Вторник, 23.04.2024, 18:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Информационные технологии на уроке биологии. Комбинированный урок «Анализаторы. Орган зрения».
Согласно методике развивающего обучения и воспитания, лежащей в основе лицейской концепции образования на уроках биологии мы применяем такие дидактические приёмы, методы, формы и принципы работы, как лекция-диалог, семинар-конференция, урок-исследование, урок-коллоквиум. Все разнообразие средств наглядности, применяемое в процессе преподавания биологии, условно делят на 3 вида: опыты, изобразительные средства (таблицы, рисунки, фотографии, дидактические карточки, муляжи, макеты, ТСО) и натуральные объекты. Их умелое сочетание приносит наибольший эффект и служит показателем творческого подхода учителя к учебному процессу, показателем его педагогического мастерства. На одних уроках наибольший эффект дает демонстрация опытов, на других - изобразительных пособий, на третьих - натуральных объектов, на четвертых - разное их сочетание. Большое внимание сегодня уделяется техническим средствам наглядности (компьютер, мультимедийный проектор), которые помогают самостоятельно создавать необходимые наглядные пособия (иллюстрированные тематические конспекты, интерактивные модели и анимации, тестовые задания, таблицы, рисунки, схемы, подбирать фотографии, слайды), демонстрировать учебные фильмы. Всё это позволяет увеличить наглядность преподаваемого материала, привлечь внимание учащихся, помогает систематизировать полученные знания, а главное повышает качество обучения.
«Анализаторы. Орган зрения»
Тип урока. Комбинированный урок. Урок, на котором компьютер используется в демонстрационном режиме.
Использование новых информационных технологий. Мультимедийный проектор, компьютер.
Компьютерные средства обучения - презентация.
Методы: устный фронтальный и индивидуальный опрос, работа в группах, метод проектов, беседа, рассказ, демонстрация изобразительных пособий, кино- и диафильмов, методы мультимедийного обучения биологии.

Цель урока.
1. Изучить строение, значение анализаторов и органа зрения, его гигиену.
2. Продолжить формирование естественнонаучной картины мира путем демонстрации эволюции зрения.
3. Продолжить формирование навыков работы с мультимедиа-объектами как источниками информации.
Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Развивать навыки научного мышления учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы, использовать мультимедийные объекты в качестве учебного материала.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
(Народная мудрость)
Вопросы урока:
1.Строение и функции анализаторов и органов чувств.
2.Орган зрения, эволюция и строение глаза.
3.Гигиена зрения.
4.Особенности зрительного анализатора человека.
1.Анализаторы и органы чувств.
1).Анализатор – это …
• Перечислите части анализатора.
• Приведите примеры анализаторов.
• Назовите функции анализаторов.
2).Наведите порядок в таблице анализаторов.

3).Орган чувств – это…
4).Каковы функции органов чувств?
А) воспринимают различные раздражения
Б) являются источником представлений об окружающем мире
В) обеспечивают взаимосвязь с окружающей средой
Г) помогают познавать мир
Д) помогают развивать способности
2.Орган зрения, эволюция и строение глаза.
• Презентация Microsoft Power Point –«Орган зрения, эволюция и строение глаза».
«С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?»
Глаза - одно из величайших изобретений природы. С чего же все началось?
Наша планета 3.5 млрд. лет назад представлялась живым существам тёмным и беззвучным миром.
Постепенно они научились ощущать запахи, прикосновения, тепло и холод, приобретя осязание, обоняние, вкус. С их помощью древние организмы искали пищу, уходили от опасности, одноклеточные чувствовали органоидами, многоклеточные – нервными клетками или специальными органами.
Чувствовали и растения, воспринимая свет, поворачивали к нему свои листья и соцветия.
Однако первый светочувствительный глазок – появился у эвглены.
С помощью этого красного глазка (стигмы) эвглена и сегодня находит освещенные участки толщи воды, где условия для фотосинтеза благоприятнее.
Фототаксис занимает промежуточное положение между фотосинтезом и зрением.
Самые простые глаза появились у плоских червей - это чашевидные органы, выстланные изнутри сетчаткой.
Усложнение глаз происходило путём концентрирования зрительных клеток, погружения их под наружные покровы, создания пигментных экранов, а также светопреломляющих, аккомодационных, глазодвигательных и защитных приспособлений.
Более сложные глаза появились у некоторых моллюсков, кольчатых червей и членистоногих.
У виноградной улитки глаза на концах щупалец, но цветного зрения у них нет. Они способны различать предметы на расстоянии до 1 см.
У многих членистоногих - фасеточные глаза, состоящие из отдельных глазков - омматидиев от ста (у рабочего муравья) до 30 тыс. (у стрекозы), у мухи 4тыс., у пчелы -5тыс., бабочки 15 тыс., они воспринимают форму предметов, цвета, приспособлены к видению на близком расстоянии от полуметра до полутора метров. Каждый из них выхватывает из окружающего пространства всего одну точку. Но в мозге насекомого все они складываются в единую мозаику
Постепенно живым существам открывается мир красок. Фасеточные глаза видят даже в ультрафиолете. Поле зрения фасеточных глаз охватывает 360 градусов. Поэтому так трудно поймать муху. Глаза пчелы воспринимают красные цветы как сине-фиолетовые или черные. Пчелы сразу примечают фигуры, составленные из крохотных элементов. Поэтому для них привлекательны растения, усыпанные множеством мелких цветков.
Среди членистоногих некоторые виды имеют и простые, и сложные глаза: у ос и пчел два сложных глаза и три простых (глазка). У скорпионов 3-6 пар глаз, у паука – 8 простых глаз. В эволюции фасеточные глаза произошли путем слияния простых глазков.
Высоко развиты глаза у человека и других позвоночных. Наиболее совершенными глазами обладают птицы. Орел, коршун, сокол без труда прочли бы книгу, оставленную на земле с высоты 20 этажа, если бы были …грамотными. Острота их зрения в восемь раз больше чем у людей.
У головоногих и человека глаза только внешне похожи: хрусталик у осьминога не меняет своей формы, а в роговице у них - отвер¬стие, чтобы глаз не лопнул от перемены давления. Быть может, это имеет и свои преимущества: осьминог не рискует приобрести дальнозоркость.
Впрочем, и нам есть чем гордиться! Пусть мы совсем не видим ультрафиолетовых лучей, плохо ориентируемся в темноте, но мир для нас и без этого прекрасен. Человеческий глаз содержит 123 миллиона палочек, отвечающих за чёрно-белое зрение, и семь миллионов колбочек (им мы обязаны цветовым зрением). Благодаря такому обилию цветочувствительных клеток наш глаз способен различать до 250 основных тонов и 10 млн. оттенков. Тут уж ни одно животное не сравнится с нами.
• Фильм «Мимикрия» фрагмент «Цветное зрение»(5мин.)
Вопросы к презентации «Орган зрения, эволюция и строение глаза».
1.Сколько лет назад Земля представлялась живым организмам темным и беззвучным миром?
2.С помощью чего древние организмы искали пищу, уходили от опасности?
3.Чем чувствуют одноклеточные, а чем многоклеточные организмы?
4.Как мы узнаем, что растения тоже чувствуют?
5.У кого впервые появился светочувствительный глазок и чему он помогает?
6.Какой процесс занимает промежуточное положение между фотосинтезом и зрением и что он означает?
7.Как устроены простые глаза плоских червей?
8.За счет чего происходило усложнение глаз?
9.Как устроены глаза улитки?
10.Омматидии это-…
11.У кого меньше всего фасеток в глазу, а у кого больше?
12.Мозаичное зрение – это…
13.На каком расстоянии видят фасеточные глаза, и каково их поле зрения?
14.Какие насекомые видят в ультрафиолете?
15.Сколько глаз у осы и пчелы –
у скорпиона -
у паука –
16.Как в эволюции произошли фасеточные глаза?
17.Во сколько раз острота зрения хищных птиц больше человека?
18.Почему у осьминога не бывает дальнозоркости?
19.Благодаря чему глаз человека совершеннее всех остальных глаз?
20.Почему окружающие предметы имеют такие разные цвета и благодаря чему глаз видит?
СТРОЕНИЕ ГЛАЗА

1.Какие термины скрыты за цифрами в рисунке глаза человека?
2.О чем говорил древнегреческий врач Герофил: «Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи».
Гимнастика для глаз (презентация в приложении).
3.Гигиена зрения.
1).Задания по слайдам.
• Определите группы линз для дальнозоркости и близорукости.
• Узнайте болезнь по фотографии.
2).Презентация Microsoft Power Point Проект. «Исследование миопии у лицеистов 2010-2011учебного года» (выступление учащегося).
3).Берегите зрение. Проблема потери зрения (презентация в приложении).
Белая трость - международный символ слепоты (презентация в приложении).
Слепота - полное отсутствие зрения или его серьёзное повреждение,
сужение поля зрения до 10 градусов (при норме 180 градусов).
Работы Эвелины Ахматовой 37 лет (зрение потеряла в 25 лет).
Демонстрация фотографий часов со специальным циферблатом, рельефной тротуарной плитки на автобусной остановке.
Когда я леплю пластическую форму, я слышу музыку, которая меня направляет, - говорила скульптор Лина По.
Балерина и хореограф Лина Михайловна По заболела энцефалитом в 35 лет. Сначала - паралич, потом - слепота.
Демонстрация фотографий известных слепых людей.
Слепота даже в древности не была окончательным приговором. Известны люди, которые благодаря собственным талантам и помощи окружающих достигли больших высот в искусстве, науке, общественной деятельности. Среди них Гомер (легендарный древнегреческий поэт, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи»), Ванга, Рэй Чарльз, Стиви Уандер (легендарный американский соул-певец, композитор, пианист, 25-кратный лауреат премии Гремми, в списке лучших вокалистов всех времен (ослеп по вине врачей в раннем детстве)), Диана Гурцкая (заслуженная артистка Российской Федерации).
Демонстрация фотографий - участие слепых людей в параолимпийских играх.
Международный день слепых -13 ноября.
Исключительно на свои личные средства и в своем собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых» известный педагог Валентин Гаюи. Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Валентин Гаюи был готов не только обучать слепых учеников, но и кормить детей за свой счет, желая увековечить память о Валентине Гаюи, Всемирная организация здравоохранения приняла решение отмечать «Международный день слепых» в его день рождения — 13 ноября.
Памятник: Валентин Гаюи и его первый ученик Франсуа де Лезюер.
В соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики, инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья, что привело к ограничению жизнедеятельности и вызвало необходимость в социальной защите. Трудоустроенные инвалиды производят товары электротехнической промышленности, бельевые прищепки, крышки, глазки-кнопки вызова лифта. Труд инвалидов используется и при пошиве постельного белья и спецодежды.
В ПМР 24 тысячи инвалидов, из них 2тысячи - люди с плохим зрением.
• Рельефно-точечный шрифт Брайля (выступление учащегося, презентация в приложении).
4). «Правила сохранения зрения» (1мин) составлены в программе ProShow Producer
Правила сохранения здорового зрения:
1.Смотреть телевизор — до 1,5–2 часов. При этом в комнате обязательно иметь источник освещения — окно или светильник, расстояние до экрана 2–3 м.
2.Пользоваться компьютером 2 часа в день с перерывами.
3. При чтении книга должна находиться на расстоянии 30 см от глаз. Страницы должны быть хорошо и равномерно освещены сверху и слева. Читать лежа и в движущемся транспорте вредно из-за ослабления ресничной мышцы и снижения эластичности хрусталика.
а) Держите книгу ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать веки. Верхнее веко всегда должно быть опущено в расслабленной манере.
б) Чаще моргайте.
в) Не читайте на солнце.
4.Нет курению – источнику аллергического конъюнктивита и старческой слепоты.
5. Нет алкоголю, ведущему к атрофии зрительного нерва (4—15 г алкоголя
ухудшает зрение на 12—13%).
6.Еште больше овощей, фруктов, ягод и рыбы.
4.Особенности зрительного анализатора человека.
1).«Глаз смотрит, а мозг видит».
Объясните это выражение, используя следующие примеры:
Учебный фильм «Наше тело уникальная машина. Зрение» отрывок «Оптические иллюзии». (3мин)
2).Классификация действия цвета на эмоциональное состояние человека (презентация в приложении).
"...умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры» А.М.Бехтерев
Цвет влияет на эмоции, помогает самовыражаться, помогает торговать, красный цвет стимулирует покупателей, и увеличивают импульсные (незапланированные) покупки, цвет влияет на зрение и работоспособность, помогает сохранить жизнь.
3).Человечество и оптические изобретения (презентация в приложении).
13 век - Италия - изобретены очки;
14 век - Китай солнцезащитные очки из дымчатого кварца;
15 век - рассеивающая линза для очков;
16 век- микроскоп Янссена, изобретен телескоп;
19 век- калейдоскоп – оптический прибор- игрушка;
19 век - изобретен фотоаппарат;
19 век - бинокль;
20 век - прибор ночного видения, шлем виртуальной реальности;
21век - телеприсутствие.
Фотографии эксперимента и прибора «тактильного видения» - «БИОНИЧЕСКИЙ ЗЛАЗ».
Картинка, отснятая камерой, раскладывается на множество подкадров, которые кодируются компьютерной программой и электрическими сигналами передаются на поверхность кожи человека или на сетчатку.
Приборы-поводыри и трости-локаторы.
На основе принципа эхолокации летучих мышей конструируются модели приборов-поводырей, фонарей, ультразвуковых очков-локаторов, трости-локаторы для слепых людей. Трость имеет минилокатор в рукоятке. От передатчика идёт ультразвуковая волна, которая, отражаясь от препятствий, возвращается обратно. Сигнал о препятствии передаётся в наушник. Ультразвук является наиболее надёжным способом определения расстояния, т. к. дождь, туман и другие атмосферные помехи ему не мешают.
4). Фильм «Наше тело уникальная машина. Зрение» отрывок «Восстановление зрения».
(4 мин)
По итогам просмотра фильма объясните, в чем ценность зрения?
Подведение итогов урока.
«Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее».
(Стиви Уандер)

Библиография
1. Грин Н.,Стаут У.,Тейлор Д.Биология:В 3-х т.Пер.с англ./Под ред.Р.Сопера.-М.:мир,1990
2. Колесов Д.В. и др.Биология.Человек:Учебн.для 9 кл. общеобразоват. Учебзаведений.-М.:дрофа,1997.
3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г.Анатомия и физиология человека:Учеб.для 9 кл.шк. С углубл. Изуч. Биологии.-М.6просвещениеп,1998.
4. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г.Анатомия человека:Учеб.пособие для студентов биол.фак.пед. Ун-тов,ин-тов, пед уч-щ, коледжей.М.:Просвещение:Владос,1995

Ссылки на отрывки из фильмов для урока.
Видеофрагменты к урокам биологии/БИОФИЛЬМОТЕКА. http://biosnoos.narod2.ru/
1. «Мимикрия» фрагмент «Цветное зрение».
2. «Наше тело уникальная машина. Зрение» отрывок «Восстановление зрения», «Оптические иллюзии».
Ссылка на приложение
http://mm-festival.letitbit.net/download/081c71ad20326f5c500b3caadb3e82cb9/YakovlevaIV.rar.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/081c71ad20326f5c500b3caadb3e82cb9/YakovlevaIV.rar.html
Категория: Биология | Добавил: Elena1000 (25.06.2012) | Автор: Яковлева Елена Владимировна E
Просмотров: 1610 | Теги: анализатор, Глаза, Зрение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]