Информационные технологии на уроке биологии. Комбинированный урок «Анализаторы. Орган зрения».
Согласно методике развивающего обучения и воспитания, лежащей в основе лицейской концепции образования на уроках биологии мы применяем такие дидактические приёмы, методы, формы и принципы работы, как лекция-диалог, семинар-конференция, урок-исследование, урок-коллоквиум. Все разнообразие средств наглядности, применяемое в процессе преподавания биологии, условно делят на 3 вида: опыты, изобразительные средства (таблицы, рисунки, фотографии, дидактические карточки, муляжи, макеты, ТСО) и натуральные объекты. Их умелое сочетание приносит наибольший эффект и служит показателем творческого подхода учителя к учебному процессу, показателем его педагогического мастерства. На одних уроках наибольший эффект дает демонстрация опытов, на других - изобразительных пособий, на третьих - натуральных объектов, на четвертых - разное их сочетание. Большое внимание сегодня уделяется техническим средствам наглядности (компьютер, мультимедийный проектор), которые помогают самостоятельно создавать необходимые наглядные пособия (иллюстрированные тематические конспекты, интерактивные модели и анимации, тестовые задания, таблицы, рисунки, схемы, подбирать фотографии, слайды), демонстрировать учебные фильмы. Всё это позволяет увеличить наглядность преподаваемого материала, привлечь внимание учащихся, помогает систематизировать полученные знания, а главное повышает качество обучения. «Анализаторы. Орган зрения» Тип урока. Комбинированный урок. Урок, на котором компьютер используется в демонстрационном режиме. Использование новых информационных технологий. Мультимедийный проектор, компьютер. Компьютерные средства обучения - презентация. Методы: устный фронтальный и индивидуальный опрос, работа в группах, метод проектов, беседа, рассказ, демонстрация изобразительных пособий, кино- и диафильмов, методы мультимедийного обучения биологии.
Цель урока. 1. Изучить строение, значение анализаторов и органа зрения, его гигиену. 2. Продолжить формирование естественнонаучной картины мира путем демонстрации эволюции зрения. 3. Продолжить формирование навыков работы с мультимедиа-объектами как источниками информации. Мировоззренческий и развивающий аспекты урока. Развивать навыки научного мышления учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы, использовать мультимедийные объекты в качестве учебного материала. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (Народная мудрость) Вопросы урока: 1.Строение и функции анализаторов и органов чувств. 2.Орган зрения, эволюция и строение глаза. 3.Гигиена зрения. 4.Особенности зрительного анализатора человека. 1.Анализаторы и органы чувств. 1).Анализатор – это … • Перечислите части анализатора. • Приведите примеры анализаторов. • Назовите функции анализаторов. 2).Наведите порядок в таблице анализаторов. 3).Орган чувств – это… 4).Каковы функции органов чувств? А) воспринимают различные раздражения Б) являются источником представлений об окружающем мире В) обеспечивают взаимосвязь с окружающей средой Г) помогают познавать мир Д) помогают развивать способности 2.Орган зрения, эволюция и строение глаза. • Презентация Microsoft Power Point –«Орган зрения, эволюция и строение глаза». «С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?» Глаза - одно из величайших изобретений природы. С чего же все началось? Наша планета 3.5 млрд. лет назад представлялась живым существам тёмным и беззвучным миром. Постепенно они научились ощущать запахи, прикосновения, тепло и холод, приобретя осязание, обоняние, вкус. С их помощью древние организмы искали пищу, уходили от опасности, одноклеточные чувствовали органоидами, многоклеточные – нервными клетками или специальными органами. Чувствовали и растения, воспринимая свет, поворачивали к нему свои листья и соцветия. Однако первый светочувствительный глазок – появился у эвглены. С помощью этого красного глазка (стигмы) эвглена и сегодня находит освещенные участки толщи воды, где условия для фотосинтеза благоприятнее. Фототаксис занимает промежуточное положение между фотосинтезом и зрением. Самые простые глаза появились у плоских червей - это чашевидные органы, выстланные изнутри сетчаткой. Усложнение глаз происходило путём концентрирования зрительных клеток, погружения их под наружные покровы, создания пигментных экранов, а также светопреломляющих, аккомодационных, глазодвигательных и защитных приспособлений. Более сложные глаза появились у некоторых моллюсков, кольчатых червей и членистоногих. У виноградной улитки глаза на концах щупалец, но цветного зрения у них нет. Они способны различать предметы на расстоянии до 1 см. У многих членистоногих - фасеточные глаза, состоящие из отдельных глазков - омматидиев от ста (у рабочего муравья) до 30 тыс. (у стрекозы), у мухи 4тыс., у пчелы -5тыс., бабочки 15 тыс., они воспринимают форму предметов, цвета, приспособлены к видению на близком расстоянии от полуметра до полутора метров. Каждый из них выхватывает из окружающего пространства всего одну точку. Но в мозге насекомого все они складываются в единую мозаику Постепенно живым существам открывается мир красок. Фасеточные глаза видят даже в ультрафиолете. Поле зрения фасеточных глаз охватывает 360 градусов. Поэтому так трудно поймать муху. Глаза пчелы воспринимают красные цветы как сине-фиолетовые или черные. Пчелы сразу примечают фигуры, составленные из крохотных элементов. Поэтому для них привлекательны растения, усыпанные множеством мелких цветков. Среди членистоногих некоторые виды имеют и простые, и сложные глаза: у ос и пчел два сложных глаза и три простых (глазка). У скорпионов 3-6 пар глаз, у паука – 8 простых глаз. В эволюции фасеточные глаза произошли путем слияния простых глазков. Высоко развиты глаза у человека и других позвоночных. Наиболее совершенными глазами обладают птицы. Орел, коршун, сокол без труда прочли бы книгу, оставленную на земле с высоты 20 этажа, если бы были …грамотными. Острота их зрения в восемь раз больше чем у людей. У головоногих и человека глаза только внешне похожи: хрусталик у осьминога не меняет своей формы, а в роговице у них - отвер¬стие, чтобы глаз не лопнул от перемены давления. Быть может, это имеет и свои преимущества: осьминог не рискует приобрести дальнозоркость. Впрочем, и нам есть чем гордиться! Пусть мы совсем не видим ультрафиолетовых лучей, плохо ориентируемся в темноте, но мир для нас и без этого прекрасен. Человеческий глаз содержит 123 миллиона палочек, отвечающих за чёрно-белое зрение, и семь миллионов колбочек (им мы обязаны цветовым зрением). Благодаря такому обилию цветочувствительных клеток наш глаз способен различать до 250 основных тонов и 10 млн. оттенков. Тут уж ни одно животное не сравнится с нами. • Фильм «Мимикрия» фрагмент «Цветное зрение»(5мин.) Вопросы к презентации «Орган зрения, эволюция и строение глаза». 1.Сколько лет назад Земля представлялась живым организмам темным и беззвучным миром? 2.С помощью чего древние организмы искали пищу, уходили от опасности? 3.Чем чувствуют одноклеточные, а чем многоклеточные организмы? 4.Как мы узнаем, что растения тоже чувствуют? 5.У кого впервые появился светочувствительный глазок и чему он помогает? 6.Какой процесс занимает промежуточное положение между фотосинтезом и зрением и что он означает? 7.Как устроены простые глаза плоских червей? 8.За счет чего происходило усложнение глаз? 9.Как устроены глаза улитки? 10.Омматидии это-… 11.У кого меньше всего фасеток в глазу, а у кого больше? 12.Мозаичное зрение – это… 13.На каком расстоянии видят фасеточные глаза, и каково их поле зрения? 14.Какие насекомые видят в ультрафиолете? 15.Сколько глаз у осы и пчелы – у скорпиона - у паука – 16.Как в эволюции произошли фасеточные глаза? 17.Во сколько раз острота зрения хищных птиц больше человека? 18.Почему у осьминога не бывает дальнозоркости? 19.Благодаря чему глаз человека совершеннее всех остальных глаз? 20.Почему окружающие предметы имеют такие разные цвета и благодаря чему глаз видит? СТРОЕНИЕ ГЛАЗА
1.Какие термины скрыты за цифрами в рисунке глаза человека? 2.О чем говорил древнегреческий врач Герофил: «Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи». Гимнастика для глаз (презентация в приложении). 3.Гигиена зрения. 1).Задания по слайдам. • Определите группы линз для дальнозоркости и близорукости. • Узнайте болезнь по фотографии. 2).Презентация Microsoft Power Point Проект. «Исследование миопии у лицеистов 2010-2011учебного года» (выступление учащегося). 3).Берегите зрение. Проблема потери зрения (презентация в приложении). Белая трость - международный символ слепоты (презентация в приложении). Слепота - полное отсутствие зрения или его серьёзное повреждение, сужение поля зрения до 10 градусов (при норме 180 градусов). Работы Эвелины Ахматовой 37 лет (зрение потеряла в 25 лет). Демонстрация фотографий часов со специальным циферблатом, рельефной тротуарной плитки на автобусной остановке. Когда я леплю пластическую форму, я слышу музыку, которая меня направляет, - говорила скульптор Лина По. Балерина и хореограф Лина Михайловна По заболела энцефалитом в 35 лет. Сначала - паралич, потом - слепота. Демонстрация фотографий известных слепых людей. Слепота даже в древности не была окончательным приговором. Известны люди, которые благодаря собственным талантам и помощи окружающих достигли больших высот в искусстве, науке, общественной деятельности. Среди них Гомер (легендарный древнегреческий поэт, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи»), Ванга, Рэй Чарльз, Стиви Уандер (легендарный американский соул-певец, композитор, пианист, 25-кратный лауреат премии Гремми, в списке лучших вокалистов всех времен (ослеп по вине врачей в раннем детстве)), Диана Гурцкая (заслуженная артистка Российской Федерации). Демонстрация фотографий - участие слепых людей в параолимпийских играх. Международный день слепых -13 ноября. Исключительно на свои личные средства и в своем собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых» известный педагог Валентин Гаюи. Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Валентин Гаюи был готов не только обучать слепых учеников, но и кормить детей за свой счет, желая увековечить память о Валентине Гаюи, Всемирная организация здравоохранения приняла решение отмечать «Международный день слепых» в его день рождения — 13 ноября. Памятник: Валентин Гаюи и его первый ученик Франсуа де Лезюер. В соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики, инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья, что привело к ограничению жизнедеятельности и вызвало необходимость в социальной защите. Трудоустроенные инвалиды производят товары электротехнической промышленности, бельевые прищепки, крышки, глазки-кнопки вызова лифта. Труд инвалидов используется и при пошиве постельного белья и спецодежды. В ПМР 24 тысячи инвалидов, из них 2тысячи - люди с плохим зрением. • Рельефно-точечный шрифт Брайля (выступление учащегося, презентация в приложении). 4). «Правила сохранения зрения» (1мин) составлены в программе ProShow Producer Правила сохранения здорового зрения: 1.Смотреть телевизор — до 1,5–2 часов. При этом в комнате обязательно иметь источник освещения — окно или светильник, расстояние до экрана 2–3 м. 2.Пользоваться компьютером 2 часа в день с перерывами. 3. При чтении книга должна находиться на расстоянии 30 см от глаз. Страницы должны быть хорошо и равномерно освещены сверху и слева. Читать лежа и в движущемся транспорте вредно из-за ослабления ресничной мышцы и снижения эластичности хрусталика. а) Держите книгу ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать веки. Верхнее веко всегда должно быть опущено в расслабленной манере. б) Чаще моргайте. в) Не читайте на солнце. 4.Нет курению – источнику аллергического конъюнктивита и старческой слепоты. 5. Нет алкоголю, ведущему к атрофии зрительного нерва (4—15 г алкоголя ухудшает зрение на 12—13%). 6.Еште больше овощей, фруктов, ягод и рыбы. 4.Особенности зрительного анализатора человека. 1).«Глаз смотрит, а мозг видит». Объясните это выражение, используя следующие примеры: Учебный фильм «Наше тело уникальная машина. Зрение» отрывок «Оптические иллюзии». (3мин) 2).Классификация действия цвета на эмоциональное состояние человека (презентация в приложении). "...умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры» А.М.Бехтерев Цвет влияет на эмоции, помогает самовыражаться, помогает торговать, красный цвет стимулирует покупателей, и увеличивают импульсные (незапланированные) покупки, цвет влияет на зрение и работоспособность, помогает сохранить жизнь. 3).Человечество и оптические изобретения (презентация в приложении). 13 век - Италия - изобретены очки; 14 век - Китай солнцезащитные очки из дымчатого кварца; 15 век - рассеивающая линза для очков; 16 век- микроскоп Янссена, изобретен телескоп; 19 век- калейдоскоп – оптический прибор- игрушка; 19 век - изобретен фотоаппарат; 19 век - бинокль; 20 век - прибор ночного видения, шлем виртуальной реальности; 21век - телеприсутствие. Фотографии эксперимента и прибора «тактильного видения» - «БИОНИЧЕСКИЙ ЗЛАЗ». Картинка, отснятая камерой, раскладывается на множество подкадров, которые кодируются компьютерной программой и электрическими сигналами передаются на поверхность кожи человека или на сетчатку. Приборы-поводыри и трости-локаторы. На основе принципа эхолокации летучих мышей конструируются модели приборов-поводырей, фонарей, ультразвуковых очков-локаторов, трости-локаторы для слепых людей. Трость имеет минилокатор в рукоятке. От передатчика идёт ультразвуковая волна, которая, отражаясь от препятствий, возвращается обратно. Сигнал о препятствии передаётся в наушник. Ультразвук является наиболее надёжным способом определения расстояния, т. к. дождь, туман и другие атмосферные помехи ему не мешают. 4). Фильм «Наше тело уникальная машина. Зрение» отрывок «Восстановление зрения». (4 мин) По итогам просмотра фильма объясните, в чем ценность зрения? Подведение итогов урока. «Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все - только намного лучше, намного интереснее». (Стиви Уандер)
Библиография 1. Грин Н.,Стаут У.,Тейлор Д.Биология:В 3-х т.Пер.с англ./Под ред.Р.Сопера.-М.:мир,1990 2. Колесов Д.В. и др.Биология.Человек:Учебн.для 9 кл. общеобразоват. Учебзаведений.-М.:дрофа,1997. 3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г.Анатомия и физиология человека:Учеб.для 9 кл.шк. С углубл. Изуч. Биологии.-М.6просвещениеп,1998. 4. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г.Анатомия человека:Учеб.пособие для студентов биол.фак.пед. Ун-тов,ин-тов, пед уч-щ, коледжей.М.:Просвещение:Владос,1995
Ссылки на отрывки из фильмов для урока. Видеофрагменты к урокам биологии/БИОФИЛЬМОТЕКА. http://biosnoos.narod2.ru/ 1. «Мимикрия» фрагмент «Цветное зрение». 2. «Наше тело уникальная машина. Зрение» отрывок «Восстановление зрения», «Оптические иллюзии». Ссылка на приложение http://mm-festival.letitbit.net/download/081c71ad20326f5c500b3caadb3e82cb9/YakovlevaIV.rar.html