давайте украсим эту планету цветами. Пусть наша планета будет цветущей! Красный цветок – урок понравился, было интересно; желтый – узнал много нового, зеленый – все о чем говорили на уроке, уже мне известно; синий – на уроке было скучно, хотелось спать
Спасибо за урок! До новых встреч!
Литература и использованные источники: 1. Биология. Животные. 7 класс. Латюшин В.В., Шапкин В.А. 13-е изд., стер. - М.: 2012 2. Видеоролик «Наш дом – планета Земля», http://www.youtube.com/watch?v=EouiMhLgqSQ 3. Видеоролик «Экологические проблемы загрязнение окружающей среды», http://www.youtube.com/watch?v=z4FYw736Y_c 4. Коренюгина Л.В. Экологическая викторина «Занимательная экология» http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/ekologicheskaya-viktorina-zanimatelnaya-ekologiya 5. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. «Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений», М., «Просвещение», 2012 6. Медведкина О. П., Шутова Л. М. Интегрированный урок математики и экологии "Дейст-вия с натуральными числами. Некоторые экологические проблемы города вокруг малень-кой школы" (5-й класс) http://festival.1september.ru/articles/524004 7. Россия – лесная держава? http://www.mk.ru/politics/russia/article/2011/07/05/603001-rossiya-lesnaya-derzhava.html 8. Федеральная служба государственной статистики. Интерактивная витрина. http://cbsd.gks.ru
Ссылка не презентацию: https://drive.google.com/file/d/0B4jfxLVa21Ypem5Va1lmX1FfVlE/edit?usp=sharing
Уважаемые Вера Владимировна и Наталья Константиновна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании». Технический эксперт С.А.Морина
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]