Использование мультимедиа технологий на уроках биологии и географии.
Использование мультимедиа технологий на уроках биологии и географии
В настоящее время одним из наиболее значимых компонентов развития человеческого общества является образование, одним из условий повышения качества которого становится использование на уроках информационных технологий. Изучение в школе предмета "Биология» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Информатизация учебного курса биологии осуществляется в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий. Компьютерные мультимедийные пособия по биологии обеспечивают наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их от учебников на бумажных носителях. Уроки с использованием электронных изданий вызывают положительные эмоции, повышают уровень усвоения материала, стимулируют активность и творческое мышление. В настоящее время существует ряд моделей использования ИКТ в классе во время урока: • Демонстрация презентаций, подготовленных учителем или учащимися; • Тестирование (с вводом или выбором ответа), что обеспечивает быструю оценку учащихся по темам; • Отработка общеучебных умений и навыков с помощью компьютерного тренажера. По способу использования информационных технологий (по А.Г. Козленко) можно выделить такие типы уроков: • Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер и проектор). Такие уроки провожу в кабинете биологии. • Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме. Это уроки в компьютерном классе без выхода в Интернет. • Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме. Урок в компьютерном классе с выходом в Интернет. На своих уроках биологии и географии применяю учебные электронные пособия на различных этапах: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, текущего и итогового контроля, получения дополнительной информации, выполнения творческих заданий. Распространенными являются разработки программного обеспечения для уроков биологии двух фирм: "1С", "Кирилл и Мефодий". Максимально использую электронные учебники по природоведению и биологии, которые имеются в кабинете. Применение компьютера и мультимедийного проектора на уроке не является сегодня чем-то необычным. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект. Есть уроки, на которых достаточно показа бумажных плакатов с таблицами или портретами ученых. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов нецелесообразно. Необходимо использовать средства наглядности в комплексе, т.к. любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя, не отвлекать на форму. На своих уроках применяю презентации в программе Power Point собственные с гиперссылками (например: «Генетически модифицированные продукты»), созданные учениками («Природные зоны России»), а также других авторов, например позаимствованных у участников Сети творческих учителей. Для повторения и обобщения материала использую готовые и создаю презентации другого типа, с заданиями (например: к уроку природоведения по теме «Вселенная», где для повторения применяла задания и вопросы с картинками, схемами, моделями). Кроме того, дополнительным источником служат электронные энциклопедии, справочники, которых пока в кабинете недостаточно, но здесь выручает Интернет. Очень удобным является использование дидактического материала (сборников тестов, задач), составляю тесты и перевожу их в электронный вариант сама на основе шаблона. Это позволяет быстро, беспристрастно и автоматизировано обработать полученный результат. Для уроков географии в кабинете имеется набор электронных карт по географии материков, физической и экономической географии России, физической и экономической географии мира. Данные пособия можно использовать для изучения нового и для проверки усвоения изученного материала. Например: на картах есть возможность убрать информацию и дать задание ученикам восполнить пробелы. Также можно получить дополнительную информацию в виде картинки, текста с описанием определенного объекта. Это очень нравится детям, и они с удовольствием выполняют такие задания. При проведении занятий предлагаю учащимся выполнить задания с использованием программы Publisher для создания буклета («Линии руки», «Антропология» в рамках элективного курса) и информационного листа (краеведение по теме «Охраняемые растения и животные Шимановского района»), и Excel для построения графиков и диаграмм (например: «Доля экономических округов в экономике Амурской области», «Половой и возрастной состав населения»). Конечно, пока остается в мечтах использование на уроках цифрового микроскопа, который дает огромные возможности для более детального изучения биологических объектов. Компьютерные технологии использую и во внеклассной работе. К 150-летию Амурской области в рамках проекта созданы презентации «Семь чудес Амурской области» и «Уникальные природные объекты Шимановского района». Учениками 8 класса созданы презентации по теме «ООПТ Шимановского района». Данные работы также могут быть использованы на уроках биологии, географии, краеведения.
В последнее время очень актуальным стало использование мультимедиа уроков. Мультимедиа - (англ. multimedia, от multi – много media – средство) собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения,то есть эффективного информационного взаимодействия. (Г. Аствацатуров)
Преимущества мультимедийного урока:
1.Повышается интерес учащихся к обучению. 2. Усиливается обучающий эффект. 3. Увеличивается плотность урока, т.е. более рационально используется время. 4. Увеличивается объем информации для повторения и закрепления. 5. Появляются новые формы управления учебным процессом. 6. Повышается уровень интерактивности обучения. 7. Появляется возможность использования новых форм и видов учебной деятельности. 8. Повышается привлекательность урока, его эстетическая форма. 9. Появляется возможность тиражирования урока, использование другими педагогами. 10. Возможность повторного просмотра урока в индивидуальном варианте.
Возможности использования мультимедиаурока в профессиональной деятельности • Развитие наглядно-образного мышления • Развитие внимания, наблюдательности • Развитие словесно-логического мышления • Формирование навыков анализа и синтеза • Формирование навыков самоконтроля • Формирование познавательной мотивации
Требования к созданию мультимедиа урока
• Мультимедийная презентация • Описание путей решения задач, технологических приемов • Наличие дидактического раздаточного материала • Контрольно-измерительные материалы
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи урока: образовательные - способствовать формированию представления о географической широте и долготе, навыков определения географических координат, активизировать познавательную деятельность учащихся с помощью современных методов и приемов; воспитательные - формирование географической культуры, умения работать в группе; развивающие - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с картами, схемами, дополнительными источниками информации., развивать мышление и творческие способности учащихся, способствовать формированию компетенций - учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, ТРКМ; групповая, фронтальная, индивидуальная форма работы.
Время реализации урока: 40 мин.
Знания, умения, навыки и качества: приобретение и закрепление новых знаний по изучаемой теме, расширение кругозора, умение работать в группе и индивидуально, умение сравнивать, находить и выделять главное, умение составлять вопросы, работать с картами, текстом, развитие логического мышления и творческих способностей.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, презентация.
Дидактическое обеспечение урока: учебник География «Начальный курс 6 класс» Т.П.Герасимова, Н.Н Неклюкова, атласы, настенная физическая карта мира, пакет географических задач, дидактические карточки-задания
Ход и содержание урока
Мотивация учащихся: познание нового, успешная работа на уроке, общение, расширение кругозора.
Описание всех этапов урока
Урок состоит из 4 частей: 1 часть – организационная: работа по теме предыдущего урока «Параллели и меридианы. Градусная сетка», что необходимо для освоения нового материала. Слайд № 2,3 Мотивация, актуальность изучения новой темы, целеполагание. Слайд № 4 2 часть – первичное усвоение материала, осознание и осмысление: работа с учебниками, картами атласа, настенной географической картой, работа с дополнительными источниками; физминутка. Слайд № 5-10 Расширение знаний по теме – слайд № 11-12 3 часть – первичное закрепление учебного материала, работа индивидуально, фронтально, в группе. Слайд № 15-18 4 часть – домашнее задание, рефлексия, подведение итогов урока, оценка учителем работы учеников на уроке, благодарность за сотрудничество на уроке. Слайд № 19-20
Рефлексия деятельности на уроке: анализ выполнения поставленных задач и актуальность новых знаний, самооценка учащихся, выявление затруднений, выявление интересных моментов на уроке, оценивание учителем и учащимися работы на уроке.
Домашнее задание: обязательное - определить географические координаты своего населенного пункта; дополнительное - творческая работа (придумать задания одноклассникам на определение географических координат).
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа: с помощью презентации прослеживается четкая структура урока, наглядность, представление графических элементов, активизируется познавательная деятельность.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим: следующий урок «Изображение глубин и высот на карте» продолжает изучение раздела «Географическая карта».
Ссылка на приложение "Урок географии "Географические координаты" 6 класс"