Информационно-коммуникативная технология как способ развития всех компонентов познавательных интересов и как источник успешного развития
Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. В.А.Сухомлинский. Школа-это маленький мир, государство в государстве. В нем свои, порой негласные законы, свои новшества и традиции. И конечно, ежедневная борьба ,борьба за развитие личности, комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, за реализацию её природных потенциалов. А значит, существует и необходимость постоянного поиска новых, более эффективных форм, методов и технологий, постоянного усовершенствования своей деятельности. Каждый урок для меня- это маленькое открытие, новая ступенька на бесконечном пути, так как в нашей профессии предела совершенства нет. Для меня не приемлемы однообразие и шаблон, я постоянно стремлюсь попробовать, освоить что-то новое -новые методики и технологии, новые подходы и новые предметные курсы. Считаю, что учительская профессия немыслима без постоянного поиска и разнообразия, многим знакомого состояния внутренней неудовлетворенности, которое не позволяет мне останавливаться на достигнутом. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения биологии и химии. Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке, информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия и запоминания информации. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту. Применение на уроках интерактивных презентаций и плакатов, созданных мной и учащимися, позволяет эффективно проводить проверку выполненных заданий и убедиться в правильности ответа, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам ученики используют Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по темам урока. Участие учащихся в Интернет- конкурсах, конференциях в режиме On-line,а также в режиме интернет- обсуждения способствует развитию навыков исследовательской деятельности. На своих уроках я использую интерактивное тестирование, развивающее интеллектуальные способности учащихся, так как один и тот же тест они могут проходить по несколько раз, пока не будет получен положительный результат. Мною собрана коллекция электронных образовательных комплексов , которые использую в качестве электронной библиотеки, для поиска информации, тренажера, тестирования, демонстрации. Электронные комплексы применяю на различных этапах урока: для проведения химической и биологической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков, для закрепления нового материала, для проверки знаний. Компьютерные модели, достаточно легко вписываются в урок и позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся . И хотя подготовка к компьютерным урокам требует больше времени, с удовольствием их провожу. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени. Экономя время, у меня появляется возможность увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. В моем кабинете установлен телевизор с видео и DVDмагнитофоном, что позволяет использовать научно-учебные фильмы, которые расширяют информационный кругозор учащихся. Очень часто технологию проектирования применяю в параллели с информационно-коммуникативной технологией в процессе подготовки проекта, а также в его презентации. По опыту работы могу сказать, что мультимедийная презентация является наиболее востребованной формой оформления проектов . Мы с учащимися создали постоянно пополняющийся банк мультимедийных проектов, который доступен всем учащимся школы и учителям-предметникам. Ребенок не устает от работы, которая ему интересна и отвечает его функциональным жизненным потребностям. Умение преподнести учебный материал, правильно организовать свою работу чаще всего можно отнести к области интуиции, ибо нет готовых ре¬цептов для каждого случая.