АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ИСПОЛЬЗВОАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Современное информационное общество ставит перед учителем и учащимися задачи: иметь развитые процессуальные умения, обладать способностью к быстрому оперированию информацией, творческому решению возникающих учебно-познавательных и производственных задач. Обвал информации часто приводит к потере интереса. Именно поэтому проблема активизации познавательного интереса приобретает доминирующее значение. Как добиться оптимального результата, вернуть интерес? Оптимизировать процесс обучения, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимым для получения социально желаемого результат. А что может быть интереснее живой природы? Прежде чем говорить об активизации познавательного интереса, надо определиться с понятием «интерес», «познавательный интерес». Прежде чем говорить об активизации познавательного интереса, надо определиться с понятием «интерес», «познавательный интерес». Интерес, как очень сложное и значимое для личности образование, имеет множество различных трактовок. В своей работе мы опираемся на формировку В.И.Мясищева, который определяет интерес как активное познавательное отношение человека к миру. А познавательный интерес как положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющихся в познавательной деятельности и являющееся ее мотивом. При разработке концепции урочной и внеурочной деятельности мною был использован системно-деятельностный подход. Целостность системы обеспечивается единством цели, задач, содержания, принципов, организационных форм и методов деятельности. Корректировка любого элемента целостной системы влияет на все другие, на систему в целом. Для себя я определила цель своей работы как активизацию познавательного интереса обучающихся. Цель конкретизируется задачами, которые определяют целевую установку системы, а именно: активное включение учащихся гимназии в процесс самообразования и саморазвития; совершенствование умений и навыков активной самостоятельной деятельности; повышение уровня знаний и эрудиции; организация творческой и исследовательской деятельности. Решение поставленных задач вижу через применение технологии проектного обучения, информационно-коммуникативных технологий, личностно-ориентированного обучения. В основу моей системы были положены принципы добровольности, учета индивидуальных особенностей учащихся, коммуникативной активность и информационного взаимодействия. Так как задачи прогнозируют дальнейшее развитие системы деятельности и реализуются в содержании, то при его отборе руководствуюсь следующими критериями: научности, доступности, актуальности, практической значимости, занимательности. Содержание деятельности воплощается в программах, которые определяют ожидаемый и заранее спланированный результат деятельности детей и взрослых. Содержание тесно связано с формой. Единство формы и содержания представляет наиболее подвижную, динамическую сторону целого. Между содержанием и формой часто возникают противоречия, что приводит к изменению содержания и возникновению новых форм. Современное занятие я рассматриваю как культурологический феномен, что определяет перевод содержания учебного занятия в так называемый духовный регистр понимания и предполагает рассмотрение понятий, законов, учебных задач не только с точки зрения практической пользы для учащихся, но и в контексте его личностного роста. Основной идеей современного учебного занятия для меня является идея свободного занятия, свободного от страха и предоставляющего свободу выбора на основе принципа уважения личности другого Максимально широко использую компьютерные средства обучения. Особенностью преподавания биологии в средней общеобразовательной школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10 – 15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 %, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65 %. Компьютерные технологии позволяют: анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для меня. Одним из современных методов, на мой взгляд, отвечающий и на требования, предъявляемые в стандартах второго поколения, и интересам современного человека, является ИКТ-технология Веб-квеста. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания. В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов. В преподавании биологии веб-квест можно использовать при изучении зоологии по УМК Сонина, когда за один год нужно ознакомить учащихся с систематикой растений и животных. Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности в познании нового.
Список информационных источников: 1. Романцова Ю.В. «Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся» сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/513088/ 2. http://ikt-ylka.blogspot.com/ 3. Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты» http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
Уважаемая Анна Владимировна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции!
Технический эксперт по направлениям «Предметы естественного цикла» и «Предметы точных дисциплин» Мухина Ирина Анатольевна
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]