Суббота, 27.04.2024, 01:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы точных дисциплин » Интегрированные уроки

Интегрированный урок в 5 классе на тему "Сходства и контрасты в русскоя языке и математике"
Интегрированный урок в 5 классе
«Сходства и контрасты в языке и математике»
Русский язык, математика


Аннотация к уроку

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (УМК Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д., 2005) и математике (УМК Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.) для учащихся 5 класса. В содержание урока включен большой объем дополнительного материала, расширяющего кругозор учащихся, музыкальная заставка, настраивающая на определенный эмоциональный лад, видеосюжеты из жизни, интересные задачи, активизирующие познавательную активность. Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащимся с любым типом мышления. Интегрированный подход проявляется в рациональном сочетании сведений из различных областей знаний: русский язык, математика, литература, изобразительное искусство, музыка. Урок содержит занимательные задания, задания опережающего характера. Насыщенный новой интересной информацией урок проходит живо и нескучно, побуждает детей к активному обучению. Выбранная форма проведения учебного занятия позволяет систематизировать знания учащихся. Воспитательная направленность урока способствует формированию нравственности учащихся. Урок рекомендуется проводить во втором полугодии в 5 классе.

Цели урока:
1. закрепить знания по теме «Лексика» (русский язык), «Действия с десятичными дробями»;
2. развивать внимание к слову и познавательные возможности учащихся;
3. формировать умение решать задачи различной степени сложности.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Расширение кругозора учащихся.
2. Развитие логического мышления.
3. Акцентирование внимания школьников на возможности интеграции курсов математики и русского языка.
Развивающие:
1. Формирование устойчивой учебной мотивации.
2. Развитие познавательных способностей.
Воспитательные:
1. Воспитание наблюдательности, бережного отношения к окружающему
2. Воспитание интереса к изучению школьных предметов.

Форма урока: эвристическая беседа, побуждающая учащихся к активному самостоятельному поиску решений; творческая работа.

Оборудование:
1. Раздаточный материал (карточки с текстами и математическими задачами на каждого ученика).
2. Мультимедиапроектор
3. Диск с записями музыкальной вставки из мультфильма «Трое из Простоквашино», колокольного звона и ералашем «Три желания»

Ход урока

1 – учитель русского языка Мартюшева Татьяна Викторовна
2 – учитель математики Пырьева Вера Владимировна

1 – Здравствуйте, ребята! Все движется, все меняется. Меняются и формы проведения уроков.
2 – Вот и сегодняшний урок у нас не совсем обычный. Интегрированный урок русского языка и математики с применением компьютерных технологий. Интегрированный - новое для вас слово, от глагола интегрировать, т.е. объединять части в одно целое.

1 –

В чистом поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет? (слайд 1, после щелчка появляется теремок)
- Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: «Не мед, а ко всему липнут» (слова)
- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав русского языка? (лексика)
- Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистым тропинкам и вот-вот подойдет к дому (звуковая вставка из мультфильма «Почтальон Печкин», на доску вешается почтальон Печкин)
- Ба! Да это знакомый всем почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Ребята, а как вы понимаете это слово? (работа с толковым словарем, демонстрация на слайде 2).
- Итак, мы пополнили свой лексикон (словарный запас) новым словом. У каждого человека свой лексикон. У одного он богаче, у другого – беднее. Наша с вами задача – обогащать свой словарный запас.
- Проводим лексический диктант (два человека за доску, остальные – в тетрадях по русскому языку)

1 – совокупность букв, расположенных в определенном порядке (алфавит, азбука)
2 – число, на которое делить нельзя (ноль)
1 – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения (синонимы)
2 – число, состоящее из числителя и знаменателя (дробь)
1 – отзывчивость, стремление делать людям добро (доброта)
2 – математическое действие, противоположное умножению (деление)
1 – Проверяем работу.
2 – Те, кто безошибочно справился, ставят себе на полях знак +

1 –
Ребята, а теперь помогаем почтальону Печкину разносить почту (слайд 3). Первый пакет адресован лично вам: необходимо расшифровать ребусы, которые прислали вам Любители придумывать ребусы (слайд 4). Разгадав ребусы, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока. (Демонстрируются слайды 5-6. Ребус № 1 СХОДСТВО и ребус № 2 КОНТРАСТ. Дети записывают слова на доску).

Записываем тему урока «Сходства и контрасты в языке и математике» (слайд 7)

Работа с лексическим значением слов.
СХОДСТВО (подобие, соответствие в чем-нибудь). Внешнее сходство. Сходство характеров.
КОНТРАСТ (резкая противоположность). Прилагательное (контрастный). Приведем примеры контрастов (день-ночь, добрый - злой, умножение- деление, сложение-вычитание).

- Следующий пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (синонимы)
- На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый. Назовите имена остальных братьев
Вскрываем конверт и читаем: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что-то у нас не получилось. Помогите нам!»

(письменное задание. Ответы: храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный).

2 - В математике понятие сходство можно сформулировать иначе: выявить закономерность, то есть общее правило. Предлагаю вам задачу (демонстрируются слайды 8-9).
Найдите закономерность и продолжите последовательность

1, 3, 6, 9, 12, 15, …
а, 1, б, 2,в, 3, г, 4, …
20, 17, 14, 11, …
б, в, г, д, ж, з, …
1, 2, 4, 8, 16, …
Анна, Борис, Виолетта, Георгий, Дарья, …
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,…
Последняя последовательность называется последовательность Фибоначчи (слайд 10). Ее самостоятельно открыл первый крупный математик средневековой Европы Леонардо Пизанский, больше известный под прозвищем Фибоначчи. Каждое последующее число этой последовательности, кроме первых двух, равно сумме двух предыдущих. Последовательность Фибоначчи встречается в природе – раковины моллюсков, подсолнечник, кедровая шишка, галактика и др. (демонстрация слайдов 11-13). Таким образом, можно сделать вывод, ребята, что все, что нас окружает создано по строгим математическим законам.

1 – Ребята, а теперь подберите синонимы к слову красный (алый, багряный, вишневый, пунцовый, бордовый, малиновый…)
Ребята, возможно, кто-то из вас слышал выражение «малиновый звон». Почему же мы так говорим? За справкой обратимся к знатокам «Лексикографии».
Исстари подмечено, что звук имеет цвет. « Малиновый» звон колокола ассоциируется с яркой малиновой рубахой, с праздником, радостью.

Работа с текстом.

Ребята, перед вами небольшой текст. (Слайд 14) Прочитайте его. Ознакомьтесь с заданием.
Музыкальная вставка (колокольный звон)
Сегодня необычный день. А связан он с тем, что все ждут у колокольни, когда зазвонит самый большой колокол. Замираю в ожидании и слышу этот необычный малиновый звон.
Задания к тексту:
подберите синонимы к выделенным словам;
продолжите текст своими предложениями (2-3), ответив на один из вопросов.
Что навевает этот звон?
Какие чувства вызывает у вас этот звон?

Работа учащихся.
Чтение 2-3 работ.

2 – итак, с понятиями сходства в русском языке и математике мы разобрались. Теперь поговорим о контрастных, то есть полностью противоположных понятиях (слайд 15).
Сложение и вычитание, деление и умножение, позднее мы узнаем с вами такие понятия как извлечение корня и возведение в степень – все это контрастные математические понятия.
Совсем недавно мы с вами изучили правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. Давайте их вспомним.
- Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?
- Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?
Предлагаю вам задание, которое называется «Бегущие дорожки»: нужно выполнить умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д. (слайд 16). Задание № 1 разбираем вместе. Задание № 2 самостоятельно. Затем проверяем ответы. Те, кто справились, ставят себе на полях знак +

1 – Проведение физминутки

1 – Продолжаем разбирать корреспонденцию почтальона Печкина (Слайд 17).
Жильцов квартиры № 2
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (антонимы).
Раскрыли братья письмо и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло (Слайд 18).
Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы были людьми смелыми, … » (Слайд 19) (ученики письменно выполняют задание и проверяют свои работы)

Ребята, у почтальона Печкина для вас есть бандероль (Слайд 20). Вы знаете, что означает это слово? (работа с лексическим значением, демонстрация на слайде 21). А бандероль-то очень тяжелая, потому что принес он в ней математическую задачу.

2 – Ребята, мы с вами дальше продолжаем работать с контрастными математическими понятиями – умножение и деление. И теперь мы посмотрим, как же они уживаются в рамках одной задачи.

Задача.
В ящике лимоны. Сначала из него взяли половину всех лимонов и половину лимона, взяли половину остатка и еще половину лимона, наконец, половину нового остатка и опять половину лимона. После этого в ящике остался 31 лимон. Сколько лимонов было в ящике в начале? (при решении задачи демонстрируется слайд 22, дети выходят решать по действиям к доске, остальные оформляют решение в тетрадях)

2 – Проведение физминутки для глаз

1 – Окна квартиры № 2 распахнулись настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда поможет вам угадать, кто там живет (Слайд 23).
Мы – слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (омонимы)

Омонимам почтальон Печкин принес любимый журнал «Мир смеха» (слайд 24).
Определите значение слова «мир». Составьте предложения или словосочетания с этими омонимами.

А теперь давайте заглянем в этот журнал. Там много интересного.

Демонстрация видеосюжета ералаша «Три желания»

Объясните, почему произошла эта ошибка?

2 – Ребята, контрасты и сходства есть не только в языке и математике, но и в природе (слайд 25). Вот два слова: Человек. Компьютер.
Какие сходства и различия вы видите?
Отвечают ученики.

Итак, мы с вами, ребята, отмечаем, что человек-существо разумное, мыслящее. Машина тоже мыслит, выполняет мыслительные операции. Это сходство.

А в чем различие?
Человеку свойственно выражать свои чувства, быть веселым и грустным, добрым и злым, отзывчивым и равнодушным.
Машина бездушна.

Продолжается век,
И другой приближается век,
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам.
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим на свете машинам.

Человек не отдаст превосходства в том случае, если он будет вооружен знаниями.

А какие же знания вы получили сегодня на уроке? .....

Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. Ал. Бируни (ученый Древнего Востока) (слайд 26)

1 – Спасибо, ребята, за урок.
2 – До свидания

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/64ecc31e8b733463b6514211b640eac05/PyryevaVV_5.rar.html
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: FoxViera (02.04.2012) | Автор: Пырьева Вера Владимировна E
Просмотров: 3428 | Теги: лексика, русский язык, десятичные дроби, 5 класс, Математика, интегрированный урок | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]