Использование информационных технологий и технологии МАСТЕРСКИХ на уроках биологии в ГОУ СОШ №1350 ЮВАО г. Москвы
Автор Зайцева Светлана Юрьевна , учитель биологии ГБОУ СОШ №1350 с углубленным изучением математики. ЮВАО г. Москва Использование технологии ИКТ и МАСТЕРСКИХ на уроках биологии в ГОУ СОШ №1350 ЮВАО г. Москвы В последнее время особое значение приобретает реализация в процессе обучения в школах новых педагогических технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся. К таким технологиям относятся ИКТ, мастерские, посредством которых преподаватель, , реализует также возможности интегрированного обучения, достигая цели образования комплексно. Термин «мастерская», появился в российском образовании в 1990 году. Мастерская представляет собой новый способ организации деятельности учащихся в учебной группе. Мастерская отличается от традиционных форм занятий по способу руководства познавательной деятельностью обучающихся, функции педагога (его в технологии мастерских называют мастером), по способу общения педагога и ученика, учеников друг с другом. Основанная на идеях Ж-Ж Руссо, Л.Н Толстого, С. Френе, Л.С. Выготского и разработанная "Французской группой нового образования, мастерская - одна из технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм (шаги процесса): • Предъявление индуктора - побудителя познавательной деятельности - постановка проблемы. • Организация поиска ответа на проблемный вопрос. • Афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы. • Рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений. В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, , исследования исторических первоисточников, работа в интернет пространстве и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания – очень непростая задача для учителя. Передача информации также происходит часто с помощью компьютерной презентации ,анимации и т.д. . На уроках биологии применяются следующие виды творческих заданий: 1)составление биологических задач к уроку учащимися, в формате компьютерной презентации; 2)конструирование обратных задач; 3)творческие задачи , решение которых преподносится также в форме компьютерных презентаций к уроку (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
4)конкурсы «Лучший рисунок на заданную тему », «Дружественная программа», «Лучший словарь терминов побиологии» которые размещаются в интернетпространстве, на собственных сайтах учеников, а затем демонстрируются в классе и т.п. 5) реферат, размещаются в интернетпространстве и оцениваются учителем ; 6) доклад; 7)составление кроссворда по теме, как домашнее задание , выполняется в форме компьютерной презентиации; 8)разгадывание ребусов по биологии; 9)составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы, так же размещаются учащимися в интернетпространстве. А затем могут быть использовны в качестве опроса учащихся на уроках; 10) проект - создание учащимися готового программного продукта. Приведу примеры некоторых фрагментов уроков с использованием элементов технологии мастерских.
Урок – мастерская , 6 класс ( учебник А.И. Никишов «Биология. Растения. Бактерии. Грибы Лишайники» изд. Владос, М, 2005 год)
ТЕМА: Экологические группы растений Ход мастерской: 1. “Индукция” Задания. Объясните одно из выражений: «Вода – это жизнь растения» « Вода - всему голова» Составьте логические пары, используя термины: А) Суккулент- Б) Эпифит - В) Вакуоль- Г) Теплолюбивые - Д) Плоды- Е ) Кутикула - Термины: полупустыня, клеточный сок, холодостойкие, семена, эпидермис, тропики.
Попробуйте дать определения этих понятий. Сопоставьте с определениями, данными в учебнике на с.38-42 . Составьте сенквейн или посвящение на выбор: фотосинтез, вода.
2. “Самоконструкция»
Задайте вопрос ученому-ботанику на тему «Вода в жизни растений» : “Мне интересно…” “Почему…” “Каким образом…” Определитесь: «Знать экологические группы растений по отношению к воде нужно, чтобы…» 3.“Социоконструкция” Используя текст учебника, подготовьте рассказ об условиях жизни растений в заданных экологических условиях, укажите приспособления растений к жизни в определенных условиях, приведите примеры растений вашей природной зоны. Объясните, почему символом Вашей группы выбрано данное растение. 4.“Социализация” На отчетном листе - красочно изобразите, какие факторы действуют в данной среде обитания; - оригинально выделите характерные особенности Вашей группы растений; - попробуйте создать растение, которое сможет жить в любых условиях среды. 5.“Афиширование”Каждая группа учащихся выступает с результатами работы. 6.“Рефлексия” «Мы все способны – в это верьте- За горизонты заглянуть» Вопрос учителя: Насколько Ваш горизонт отодвинулся в ходе мастерской? Почему для выращивания растений необходимо знать, к какой экологической группе они относят Урок – мастерская 10 класс ( учебник Д.К. Беляев «Общая биология 10-11 класс» изд. Просвещение) Тема: Гибридологический метод Менделя. Законы Менделя.
Ход мастерской. ¬¬¬¬¬¬“Индукция” Задания. 1. Объясните одно из выражений:
“Яблочко от яблоньки не далеко падает” “От осины не родятся апельсины”. 2. Составьте логические пары. А) Наследственность- Б) Родители- В) Генотип- Г) Диплоидный- Д) Гамета- Е) Доминантный- Ж) Моногибридное- Попробуйте дать определения этих понятий. Сопоставьте с определениями, данными в учебнике на с. 89-97., вспомните обозначение родительских форм, “гамет, гибридов, женского и мужского пола”. 3. Составьте на выбор: сенквейн афоризм на тему “Генетика”. посвящение “Самоконструкция” 1. Задайте вопрос ученому генетику: “Мне интересно…” “Почему…” “Каким образом…” 2. Определитесь: “Законы генетики мне нужно знать, для того чтобы…” “Социоконструкция” 1. Используя текст учебника, приведите аргументы в поддержку тезиса “Мендель- отец современной генетики”. 2. Используя текст,ответьте на вопросы 4,5 и сравните закономерности расщепления при моногибридном скрещивании по фенотипу и генотипу при полном и неполном доминировании признаков. 3. Используя справочники, составьте и решите задачу на моногибридное скрещивание (задание по группам). 4. Продолжите вывод: Гибридологический метод - учитывает не комплекс признаков у родителей и потомков, а анализирует… - характеризуется точным… -в ряду поколений прослеживается… “Социализация” На отчетном листе - красочно аргументируйте тезис -проиллюстрируйте сравнение наследования при полном и неполном доминировании -оформите условие и решение задачи -сделайте выводы. “Афиширование” Ознакомление класса с результатами работы (вывешивание отчётных листов и их обсуждение). “Рефлексия” «Мы все способны – в это верьте- За горизонты заглянуть» Вопрос учителя. Насколько Ваш горизонт отодвинулся в ходе мастерской , Что теперь знаете, Вы, и не знал Г. Мендель?
Мой опыт проведения уроков-мастерских сформировался в условиях московской школы на принципах личностно-ориентированного обучения, с использованием технологии развивающего метода, на основах методики Е.Н.Ильина. Решая задачи формирования личности, вижу свою, педагогическую, задачу: "Умножать, а не только уважать человека в человеке" (Е.Н.Ильин). В мастерской не просто учитель, руководитель познавательно - творческого действа, а Мастер. Он создатель того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Поэтому используя эту технологию я постоянно развиваюсь сама и процесс обучения становится для меня более интересен. А погружение моих учеников в ходе мастерской в себя, формирует у них иной, чем на традиционном занятии, стиль мышления, создает почву для и личностного развития обучающихся. Проведенный анализ показал что в условиях средней школы технология недостаточно разработана, хотя именно она в значительной степени способствует развитию мотивации, способностей, навыков и умений самостоятельного поиска и открытия знания, осуществлению субъект-субъектного педагогического взаимодействия, что является принципиально важным для новой школы. Литература
1. Былова А.М., Шорина Н. И. Экология растений.– М.: Вентана - Граф, 2007 2. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской.– СПб, 1994 3. Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности.– Волгоград: Учитель, 1997 4. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.– М.:ТЦ Сфера, 2005 5. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Покрытосеменные растения.– М.: Дрофа, 2003 6. Мейчик Галина Альфредовна. Реализация педагогической технологии мастерских в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Санкт-Петербург, 2005.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/1493