Пятница, 15.12.2017, 07:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Использование информационных технологий на уроках биологии
Использование информационных технологий на уроках биологии
“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”
К.Д. Ушинский
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.
Сегодня происходит смена парадигмы образования, что привело к изменению содержания образования, обогащению новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Реально достичь цели образования, призваны помочь новые педагогические и информационные технологии.
Использование информационных технологий в образовании строится на том, что обучение представляет собой обработку информации. Обработка и передача информации становится одним из главных видов деятельности человека.
Все это дает мне, как учителю, возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения, а детям - применять их на практике для решения возникающих проблем, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях и ситуациях
Считаю, что падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем, а одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. [1]
Основные цели использования ИКТ на моих уроках направлены на формирование практических навыков, т.е. на то, чтобы научить ученика учиться.
Для достижения этих целей, необходимо решить следующие задачи:
• сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом
• сформировать навыки самообразования;
• сформировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;
• сформировать навыки самоконтроля.
В отечественной педагогике уже на протяжении двух столетий традиционен и привычен вербальный способ презентации нового материала почти на всех ступенях образовательной системы. Сейчас ситуация изменилась, отпала необходимость озвучивать знания, изложенные в книгах. Технологические особенности ИКТ привносят свою специфику в традиционные формы обучения.
Из предложенных А.В. Дворецкой [2] восьми типов компьютерных средств обучения, я в своей практике опробовала все, в разных классах на разных типах уроков (по Козленко А.Г.) [3]. Презентации– применяю на уроках изучения нового материала для усиления наглядности, а также для представления ученических проектов («Происхождение человека» 11 класс, «Многообразие папоротникообразных» 7 класс). В результате повышается мотивация и качество знаний. Для контроля и коррекции знаний активно внедряю в урок программы-тренажеры, программные системы контроля знаний, дидактические материалы.
Позднее появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Для таких уроков использовался электронный лабораторный практикум “Биология 6 – 11”, который дает возможность отследить не только выполнение работы, но и правильность ее выполнения на каждом этапе (учет ошибок). Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.
В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводилась работа и с другими типами компьютерных средств: это электронные учебники «Уроки биологии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «1С: Репетитор. Биология» и энциклопедии «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия,2004г», программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.
На сегодняшний день появилась возможность проводить уроки в компьютерном классе ИМЦ, где осуществлено подключение к Интернет и есть возможность одновременной работы учащихся на двенадцати компьютерах. На этих уроках использую различные виды деятельности: поиск информации, общение по теме урока, публикации в сети. 89% старшеклассников имеют домашний компьютер, из них 73% имеют доступ в Интернет, поэтому есть возможность использования Интернет в учебных целях, которые можно применять как в традиционной организации обучения, так и при работе с новыми педагогическими технологиями.
Своим коллегам я бы рекомендовала использовать в работе www.fio.ru; www.school.edu.ru ; www.ud.ru ; http://center.fio.ru/som/subject.asp; http://www.1september.ru
Интернет предоставляет ученику возможность дистанционного обучения, участия в дистанционных олимпиадах по биологии и конкурсах исследовательских работ, а мне как учителю - возможность прохождения курсов повышения квалификации, участия в профессиональных конкурсах.
В связи с переходом на профильное обучение с 2006 года я являюсь сетевым преподавателем биологии в проекте в рамках программы EISP/B3/C/001 «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» - «Телешкола». Мной проводится работа по выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, организуется общение по темам уроков, проверка домашних заданий и заданий с открытым ответом. По итогам обучения в классах 100% успеваемость,100% качество знаний, средний балл по предмету составляет от 4,1 до 4,5 баллов. В октябре года проведен открытый on-line урок, который показал хорошую подготовку учащихся и получил высокую оценку специалистов из Москвы. В ПГПУ состоялась краевая конференция, где мной был показан мастер-класс по проведению урока on-line с учащимися 11 класса Частинской СОШ.
Развитие навыков работы на компьютере позволяет учащимся не только управлять готовой программой, но и самим изготовить какой-либо продукт, будь то доклад, презентация или тестовый тренажер. Это расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку.
В результате использования информационных технологий на уроках биологии стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.
В заключение отмечу, что применение информационных технологий интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс; позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися; способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.

Литература

1. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.
2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
3.www.kozlenkoa.narod.ru

Источник: http://1. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.
Категория: Биология | Добавил: marusya (11.03.2013) | Автор: Марина E
Просмотров: 1510 | Комментарии: 1 | Теги: on-line уроки, Тренажеры, Презентации, виртуальные лаборатории | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Марина Александровна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Конференции.   
Технический эксперт Мухина Ирина Анатольевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]