Четверг, 25.04.2024, 11:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Использование мультимедиа технологий на уроках биологии и географии.
Использование мультимедиа
технологий на уроках биологии и географии

В настоящее время одним из наиболее значимых компонентов развития человеческого общества является образование, одним из условий повышения качества которого становится использование на уроках информационных технологий.
Изучение в школе предмета "Биология» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Информатизация учебного курса биологии осуществляется в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий. Компьютерные мультимедийные пособия по биологии обеспечивают наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их от учебников на бумажных носителях. Уроки с использованием электронных изданий вызывают положительные эмоции, повышают уровень усвоения материала, стимулируют активность и творческое мышление.
В настоящее время существует ряд моделей использования ИКТ в классе во время урока:
• Демонстрация презентаций, подготовленных учителем или учащимися;
• Тестирование (с вводом или выбором ответа), что обеспечивает быструю оценку учащихся по темам;
• Отработка общеучебных умений и навыков с помощью компьютерного тренажера.
По способу использования информационных технологий (по А.Г. Козленко) можно выделить такие типы уроков:
• Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер и проектор). Такие уроки провожу в кабинете биологии.
• Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме. Это уроки в компьютерном классе без выхода в Интернет.
• Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме. Урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
На своих уроках биологии и географии применяю учебные электронные пособия на различных этапах: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, текущего и итогового контроля, получения дополнительной информации, выполнения творческих заданий.
Распространенными являются разработки программного обеспечения для уроков биологии двух фирм: "1С", "Кирилл и Мефодий". Максимально использую электронные учебники по природоведению и биологии, которые имеются в кабинете.
Применение компьютера и мультимедийного проектора на уроке не является сегодня чем-то необычным. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект. Есть уроки, на которых достаточно показа бумажных плакатов с таблицами или портретами ученых. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов нецелесообразно. Необходимо использовать средства наглядности в комплексе, т.к. любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя, не отвлекать на форму.
На своих уроках применяю презентации в программе Power Point собственные с гиперссылками (например: «Генетически модифицированные продукты»), созданные учениками («Природные зоны России»), а также других авторов, например позаимствованных у участников Сети творческих учителей. Для повторения и обобщения материала использую готовые и создаю презентации другого типа, с заданиями (например: к уроку природоведения по теме «Вселенная», где для повторения применяла задания и вопросы с картинками, схемами, моделями).
Кроме того, дополнительным источником служат электронные энциклопедии, справочники, которых пока в кабинете недостаточно, но здесь выручает Интернет.
Очень удобным является использование дидактического материала (сборников тестов, задач), составляю тесты и перевожу их в электронный вариант сама на основе шаблона. Это позволяет быстро, беспристрастно и автоматизировано обработать полученный результат.
Для уроков географии в кабинете имеется набор электронных карт по географии материков, физической и экономической географии России, физической и экономической географии мира. Данные пособия можно использовать для изучения нового и для проверки усвоения изученного материала. Например: на картах есть возможность убрать информацию и дать задание ученикам восполнить пробелы. Также можно получить дополнительную информацию в виде картинки, текста с описанием определенного объекта. Это очень нравится детям, и они с удовольствием выполняют такие задания.
При проведении занятий предлагаю учащимся выполнить задания с использованием программы Publisher для создания буклета («Линии руки», «Антропология» в рамках элективного курса) и информационного листа (краеведение по теме «Охраняемые растения и животные Шимановского района»), и Excel для построения графиков и диаграмм (например: «Доля экономических округов в экономике Амурской области», «Половой и возрастной состав населения»).
Конечно, пока остается в мечтах использование на уроках цифрового микроскопа, который дает огромные возможности для более детального изучения биологических объектов.
Компьютерные технологии использую и во внеклассной работе. К 150-летию Амурской области в рамках проекта созданы презентации «Семь чудес Амурской области» и «Уникальные природные объекты Шимановского района». Учениками 8 класса созданы презентации по теме «ООПТ Шимановского района». Данные работы также могут быть использованы на уроках биологии, географии, краеведения.

В последнее время очень актуальным стало использование мультимедиа уроков.
Мультимедиа - (англ. multimedia, от multi – много media – средство) собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного
(совместного) программного обеспечения,то есть эффективного информационного взаимодействия. (Г. Аствацатуров)

Преимущества мультимедийного урока:

1.Повышается интерес учащихся к обучению.
2. Усиливается обучающий эффект.
3. Увеличивается плотность урока, т.е. более рационально используется время.
4. Увеличивается объем информации для повторения и закрепления.
5. Появляются новые формы управления учебным процессом.
6. Повышается уровень интерактивности обучения.
7. Появляется возможность использования новых форм и видов учебной деятельности.
8. Повышается привлекательность урока, его эстетическая форма.
9. Появляется возможность тиражирования урока, использование другими педагогами.
10. Возможность повторного просмотра урока в индивидуальном варианте.

Возможности использования мультимедиаурока в
профессиональной деятельности
• Развитие наглядно-образного мышления
• Развитие внимания, наблюдательности
• Развитие словесно-логического мышления
• Формирование навыков анализа и синтеза
• Формирование навыков самоконтроля
• Формирование познавательной мотивации

Требования к созданию мультимедиа урока

• Мультимедийная презентация
• Описание путей решения задач, технологических приемов
• Наличие дидактического раздаточного материала
• Контрольно-измерительные материалы

Тема урока «Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты» (география 6 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи урока:
образовательные - способствовать формированию представления о географической широте и долготе, навыков определения географических координат, активизировать познавательную деятельность учащихся с помощью современных методов и приемов;
воспитательные - формирование географической культуры, умения работать в группе;
развивающие - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с картами, схемами, дополнительными источниками информации., развивать мышление и творческие способности учащихся, способствовать формированию компетенций - учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, ТРКМ; групповая, фронтальная, индивидуальная форма работы.

Время реализации урока: 40 мин.

Знания, умения, навыки и качества: приобретение и закрепление новых знаний по изучаемой теме, расширение кругозора, умение работать в группе и индивидуально, умение сравнивать, находить и выделять главное, умение составлять вопросы, работать с картами, текстом, развитие логического мышления и творческих способностей.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, презентация.

Дидактическое обеспечение урока: учебник География «Начальный курс 6 класс» Т.П.Герасимова, Н.Н Неклюкова, атласы, настенная физическая карта мира, пакет географических задач, дидактические карточки-задания

Ход и содержание урока

Мотивация учащихся: познание нового, успешная работа на уроке, общение, расширение кругозора.

Описание всех этапов урока

Урок состоит из 4 частей:
1 часть – организационная: работа по теме предыдущего урока «Параллели и меридианы. Градусная сетка», что необходимо для освоения нового материала. Слайд № 2,3
Мотивация, актуальность изучения новой темы, целеполагание. Слайд № 4
2 часть – первичное усвоение материала, осознание и осмысление: работа с учебниками, картами атласа, настенной географической картой, работа с дополнительными источниками; физминутка. Слайд № 5-10
Расширение знаний по теме – слайд № 11-12
3 часть – первичное закрепление учебного материала, работа индивидуально, фронтально, в группе. Слайд № 15-18
4 часть – домашнее задание, рефлексия, подведение итогов урока, оценка учителем работы учеников на уроке, благодарность за сотрудничество на уроке. Слайд № 19-20

Рефлексия деятельности на уроке: анализ выполнения поставленных задач и актуальность новых знаний, самооценка учащихся, выявление затруднений, выявление интересных моментов на уроке, оценивание учителем и учащимися работы на уроке.

Домашнее задание: обязательное - определить географические координаты своего населенного пункта;
дополнительное - творческая работа (придумать задания одноклассникам на определение географических координат).

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа: с помощью презентации прослеживается четкая структура урока, наглядность, представление графических элементов, активизируется познавательная деятельность.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим: следующий урок «Изображение глубин и высот на карте» продолжает изучение раздела «Географическая карта».

Ссылка на приложение "Урок географии "Географические координаты" 6 класс"

http://mm-festival.letitbit.net/download/608752b6c46cfefcf10b844faf13f2244/AlyamkinaNI__________.___________.ppt.html
Категория: Биология | Добавил: nade_alyamkina (28.06.2012) | Автор: Надежда E
Просмотров: 3290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]