Вторник, 07.05.2024, 13:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Использование информационных технологий и технологии МАСТЕРСКИХ на уроках биологии в ГОУ СОШ №1350 ЮВАО г. Москвы
Автор Зайцева Светлана Юрьевна , учитель биологии ГБОУ СОШ №1350 с углубленным изучением математики. ЮВАО г. Москва
Использование технологии ИКТ и МАСТЕРСКИХ на уроках биологии в ГОУ СОШ №1350 ЮВАО г. Москвы
В последнее время особое значение приобретает реализация в процессе обучения в школах новых педагогических технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся. К таким технологиям относятся ИКТ, мастерские, посредством которых преподаватель, , реализует также возможности интегрированного обучения, достигая цели образования комплексно.
Термин «мастерская», появился в российском образовании в 1990 году. Мастерская представляет собой новый способ организации деятельности учащихся в учебной группе. Мастерская отличается от традиционных форм занятий по способу руководства познавательной деятельностью обучающихся, функции педагога (его в технологии мастерских называют мастером), по способу общения педагога и ученика, учеников друг с другом.
Основанная на идеях Ж-Ж Руссо, Л.Н Толстого, С. Френе, Л.С. Выготского и разработанная "Французской группой нового образования, мастерская - одна из технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм (шаги процесса):
• Предъявление индуктора - побудителя познавательной деятельности - постановка проблемы.
• Организация поиска ответа на проблемный вопрос.
• Афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы.
• Рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, , исследования исторических первоисточников, работа в интернет пространстве и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания – очень непростая задача для учителя. Передача информации также происходит часто с помощью компьютерной презентации ,анимации и т.д. .
На уроках биологии применяются следующие виды творческих заданий:
1)составление биологических задач к уроку учащимися, в формате компьютерной презентации;
2)конструирование обратных задач;
3)творческие задачи , решение которых преподносится также в форме компьютерных презентаций к уроку (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);

4)конкурсы «Лучший рисунок на заданную тему », «Дружественная программа», «Лучший словарь терминов побиологии» которые размещаются в интернетпространстве, на собственных сайтах учеников, а затем демонстрируются в классе и т.п.
5) реферат, размещаются в интернетпространстве и оцениваются учителем ;
6) доклад;
7)составление кроссворда по теме, как домашнее задание , выполняется в форме компьютерной презентиации;
8)разгадывание ребусов по биологии;
9)составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы, так же размещаются учащимися в интернетпространстве. А затем могут быть использовны в качестве опроса учащихся на уроках;
10) проект - создание учащимися готового программного продукта.
Приведу примеры некоторых фрагментов уроков с использованием элементов технологии мастерских.

Урок – мастерская , 6 класс ( учебник А.И. Никишов «Биология. Растения. Бактерии. Грибы Лишайники» изд. Владос, М, 2005 год)

ТЕМА: Экологические группы растений
Ход мастерской:
1. “Индукция”
Задания. Объясните одно из выражений:
«Вода – это жизнь растения» « Вода - всему голова»
Составьте логические пары, используя термины:
А) Суккулент-
Б) Эпифит -
В) Вакуоль-
Г) Теплолюбивые -
Д) Плоды-
Е ) Кутикула -
Термины: полупустыня, клеточный сок, холодостойкие, семена, эпидермис, тропики.

Попробуйте дать определения этих понятий.
Сопоставьте с определениями, данными в учебнике на с.38-42 .
Составьте сенквейн или посвящение на выбор: фотосинтез, вода.

2. “Самоконструкция»

Задайте вопрос ученому-ботанику на тему «Вода в жизни растений»
: “Мне интересно…”
“Почему…”
“Каким образом…”
Определитесь: «Знать экологические группы растений по отношению к воде нужно, чтобы…»
3.“Социоконструкция”
Используя текст учебника, подготовьте рассказ об условиях жизни растений в заданных экологических условиях, укажите приспособления растений к жизни в определенных условиях, приведите примеры растений вашей природной зоны.
Объясните, почему символом Вашей группы выбрано данное растение.
4.“Социализация”
На отчетном листе - красочно изобразите, какие факторы действуют в данной среде обитания;
- оригинально выделите характерные особенности Вашей группы растений; - попробуйте создать растение, которое сможет жить в любых условиях среды.
5.“Афиширование”Каждая группа учащихся выступает с результатами работы.
6.“Рефлексия”
«Мы все способны – в это верьте-
За горизонты заглянуть»
Вопрос учителя: Насколько Ваш горизонт отодвинулся в ходе мастерской? Почему для выращивания растений необходимо знать, к какой экологической группе они относят
Урок – мастерская 10 класс ( учебник Д.К. Беляев «Общая биология 10-11 класс» изд. Просвещение)
Тема: Гибридологический метод Менделя. Законы Менделя.

Ход мастерской.
¬¬¬¬¬¬“Индукция”
Задания.
1. Объясните одно из выражений:

“Яблочко от яблоньки не далеко падает”
“От осины не родятся апельсины”.
2. Составьте логические пары.
А) Наследственность-
Б) Родители-
В) Генотип-
Г) Диплоидный-
Д) Гамета-
Е) Доминантный-
Ж) Моногибридное-
Попробуйте дать определения этих понятий.
Сопоставьте с определениями, данными в учебнике на с. 89-97., вспомните обозначение родительских форм, “гамет, гибридов, женского и мужского пола”.
3. Составьте на выбор: сенквейн
афоризм на тему “Генетика”.
посвящение
“Самоконструкция”
1. Задайте вопрос ученому генетику: “Мне интересно…”
“Почему…”
“Каким образом…”
2. Определитесь: “Законы генетики мне нужно знать, для того чтобы…”
“Социоконструкция”
1. Используя текст учебника, приведите аргументы в поддержку тезиса “Мендель- отец современной генетики”.
2. Используя текст,ответьте на вопросы 4,5 и сравните закономерности расщепления при моногибридном скрещивании по фенотипу и генотипу при полном и неполном доминировании признаков.
3. Используя справочники, составьте и решите задачу на моногибридное скрещивание (задание по группам).
4. Продолжите вывод: Гибридологический метод
- учитывает не комплекс признаков у родителей и потомков, а анализирует…
- характеризуется точным…
-в ряду поколений прослеживается…
“Социализация”
На отчетном листе - красочно аргументируйте тезис
-проиллюстрируйте сравнение наследования при полном и неполном
доминировании
-оформите условие и решение задачи
-сделайте выводы.
“Афиширование”
Ознакомление класса с результатами работы (вывешивание отчётных листов и их обсуждение).
“Рефлексия”
«Мы все способны – в это верьте-
За горизонты заглянуть»
Вопрос учителя. Насколько Ваш горизонт отодвинулся в ходе мастерской ,
Что теперь знаете, Вы, и не знал Г. Мендель?

Мой опыт проведения уроков-мастерских сформировался в условиях московской школы на принципах личностно-ориентированного обучения, с использованием технологии развивающего метода, на основах методики Е.Н.Ильина. Решая задачи формирования личности, вижу свою, педагогическую, задачу: "Умножать, а не только уважать человека в человеке" (Е.Н.Ильин). В мастерской не просто учитель, руководитель познавательно - творческого действа, а Мастер. Он создатель того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Поэтому используя эту технологию я постоянно развиваюсь сама и процесс обучения становится для меня более интересен. А погружение моих учеников в ходе мастерской в себя, формирует у них иной, чем на традиционном занятии, стиль мышления, создает почву для и личностного развития обучающихся. Проведенный анализ показал что в условиях средней школы технология недостаточно разработана, хотя именно она в значительной степени способствует развитию мотивации, способностей, навыков и умений самостоятельного поиска и открытия знания, осуществлению субъект-субъектного педагогического взаимодействия, что является принципиально важным для новой школы.
Литература

1. Былова А.М., Шорина Н. И. Экология растений.– М.: Вентана - Граф, 2007
2. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской.– СПб, 1994
3. Сергеева М.Е. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности.– Волгоград: Учитель, 1997
4. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.– М.:ТЦ Сфера, 2005
5. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Покрытосеменные растения.– М.: Дрофа, 2003
6. Мейчик Галина Альфредовна. Реализация педагогической технологии мастерских в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Санкт-Петербург, 2005.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/1493
Категория: Биология | Добавил: Zaytseva (01.11.2011) | Автор: Зайцева Светлана Юрьевна E
Просмотров: 2505 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]