Воскресенье, 19.11.2017, 06:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Дистанционный курс для углубленного изучения отдельного раздела школьной программы по биологии (Из опыта работы)
Актуальность
В настоящее время в связи с развитием информационных и коммуникативных технологий меняется процесс обучения в общеобразовательной школе. «Процесс обучения в информационном обществе – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся разворачивающаяся в информационно-образовательной среде» [1]. Согласно образовательным стандартам общего образования информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной образовательной среде. Одной из актуальных проблем обучения в современном обществе является то, что школьники умеют пользоваться компьютером, Интернетом, им доступны различные источники информации, но часто они не умеют использовать ее для собственного развития. Поэтому, учитывая современные реалии, необходимо учить детей ориентироваться в информационном пространстве, использовать его для решения своих познавательных и жизненных проблем. Решению этой задачи способствует дистанционное обучение.
Дистанционное обучение обеспечивает человеку непрерывное образование, поэтому сегодня оно признано одной из важнейших форм обучения. Общепринятого определения ДО пока не существует. Е.О. Иванова и И.М. Осмоловская в пособии «Теория обучения в информационном пространстве» дают следующее определение: «Дистанционное образование (обучение) – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и учащихся в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени». Авторы делают вывод, что информационное пространство позволяет в процессе обучения:
- обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих ученых и задавать им вопросы, принимать участие в олимпиадах;
- увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
- повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала.
- повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
- активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
- развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
- создавать установку на непрерывное образование в течение жизни [1].
Дистанционное обучение находит все более широкое применение в общеобразовательной школе. Участники Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года» [2] считают, что сегодня наиболее востребовано ДО в следующих формах:
1. Дополнительное обучение (подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, углубленное изучение предметов).
2. Профильные, элективные курсы для старшеклассников и учащихся 8-9 классов.
3. Дистанционные уроки, на которых предлагаются вопросы для обсуждения, материалы, проверяющие знания, презентации.
4. Индивидуальное обучение, консультации, экстернат в форме пересылки электронных материалов и заданий с последующим контролем и оценкой.
В классе всегда находятся ученики, интересующиеся биологией, а дополнительное обучение требует временных и ресурсных затрат, поэтому для углубленного изучения одного из разделов школьной программы по биологии был разработан дистанционный курс «Биосфера и человек». Базой дистанционного курса «Биосфера и человек» является программа по биологии для 9 класса (авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов) [3]. В разделе «Биосферный уровень», на изучение антропогенного воздействия человека на биосферу отводиться 2 часа, и дистанционный курс открывает новые возможности для учащихся не только в получении дополнительной информации, но и развития умения самостоятельно и эффективно с ней работать.
Новизна дистанционного курса «Биосфера и человек».
Во-первых, интерактивное обучение дает возможность постоянно информировать ученика о том, насколько он продвинулся в изучении материала, что было сделано неверно, на что следует обратить внимание.
Во-вторых, индивидуальный темп работы и глубина изучения материала позволяют выстроить процесс обучения в соответствии с потребностями и особенностями учащегося.
В-третьих, появляется возможность взаимообучения через обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах.
Курс содержит информационный материал, практические задания, которые позволяют учащимся значительно расширить свои знания и опыт, выходящие за рамки школьной программы. Дистанционный курс может быть использован для подготовки учащихся 8-9 классов к олимпиаде, к государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса в новой форме.
Данный курс преследует цель: углубить знания учащихся о глобальных экологических проблемах, используя возможности дистанционного обучения.
Решает следующие задачи:
1. Помогает учащимся повторить и глубже изучить глобальные экологические проблемы и осознать роль биологии в их решении, используя Интернет-ресурсы.
2. Формирует навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
3. Итоговый контроль готовит учащихся к олимпиадам и ГИА по изучаемому разделу.
4. Осуществляет оперативное и систематическое взаимодействие обучающихся.
Описание курса:
Курс состоит из пяти модулей, которые содержат собственно информацию в виде лекций, презентаций, глоссария, ссылок на источники в Интернете, включают средства ее передачи и усвоения, средства контроля и самоконтроля, что позволяет учащемуся видеть свое продвижение. Осуществляется оперативный мониторинг успешности деятельности учащихся при обсуждении во время групповых и индивидуальных презентаций и итоговый контроль в виде тестов и творческих работ. (Приложение №1)
В результате изучения курса обучающийся должен:
знать глобальные экологические проблемы, основные понятия курса;
уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах и биосфере, выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере, аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии на форуме по обсуждению глобальных экологических проблем.
Курс рассчитан на 9 часов, изучается в течение четверти.
Практическая значимость
Использование дистанционного обучения в форме дистанционного курса для углубленного изучения биологии позволяет сочетать самостоятельную познавательную деятельность учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие обучающихся, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве. Это способствует развитию творческих способностей учащихся, стимулирует самообразование, повышает интерес к предмету.
Дистанционный курс был выбран тремя учащимися 9 класса в 2012-2013 учебном году для дополнительной подготовки к олимпиаде и государственной итоговой аттестации в новой форме по биологии. Способствовал достижению следующих результатов:
Обучающаяся 9 класса стала победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников общеобразовательных учреждений, по итогам государственной итоговой аттестации набрала 41 балл, что выше среднеобластного показателя.
Перспективы
Изучение любого учебного предмета ограничено рамками школьной программы, и положительный опыт введения дистанционного курса показал новые возможности для дополнительного обучения учащихся с использованием ресурсов Интернет. Думаю, что такая форма дистанционного обучения подойдет для углубленного изучения не только отдельных разделов, но и предмета в целом и будет востребована учащимися, проявляющими интерес к биологии.
Курс «Биосфера и человек» можно найти по адресу http://vzahodmouoosh.smartlearn.ru/
Использованные литература и источники:
1.Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. Теория обучения в информационном пространстве. М., Просвещение, 2011.
2. На урок – в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистационный учитель года»/ по ред. А.В. Хуторского. – ИОСО РАО, 2000.
3. Рабочие программы. Биология 5-9 классы Автор-составитель Пальдяева Г.М. М., Дрофа, 2012.
4. Н.Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. М., Мир, 1990.
5. Б.М. Миркин. Л.Г. Наумова. Экология России, учебник для 9-11 классов. М., АО МДС, Юнисам, 1995.
Экологические проблемы. http://www.ecoproblems.org/;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstor....879.htm
Про экологию. Экологический портал России и стран СНГ.<a class="link" href="http://ecologysite.ru/ Основы экологии. http://afonin-59-bio.narod.ru/3_ecology/3_ecology.htm" rel="nofollow" target="_blank">http://ecologysite.ru/ <br ....и.="" http<="" a="">

Приложение №1 </a>http://yadi.sk/d/241Ts7iv6PW5u

Источник: http://yadi.sk/d/241Ts7iv6PW5u
Категория: Биология | Добавил: Lyudmila_ (02.07.2013) | Автор: Муравьева Людмила Вячеславовна E
Просмотров: 1467 | Комментарии: 1 | Теги: дистанционный курс, Дистанционное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая  Людмила Вячеславовна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции! 

Технический эксперт по направлениям «Предметы естественного цикла» и «Предметы точных дисциплин» Мухина Ирина Анатольевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]