Конспект урока "Взаимоотношения между организмами" с применением ЭОР
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА _____Взаимоотношения между организмами______ (Тема урока)
1. ФИО (полностью) Унру Елена Сергеевна 2. Место работы МБОУ Барановская СОШ 3. Должность учитель 4. Предмет биология 5. Класс 9 6. Тема и номер урока в теме: Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Урок № 66. 7. Базовый учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.и. Сонин.- М.: Дрофа, 2010. 8. Цель урока: познакомить учащихся с различными типами взаимоотношений между организмами, выявить их значение, доказать что экологические взаимодействия имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях, что делает их труднопредсказуемыми. 9. Задачи: - обучающие: познакомить учащихся с типами взаимоотношений между организмами средствами ИКТ, извлекая необходимые знания из ресурсов ЕК, Интернета. -развивающие: совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся, формировать умения и навыки групповой самостоятельной работы, умения выступать перед аудиторией, умения и навыки работать с цифровыми образовательными ресурсами, извлекать из них нужную информацию, выделять главное, формулировать вывод. -воспитательные: тренировка воли и ответственности за общее дело, умений брать ответственность. 10. Тип урока: комбинированный, изучение нового материала. 11. Формы работы учащихся групповая. 12. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА 1 Оргмомент. Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.1 мин 2 Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос по вопросам: Сегодня мы продолжим изучение науки, которая называется экология. Что изучает эта наука? Какие экологические факторы вам известны? В природных условиях каждый живой организм живёт не изолированно. Его окружает множество других представителей живой природы. О каких экологических факторах идёт речь? Как экологи называют группы, которые состоят из разных животных, растений, грибов, бактерий, живущих в одном месте. Например, в лесу, на лугу или в болоте? Ученики отвечают на вопросы. -Экология изучает отношения между организмами и средой обитания. -Абиотические, биотические, антропогенные.
- Биотических.
- Биоценоз – совокупность живых организмов, обитающих на определенной территории. 3 Основная часть. Организмы, живущие на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение организма при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «-» обозначает неблагоприятное влияние (организм испытывает угнетение или вред). Знак «+» обозначает благоприятное влияние (организм извлекает пользу). Знак «0» показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния). Таким образом, все биотические связи можно разделить на три групп: «00» - нейтрализм; «++» - симбиоз и его формы (протокооперация, мутуализм); «+-» - антибиоз и его формы (хищничество, паразитизм, конкуренция). А теперь более подробно рассмотрим типы взаимодействия организмов. Объяснение учителя: Симбиоз – взаимовыгодное сожительство. Форма взаимоотношений организмов, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого. Например, лишайник, микориза т.д. подумайте и приведите свои примеры симбиоза? Симбиоз-понятие широкое и включает много разных вариантов отношений между видами. Симбиоз: Нахлебничество, квартирантство, микориза.
Учащиеся приводят примеры симбиоза, используя рисунки учебника.
Используя материал учебника, приведите примеры разных видов симбиоза.
ЭОР : Антибиотические отношения №1. Сейчас, разделившись на пять групп, вы будете работать с цифровыми материалами, материалами учебника и дополнительным материалом, выполнять задания, предложенные вам. В ходе работы вы должны сдать материал для изготовления общей презентации нашим техникам. Затем представитель от каждой группы изложит перед всем классом изученный материал, работая с представленными ресурсами. Свое выступление представитель группы будет сопровождать демонстрацией своего ресурса. (На большой экран с помощью проектора выводится изображение нужного ЦОРа). Каждая группа получает конверт с заданием и планом работы. После этого ребята рассаживаются у компьютеров группами, сформированными заранее, и выполняют полученные задания.
Задания: 1. Конкурентные взаимодействия. 2. Хищничество у животных. Их роль в природе. 3. Хищничество у растений. Его значение. 4. Паразитизм у животных. 5. Паразитизм у растений. В конверте находятся: план работы, дополнительный материал для изучения, вопросы для закрепления изучаемого материала. План работы 1.Познакомьтесь с заданием (написано на конверте). 2.Изучите материал, используя § 53 учебника «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов и др. дополнительный материал. Используя компьютеры для выхода в Интернет, найти необходимые ресурсы к вашему заданию в ЕК по адресу http://school-collection.edu.ru/ 3.Ответить на вопросы закрепления. 4.Объяснить данный материал соседним группам. 5.Сдать материал для изготовления общей презентации. Задание группе 1. «Конкурентные взаимодействия». Познакомьтесь с гипертекстовыми иллюстрированными учебными модулями «Конкуренция», материалами учебника и дополнительными материалами. Ответьте на вопросы: 1.Чем можно объяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе? 2. Дать характеристику видам конкуренции. Привести примеры. 3. Какова роль конкуренции в природе? Задание группе 2-3. «Хищничество» Познакомьтесь с гипертекстовыми иллюстрированными учебными модулями «Хищничество», материалами учебника и дополнительными материалами . Ответьте на вопросы: 1. Дать характеристику хищничеству. Привести примеры 2. Какова роль хищничества в природе? Задание группе 4-5. «Паразитизм». Познакомьтесь с гипертекстовыми иллюстрированными учебными модулями «Паразитизм», материалами учебника и дополнительными материалами. Ответьте на вопросы: 1. Дать характеристику паразитизму. Привести примеры 2. Какова роль паразитизма в природе?
Учащиеся работают группами, выполняя свое задание. Представители групп делают отчет о проделанной работе. В это время слушатели готовят вопросы, которые могут задать после выступления представителя группы.
4 Закрепление. ЭОР: Взаимоотношения между организмами № 2. Составьте пары по соответствующим типам отношений. Интерактивное задание на установление соответствия. Совместная формулировка вывода о значении различных форм межвидовых взаимоотношений в биоценозе. Дети выполняют задание, дают объяснение своему выбору. 5 Рефлексия. Выскажите своё мнение • Я могу использовать знания по данной теме ….. • Вы нашли общий язык с одноклассниками при выполнении самостоятельного задания в группах? • Ваша оценка за урок и самооценка усвоения темы. • На уроке я узнал (а)……. 6 Задание на дом. § 53 – прочитать, сформулировать понятие нейтрализма.