Интегрированный урок технологии и информатики и ИКТ "Обслуживание праздничного мероприятия"
Сегодня компьютер прочно вошёл на все производства, в том числе и в обществен-ное питание. В основном ПК используют в работе бухгалтерии, плановых отделов и складов – там, где ведётся документация всего предприятия. Зав. производством – кухней и админи-страторы залов используют компьютер в работе при составлении и разработке меню и орга-низации работы торгового зала. Умение работать с электронными таблицами очень актуально в настоящее время. 90% всех предприятий общепита – это частные предприятия, где задействовано от 3 и более работников. Умение объединить в одном лице несколько профессий – повара, зав. производ-ством и калькулятора – залог востребованности. Использование компьютера на уроках технологии позволяет моделировать реаль-ные ситуации, способствует расширению познавательных интересов и развитию творческого мышления учащихся. Проведение бинарных уроков расширяет образовательные возможности предмет-ных дисциплин. При организации совместных уроков информатики и другого школьного предмета обучающиеся видят практическую направленность информатики и применение её основ в дальнейшей деятельности. А так же такая форма урока способствует реализации принципа объединения разрозненных частей научного знания, достижению цели адаптации обучающихся в современных жизненных условиях.
Место проведения - кабинет информатики Класс - 8 – девочки Длительность: 2 урока Цель занятия: создать условия для моделирования реальной ситуации работы на предприятии общественного питания.
Задачи урока:
1. Образовательные. • способствовать формированию умений по подбору блюд в соответствии с меро-приятием, по выполнению калькулирования, по оформлению зала и рассадке приглашённых; • способствовать осознанному использованию инструментальных возможностей прикладных программ реализации поставленной задачи. 2. Развивающие (психо - физическое развитие личности). • создать условия для развития умения находить оптимальное решение постав-ленной задачи; • создать условия развития познавательной активной деятельности и творческих способностей; • создать условия для развития интереса к профессии; • способствовать формированию навыка применения алгоритма построения про-странства в пейзаже с одной точкой схода. 3. Воспитательные. • способствовать формированию у учащихся потребности сознательного отноше-ния к выполнению задания, желания внести творческий элемент в процесс обу-чения; • способствовать сформированию необходимости использования компьютера в работе.
Тип урока - урок формирования новых знаний путем постановки и решения про-блем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний.
Методическая характеристика урока - репродуктивно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения на уроке формирования знаний и навыков в форме само-стоятельной работы при выполнении заданий.
Бинарное занятие состоит из трёх этапов:
1. Показ примерной разработки праздничного застолья «Свадьба» (Приложение 1 и 2). 2. Выбор учащимися праздничного мероприятия. 3. Выбор прикладных программ для реализации плана проведения мероприятия. 4. Разработка плана обслуживания выбранного мероприятия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. a) приветствие; b) сообщение темы урока; c) актуализация изучения данной темы: компьютерная грамотность необходима для работы на предприятиях торговли и общественного питания. Разработка меню, калькулирование блюд, отчётность по производству и бухгалтерский учёт всего предприятия – вот основной перечень работ, осуществляемых с помощью ЭВМ. 2. Объяснение самостоятельного задания.
a) значение данной работы для освоения профессии; b) показ примерной разработки праздничного застолья «Свадьба»; c) самостоятельная работа учащихся по заданию: выбор мероприятия, определение количества гостей, составление меню с учётом правил последовательности и ас-сортиментного минимума; • рекомендации подачи напитков к выбранным блюдам, • расчёт количества продуктов для приготовления двух, наиболее сложных в приготовлении блюд (холодной закуски и второго блюда) на запланиро-ванное количество порций, d) занесение данных в электронную таблицу; e) графическое изображение расположения обеденных столов и стульев в зале для запланированного мероприятия; f) вывод полученных результатов самостоятельной работы на бумагу.
3. Выбор прикладных программ для реализации плана проведения мероприятия.
a) выбор приложений для реализации задания; b) рекомендации по использованию функций; c) проверка алгоритмов выполнения задания; d) прием и проверка выполненных работ.
4. Разработка плана обслуживания выбранного мероприятия.
a) самостоятельная работа учащихся по реализации задания; b) консультирование учителей при возникновении вопросов; c) достижение цели урока; d) анализ выполнения работ; e) подведение итогов, выставление оценок.
ЗАДАНИЕ (Приложение 3):
1. Выбрать мероприятие. 2. Определить количество гостей. 3. Составить меню с использованием Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий, правил последовательного составления меню и ассортиментным минимумом. 4. Помочь заказчику в выборе напитков к блюдам. 5. Рассчитать количество продуктов для приготовления двух, наиболее сложных для приготовления блюд. 6. Занести данные в электронную таблицу, выполнить необходимые расчеты с исполь-зованием формул.
Самой ответственной и главной частью задания является подбор блюд и разработ-ка меню для проведения выбранного мероприятия. Меню является визитной карточкой лю-бого предприятия. При выполнении задания учащиеся смогут проявить свои творческие способности, фантазию, заинтересованность в предстоящей работе. Знания, полученные на уроках технологии и информатики, помогут учащимся грамотно, с учётом последовательно-го расположения и ассортиментным минимумом оформить меню на компьютере. Современный повар должен уметь рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления блюда на любое количество порций. Используя знания, полученные при изучении предмета «Технологии» и «Информатика и ИКТ», учащиеся смогут сделать расчёт продуктов для приготовления двух блюд из составленного меню по запланированному коли-честву порций. Элементом творчества и фантазии учащихся является графическое изображение на компьютере планировки торгового зала с расстановкой обеденного стола и стульев по числу приглашенных гостей. Столы выполняются с размерами по длине и ширине, используя дан-ные по площади посадочных мест. Алгоритмы последовательности выполнения заданий • Выбор названия мероприятия. • Определение количества приглашенных гостей. • Подбор блюд меню, используя Сборник рецептур блюд. • Запись блюд меню с учётом последовательного составления. • Выбор обеденного стола и графическое исполнение его на компьютере. • Расчёт количества продуктов для приготовления одной холодной закуски и второго блюда с занесением результатов в электронную таблицу. • Вывод задания на бумагу. Ссылка на приложения 1,2,3: http://mm-festival.letitbit.net/download/14e33a60a0b81ef82796ce6b7fe410f47/DombrowskayaMA.zip.html