Воскресенье, 14.04.2024, 07:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Профориентация » Профильное обучение

Конспект социальной пробы "Швейная промышленность"
Пояснительная записка
Социальная проба
Сфера деятельности «Швейная промышленность»


В основу разработки социальной пробы легли профессиональные пробы.
Профессиональные пробы были разработаны в 1993 году учебно-методическим объединением по профориентации учащихся на базе Ярославского государственного педагогического института им. К.Д.Ушинского, и являлась составной частью нового тогда курса «Человек – труд – профессия». Авторами-составителями программы являлись С.Н.Чистякова (автор и научный редактор), В.А.Власов, М.С.Гуткин, Л.Н.Абакулова и другие. Профессиональные пробы рассматривались как профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, знакомили с содержанием, характером и условиями труда рабочих, инженеров и других специалистов народного хозяйства, формировали допрофессиональные знания, умения, навыки, опыт практической работы, необходимые в конкретной профессиональной дея-тельности.
Ввиду того, что сегодня профессиональная подготовка молодого человека должна ориентироваться не на прикрепление его к заданному рабочему месту, которое в ближайшем будущем может устареть, а на формирование у него спо-собностей к профессиональному самоопределению, анализу складывающейся ситуации на рынке труда, возникла необходимость в расширении границ профессиональных проб. Сегодняшние выпускники должны уметь быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка труда, без личных трагедий расширять и изменять род своих профессиональных занятий, знать, где на рынке труда именно их профессиональные навыки могут быть востребованы.
Таким образом, в отличие от профессиональных проб, которые имели практическую направленность, социальные пробы должны способствовать активной социализации молодежи владеющей техниками поиска и предъявления себя на рынке профессиональных услуг. Также в ходе социальной пробы целесообразно сопоставить потенциальное профессиональное "хочу” и "могу” и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения.
Итак, социальная проба – это завершенный вид познавательной, учебно-трудовой деятельности учащихся, имеющий профильную и профессиональную направленность, результатом которой является социально-значимая информация и профориентационные знания.
Социальная проба рассчитана на два урока и включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть знакомит учащихся с многообразием профессий в сфере деятельности «Швейная промышленность». С этой целью преподаватель проводит беседу, которая могла бы заинтересовать учащихся данной отраслью. Это исторический, научно-популярный материал, сопровождающийся примерами, демонстрациями, раскрывающий значение и перспективы отрасли в народном хозяйстве России. Дальнейшая тематика беседы ориентирована на формирование у учащихся знаний о конкретной профессии и ее получении.
Изложение материала построено с учетом логической цепочки:
тип профессии – перечень профессий – общая характеристика профессий – профессионально важные качества – области применения знаний – учебные заведения – профилирующие предметы (экзамены) – профиль обучения в 10-11 классах.
Информация представлена в виде профессиограмм в печатном и компьютерном варианте, идет сопровождение беседы показом презентации, включающей видеофрагменты с моментами работы портного и закройщика.
Социальная проба кроме информации о профессиях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, включают в себя практические задания, моделирующие основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, что позволяет учащемуся оценить собственные возможности освоения профессии.
Учитывая различную степень готовности подростков, практические задания соответствуют различной степени сложности.
Задания 1-го уровня требует от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя (репродуктивный уровень).
Задания 2-го уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации, профессиональной деятельности (конструктивный уровень).
При выполнении заданий 3-го уровня сложности от учащихся требуется планирование своей работы, постановка промежуточной и конечной целей, анализ результатов профессиональной деятельности (творческий уровень).
Каждому заданию соответствует определенная профессия в данной сфере деятельности.
В зависимости от качественного состава группы, профессиональных инте-ресов, может быть несколько организационных форм проведения этих занятий: фронтальная – все ученики выполняют пробы одной степени сложности; фрон-тально-групповая – большая часть выполняет пробы одной сложности и несколько человек более трудоемкие; групповая в сочетании с индивидуальной формой обучения, когда создаются группы, выполняющие пробы разной сложности, и один - два ученика получают индивидуальные задания; парная, когда учащиеся работают в парах.
Социальные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть бе-седа, в которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности они испытывали, какие сомнения у них остались. Можно предложить дополнительную литературу, имеющуюся у преподавателя, предложить придти на пробу еще раз и выполнить задание другого уровня сложности.
Занятия проводятся в мастерской с целью ознакомления учащихся с оборудованием и условиями труда.
Структура содержания социальных проб представлена на схеме (рис. 1).

Социальная проба
Сфера деятельности: «Швейная промышленность»


Цели по содержанию:

Обучающая: 1. Ознакомить учащихся с содержанием и характером труда различных профес-сий в сфере деятельности «Швейная промышленность».
2. Способствовать формированию у учащихся допрофессиональных знаний, уме-ний и практического опыта в профессиях швейной промышленности.

Развивающая: 1. Способствовать развитию интереса к швейным профессиям
2. Способствовать формированию готовности к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
3. Способствовать умению соотносить индивидуальные способности и возможно-сти с требованиями профессий швейной промышленности

Воспитательная: 1. Воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе
2. Оказать поддержку и помощь учащимся в выборе профиля
обучения и пути дальнейшего образования.

Тип урока: урок изучения нового материала

Класс: 9 класс

Время: 90 минут

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Средства обучения:

Для учителя: учебник «Твоя профессиональная карьера»
компьютерная презентация «Социальная проба».
Для учащихся: инструкционные карты «Типы профессий»,
профессиограммы профессий швейной промышленности,
компьютерная презентация «Социальная проба»,
инструкционные карты «Типы осанок ».
Для практической работы: образцы с ручными буфами «Соты», ткань, ручные иглы, нитки, сан-тиметровые ленты, манекен, эскизы моделей, карандаши.

Место проведения: швейная мастерская межшкольного учебного комбината.

Карта занятия прилагается.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Категория: Профильное обучение | Добавил: ALN (26.09.2011) | Автор: Алакина Лариса Николаевна E
Просмотров: 3066 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]