Воскресенье, 19.11.2017, 07:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Профориентация » Профильное обучение

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ» И «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества характеризуется непрерывно возрастающими потоками информации, что позволяет определить его как «общество информационных технологий». Уровень квалификации специалистов не может определяться только профессиональной подготовкой. Специалист обязан уметь получать информацию, определять ее важность и своевременно отслеживать ее изменения. Инструментом позволяющим управлять информационными процессами, является компьютер. Основные навыки по его использованию в профессиональной деятельности закладываются во время изучения дисциплины «Информационные технологии отрасли».
Актуальностью темы является то, что межпредметные связи в обучении сту-дентов являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Основная задача среднего профессионального образования состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей дисциплины «Информационные технологии в отрасли» с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением информационных процессов.
Дисциплина «Информационные технологии в отрасли» участвует в формировании общих компетенций студентов, в частности информационно-коммуникативной компетенции, которая чрезвычайно важна и подразумевает:
- умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах;
- способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи с использованием информационных технологий;
- применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и коллективе.
Целью работы является изучение особенностей, способов и методов проведения занятий с применением информационных технологий, а также формирование навыков применения информационных технологий у студентов в процессе обучения.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
- разработать дидактическое обеспечение курсового проектирования дис-циплины «Экономика отрасли»;
- организовать практико-ориентированное обучение студентов;
- сформировать навыки самостоятельного обучения студентов в процессе изучения дисциплины.

ГЛАВА 1. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИП-ЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОТРАСЛИ»
С помощью многосторонних межпредметных связей на качественном уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов.
На занятиях по информационным технологиям, изучая различные примеры моделей физических, математических, экономических, экологических и других объектов и процессов и явлений, студенты приобретают знания, умения, навыки, лежащие в основе информационно-коммуникативной компетенции. Для использования полученных знаний, приобретения положительного опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения большими возможностями обладают различные дисциплины. Важным фактором, дающим возможность студентам показать уровень информационно-коммуникативной компетенции и повысить его, являются интегрированные уроки информационных технологий с различными дисциплинами. Обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни, а также при изучении впоследствии других дисциплин отрасли.
Межпредметные связи характеризуются своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то можно выделить следующие формы связей:
1. по составу;
2. по направлению действия;
3. по способу взаимодействия направляющих элементов.
Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, в первой их форме можно выделить следующие типы межпредметных связей:
1. содержательные;
2. операционные;
3. методические;
4. организационные.
Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей:
1. по фактам, понятиям, законам, теориям;
2. по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;
3. по использованию педагогических методов и приемов;
4. по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса.
Межпредметные связи по составу показывают, что используются, трансфор-мируются из других дисциплин при изучении конкретной темы.
Межпредметные связи по направлениям имеют три типа:
1. односторонние;
2. двухсторонние;
3. многосторонние.
Они показывают являются ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.
Типы формы по направлению подразделяются на виды: прямые, обратные или восстановительные, т.е. используется межпредметная информация только при изучении базового уровня учебного предмета (прямые связи) или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана (обратные или восстановительные связи).
По способу взаимодействия направляющих элементов (многообразие вариантов связи) временной фактор показывает:
1. какие знания, привлекаемые из других дисциплин уже получены студентами, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);
2. какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ве-дущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи);
3. как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.
При изучении предмета «Информационные технологии в отрасли» студенты знакомятся с материалом, который используется при изучении других дисциплин, а также используют свои знания, полученные уже в процессе обучения.
Всемирная сеть Интернет.
Умение работать в сети Интернет значительно увеличивает возможности са-мообразования. Ведь если студент знает где можно добыть недостающую информацию, он будет первоклассным специалистом.
Обработка текстовой информации средствами MS WORD.
Умение работать в текстовом редакторе существенно облегчает работу с до-кументацией, так как обеспечивает возможность быстрого размножения и своевременной корректировки документов.
Интерактивные электронные формы, значительно упрощая ввод данных, повышают производительность труда, что способствует высвобождению времени. У студентов в процессе обработки текстов (например, преобразование текста в таблицу) идет активное запоминание учебного материала, развивается умение логически мыслить в рамках выбранной специальности.
Обработка числовых данных средствами MS EXCEL.
Электронные таблицы позволяют создавать интерактивные формы, автоматизирующие расчеты, выводить в графическом виде результаты обработанной информации. Умение представить текстовую информацию в графическом виде способствует глубокому осмыслению ее в процессе обработки и делает информацию более доступной, легко воспринимаемой, удобной в процессе последующего использования. Введя в ячейки таблицы соответствующие формулы, можно существенно упростить и облегчить обработку данных. Работая в электронных таблицах с формулами, студенты могут еще раз повторить изучений материал, закладывая логические функции, моделировать ситуацию выбора.
Работа с базами данных в среде MS ACCЕSS.
Владея базой данных не в «печатном», а в электронном виде, можно существенно облегчить работу по поиску и сортировке информации, упростить и ускорить подготовку различного рода отчетности.
Работая в среде MS ACCЕSS, студенты учатся моделировать базы данных лечебных учреждений, осуществлять выборку данных по логическим условиям, устанавливать связи между данными, что пригодится им в будущей профессиональной деятельности.
Алгоритмика и программирование.
Что такое алгоритм? В общем смысле – порядок действий. Работая на уроках с алгоритмами, выстраивая их логическую структуру, студенты приобретают профессионально необходимые навыки анализа, синтеза, планирования.
Работа с программами различных классов (переводчики, ГИС и прочие).
В настоящее время существует много классов программ, облегчающих обработку различного рода информации, быстрый поиск и доступ к необходимой информации. Умение работать в данных программах, приобретенное студентами на занятиях информационных технологий, качественно скажется на их квалификационной характеристике в дальнейшем.
В изучении темы можно выделить два этапа: начальный (подготовительный), приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, и основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.
Суть этих этапов заключается в следующем.
Первый, подготовительный, этап обеспечивает общую ориентацию студентов в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит студентов к осознанию содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате преподаватель вместе со студентами определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.
На втором этапе в соответствии с разработанным преподавателем планом изучения темы строится следующий, основной этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит преподавателя перед необходимостью более глубокого проникновения в содержание ведущих идей других предметов, обуславливая тем самым все более и широкие связи между преподавателями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций.
При использовании межпредметных связей обычно проводятся интегрированные уроки. Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения их на разнообразные виды деятельности, повышают интерес к освоению будущей специальности. Они служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти. Использование преподавателями в учебной деятельности межпредметных связей способствует более углубленному усвоению студентами учебного материала. Сотрудничество преподавателей разных дисциплин, их взаимные консультации важны для правильного применения в обучении знаний из родственных дисциплин.
Большое значение в системе межпредметных связей имеют интегрированные уроки, которые раскрывают значительные педагогические возможности.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ» И «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Применение информационных технологий на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении.
Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Дисциплины «Информационные технологии отрасли» и «Экономика отрасли» могут сочетать полученные знания в написании практической части курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли».
По предмету «Экономика отрасли» проводятся интегрированные уроки по теме «Курсовая работа». Уроки разделены на несколько этапов. На первом этапе студенты получают задание, в котором предложены темы курсовых работ и методические указания к их выполнению, с помощью которых они выбирают тему курсовой работы. На этом этапе каждый студент формулирует, что он будет делать и что должен изучать.
Второй этап – работа с текстовым редактором MS WORD.
Третий этап – работа со справочно-правовыми системами «Гарант», «Кон-сультант Плюс». Студенты знакомятся с некоторыми статьями Гражданского кодекса, с постановлениями Правительства РФ «О поддержке и развитии малого бизнеса»; изучают и закрепляют знания о порядке регистрации и постановки предприятия на учет в налоговую инспекцию и пенсионный фонд; о размерах штрафных санкций за несвоевременную постановку на учет и другие необходимые темы для написания курсового проекта.
Четвертый этап – студенты вырабатывают навыки оформления таблиц EXCEL, каждый создает свой вариант решения задачи. Студенты работают с написанными курсовыми проектами по предметам специального цикла, откуда берут необходимую информацию для своей новой работы, заносят значения в таблицы и получают необходимый результат для получения итоговых расчетов. Первоначально студентам помогает преподаватель экономики, затем в работу включается преподаватель информационных технологий.
Затем в ходе беседы преподавателя и студента выяснялось, достигнуты ли индивидуальные цели учебной деятельности, устанавливалась степень реализации задания. Итоговый момент занятия – оценка студентами своей деятельности и оценки с учетом рекомендаций преподавателя по курсовой работе.
Рассмотрим реализацию этих взаимосвязей на примере четвертого этапа по курсовому проектированию Экономики отрасли.
Цель 4 этапа: составить решение задач, необходимых для выполнения курсового проекта, в электронной таблице EXCEL.
Данный курсовой проект рассчитывает такие показатели как: трудоемкость, нормативная численность, себестоимость, калькуляция, различные виды расходов и затрат, а также начисления заработной платы.
Все необходимые показатели для расчетов сводятся в таблицу на начальных этапах курсового проекта, которые легче использовать при работе в ЭТ EXCEL.
Занятия по курсовому проектированию проводятся с применением интерак-тивной доски, на которой преподаватель показывает все действия по выполнению проекта, составлена презентация (смотри приложение) с вычислениями всех показателей с применением ЭТ EXCEL. В ходе занятий предусмотрена самостоятельная работа студентов и контроль выполненных вычислений в ЭТ EXCEL. Интерактивная доска используется для пояснений всех действий, которые должен выполнять студент при своих вычислениях, для вывода информации по готовому решению, хорошо используется при пояснениях.

Проведя расчеты студентам необходимо совместить вычисления из ЭТ EX-CEL с записями текстового материала, выполненного в WORD. После окончательного выполнения работы они представляют уже готовый проект для защиты.
Новые ситуации в обществе и экономике требуют специалиста, сочетающего в себе способность к интеллектуальной и практической деятельности.
При выполнении курсового проекта по экономике студенты, кроме знаний по данному предмету использую возможности информационных технологий: работают с автоматизированными справочно-поисковыми системами, используют возможности текстового процессора WORD, применяют свои знания и умения в ЭТ EXCEL. Все это помогает формировать интеллектуальные умения у студентов.
Формирование интеллектуальных умений проходит в три этапа: 1-й этап – мотивационный (цель: сформировать положительное отношение к решению поставленных задач), 2-й этап – деятельный (цель: сформировать умения использовать свои знания для решения системы задач); 3-й этап – исследовательский (цель: сформировать умения выбирать оптимальные режимы для решения конкретных систем задач). Все три этапа студенты выполнили при написании курсового проекта.
Данная работа дала возможность сформировать методологию использования основных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением экономических и информационных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа показала, что межпредметные связи в обучении студентов являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Целью работы являлось изучение особенностей, способов и методов проведения занятий с применением информационных технологий, а также формирование навыков применения информационных технологий у студентов в процессе обучения.
Основными задачами для достижения поставленной цели являлись:
- разработка дидактического обеспечения курсового проектирования дисциплины «Экономика отрасли»;
- организация практико-ориентированное обучения студентов;
- формирование навыки самостоятельного обучения студентов в процессе изучения дисциплины.
В работе представлено дидактическое обеспечение курсового проектирования, которое помогает организовать практико-ориентированное обучение студентов, а также способствует формированию навыков для самостоятельного обучения студентов, так как имея методические пособия, каждый студент может выполнять работу самостоятельно
Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной компьютеризацией, затронувшей практически все сферы жизни общества. Навык работы на персональных компьютерах является условием успешной деятельности людей самых различных профессий.
Компьютер из объекта изучения превратился в эффективное средство решения широкого круга задач. Это было показано на примере проведения курсового проектирования с применением широкого использования информационных технологий в решении поставленных задач перед студентами.
На современном этапе перед средней профессиональной школой открываются широкие возможности, связанные с внедрением в учебный процесс информационных технологий и активных методов обучения.
В основе обучения лежит развитие познавательных навыков студентов, уме-ний ориентироваться в информационном пространстве, а также личная заинтересованность студентов в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в будущей специальности.
Практическое применение информационных технологий студентами в своей учебной деятельности показано в данной разработке на примере проведения интегрированных занятий по курсовому проектированию по дисциплине «Экономика отрасли»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. и др. Методика разработки федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода. – М.: Редакционно-издательский отдел ФИРО, 2007.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат и др. – М.: Академия, 2005.
4. Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2006.
5. Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: Словарь / Е.В. Ширшов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юрист», 2001.
Приложение к статье:
http://mm-festival.letitbit.net/download/8242a11a4cb6a57757b7dcb6eca10034b/____________Microsoft_Office_PowerPoint.ppt.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/8242a11a4cb6a57757b7dcb6eca10034b/____________Microsoft_Office_PowerPoint.ppt.h
Категория: Профильное обучение | Добавил: potochkaya (14.04.2012) | Автор: Потоцкая Елена Алексеевна E
Просмотров: 1678 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]