Четверг, 23.11.2017, 21:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования. Непрерывное умножение объема социального знания и опыта делает невозможным сохранение традиционной системы образования, которая была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном сообществе в качестве нормативных. Такая система обеспечивала подготовку квалифицированных специалистов, которые были способны применять полученные в процессе образования знания в практической деятельности. Потребности современной социальной системы могут удовлетворить не специалисты с большим объемом знаний, а специалисты, которые бы наряду с техническими знаниями и навыками, необходимыми сегодня практически во всех областях профессиональной деятельности, умеют оперировать полученными знаниями, и соответственно способны к самостоятельному образованию и профессиональной переориентации .
Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса. Многие современные исследователи развивают концепцию современных образовательных технологий. Среди них можно назвать таких авторов как Б. Гершунский, Л. Туроу и других.
Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности и основой для формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, общекультурной, информационной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования, формируемых в процессе изучения совокупности учебных предметов.
Существуют методы активного обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.

Информационные технологии позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
- представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Этапы информатизации преподавания предмета биологии:
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.
2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point и т.д.
4. Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся.
5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

При обучении биологии я использую такие электронные пособия, как «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Анатомия и физиология человека», «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «ЭкоГид: Путеводитель по экосистем», плакаты для интерактивной доски «Анатомия и физиология человека», комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.

1. Обеспечение наглядности

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Основные направления использования наглядности:
• В 6 классе демонстрирую схему двойного оплодотворения растений при изучении темы «Размножение растений». «Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений» В 7 классе при изучении многообразия какой-либо систематической группы использую фотографии представителей животного и растительного мира .

[/b]2. Контроль знаний[/b]

Мультимедийные технологии позволяют разнообразить формы организации контроля усвоения знаний, а использование интерактивной доски снижает страх перед публичным выступлением, вызывает у ребенка интерес к проверке, желание показать свои знания.
Основные направления:

• Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
10 класс, тема: «Митоз», анимационная схема «Этапы митоза»
• Использование компьютера учениками: представляют свой ответ в виде презентации или другого продукта и выстраивают защиту.
При изучении темы «Закономерности эволюции» в 9 классе, «многообразие грибов» в 7 классе («Многообразие грибов»)
• Задания на распределение
9 класс «Критерии вида» «Критерии вида применительно к человеку»

3. Разнообразие форм, методов проведения урока
Организация урока с использование ИКТ сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации познавательной деятельности учащихся.
Выстроенный ряд цифровых образовательных ресурсов, грамотно составленные к ним задания, смена деятельности – и урок пройдет в быстром темпе, учащиеся не утомятся и смогут получить больше положительных эмоций от урока.

• Самостоятельная работа по изучению новой темы.
При закреплении темы «Споровые растения», при изучении темы «Строение Покрытосеменных растений» в 7 классе. («Споровые растения»)

• При изучении темы «Группы крови» в 8 классе провожу виртуальную лабораторную работу по определению групп крови. «Виртуальная лабораторная работа "Определение группы крови", позволяющая реально выполнить опыт по определению группы крови»
• Создание собственной презентации
• Составление схем с использованием интерактивной доски
• поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Биоразнообразие» в 11 классе мною было дано задание найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений.
• задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной. При изучении в 11 классе темы «Генетическая и клеточная инженерия»: найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что затрагивает социальную сферу отношений.

• сделать обзор (дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 9 классе при изучении темы «Эры жизни»: дайджест по материалам об изменении органического мира в различные эры.

4. Индивидуальная работа
Благодаря ИКТ активно организуется индивидуальная работа с учащимися, которая имеет следующие направления:
• работа с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении по состоянию здоровья
• имеющими пробелы в знаниях
• имеющими интерес к предмету
• при подготовке к олимпиадам
• профессионально ориентированными на специальности, связанные с предметом биологии.
Индивидуальная работа может осуществляться как под непосредственной координацией педагога, так и как средство самообразования.

5. Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность по предмету биологии достаточно многогранна. В своей деятельности как руководитель НОУ, я активно использую метод проектов и исследований. Поэтому ИКТ служат средством получения информации и представления результата деятельности.
Также ученики используют средства Интернет для участия в сетевых проектах.

Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении биологии обеспечивает:
1. интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
2. многоаспектное развитие школьника
3. подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
4. реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Литература

1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных технологий на уроках биологии. Пензенский региональный центр Федерации Интернет Образования, Пенза// http://www.ict.edu.ru
2. Зимина. Н.К., Затолокина М.А. ИКТ в жизни школы// http://pedvesti.uvuo.ru
3. Зубенко Л. П. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии// http://www.websib.ru
4. Монография. Современные образовательные технологии: психология и педагогика. Книга 9. ЦРНС
г . Новосибирск
5. Тихоновой Л.А. Конструирование урока биологии с использованием информационных технологий// http://gov.cap.ru
6. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006// http://www.ido.rudn.ru

http://mm-festival.letitbit.net/download/203dc8fac3043101138c400fd1013aede/MalishevaIV.rar.html

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/203dc8fac3043101138c400fd1013aede/MalishevaIV.rar.html
Категория: Биология | Добавил: malanikol (29.06.2012) | Автор: Малышева Ирина Владимировна E
Просмотров: 2808 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]