Воскресенье, 23.06.2024, 22:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

ИКТ на уроках биологии.
В современной школе применение ИКТ является основным методом, повышающим у учащихся мотивацию обучения. Изучение биологии на вербальном уровне не создаёт правильного представления об изучаемых объектах и явлений. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Информационные компьютерные технологии позволяют развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать знания, работать с различными источниками информации. При использовании новых информационных технологий улучшается качество знаний, повышается интерес к предмету. Учащийся становится активным участником образовательного процесса. При использовании мультимедиа технологий структура урока не меняется. В нём сохраняются все основные этапы, но увеличивается мотивация и познавательная активность. Их можно использовать для объявления темы урока, сопровождать объяснение, проводить самостоятельные, контрольные, лабораторные работы, осуществлять контроль знаний.
Применение компьютера позволяет организовать активную работу учащихся, так как занятия становятся более наглядными и интересными. При использовании компьютера в учебном процессе у учителя накапливается разнообразный дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборка задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. Уроки с икт делают общения учитель – ученик более продуктивными, содержательными, индивидуальными.
Мультимедийная презентация является эффективной формой представления материала по биологии. Каждый слайд соответствует различным этапам урока. Их может создать любой учитель, имеющий доступ к компьютеру. Учителю предоставляется возможность проявить индивидуальность, творчество.
На этапе объяснения, иллюстрации с дикторским сопровождением, придают эмоциональность, наглядность. Видеофрагменты, модели, 3D рисунки, создание пространственного рисунка, приближение, удаление объекта позволяет учителю выбрать необходимый фрагмент. Анимации короткие и сюжетные, показывающие динамику процесса, могут содержать подписи отдельных частей, иллюстрацию механизмов биологических процессов, сопровождаться текстом диктора. У учащихся улучшается восприятие за счёт использования неподвижных и подвижных иллюстраций, звукового сопровождения, анимации, видеофрагментов. Презентации используются для представления ученических проектов, выступлениях на конференциях, применяются для оформления результатов работ.
В современном мире, где количество информации стремительно увеличивается, необходимо быстро находить нужную информацию. Неоценимую помощь в этом оказывает Интернет. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование, увеличивается число информационных ресурсов. Велико значение интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Для учащихся интернет позволяет систематизировать информацию, выделять главное, предоставляет возможность дистанционного обучения, принять участие в дистанционных олимпиадах, конкурсных мероприятиях, углубить знания по предмету.
У учащихся активизируется познавательная деятельность, развивается активность, творческое мышление.
Так как многие биологические процессы отличаются сложностью, дети с образным мышлением не способны усвоить абстрактные обобщения. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Использование рисунков, схем, фотографий, диаграмм, графических иллюстраций позволяет улучшить понимание. Интерактивные модели имитируют биологические процессы, позволяют сформировать целостную картину. Интерактивные рисунки выделяют часть объекта при подведении курсора. В интерактивных заданиях заложен компьютерный контроль, имеется система подсказок.
Программные системы контроля знаний – тесты – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Компьютерное тестирование, разноуровневые контрольные работы дают возможность за короткий срок анализировать результат работы. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности. Важным пунктом использования ИКТ технологий становится подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты могут быть представлены в электронном виде и использоваться в интерактивном режиме. Такая подготовка учащихся способствует выработке навыка работы с тестовыми заданиями и подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ начинается с выполнения тестовых заданий: тест с выбором ответа; возможность повторного выбора ответа; варианты карточек с вопросами - ответы записываются в тетрадь; задания с выбором ответа; задания с вводом ответа с клавиатуры; задания, связанные с обработкой экспериментальных данных.
Электронные энциклопедии - это аналоги справочно-информационных изданий, словарей, справочников, энциклопедий. Но они обладают дополнительными свойствами и возможностями: удобная система поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты. Работа с электронными энциклопедиями позволяет быстро найти нужную информацию.
Икт предоставляет возможность проведение лабораторных практикумов при отсутствии оборудования, недостатке времени, при этом работа с натуральными объектами заменена на виртуальные модели. Можно использовать и системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие учащимся проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Возможна обработка результатов эксперимента в виде графиков, схем, диаграмм. Открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий при проведении исследовательских работ. Качественные цифровые фотографии, иллюстрирующие результаты исследований, сводные таблицы, возможность постоянного пополнения материала делает работу увлекательней и интересней.
ИКТ позволяют учителю творчески работать. Появилась уникальная возможность создания учебных web-сайтов. Сайт систематизирует накопленную учителем информацию.
Использование ИКТ во внеклассной деятельности помогает сделать мероприятия увлекательными, зрелищными и познавательными, способствует созданию условий для активной и творческой деятельности. Внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.
Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки и объединить все лучшее старой советской системы классической педагогики с инновациями, отчего, в конечном счете, только выиграет ученик. Применение информационных технологий позволяет перейти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.
Категория: Биология | Добавил: KostuchenkoInna (29.08.2011) | Автор: Костюченко Инна E
Просмотров: 2539 | Рейтинг: 1.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]