Цель: сформировать знания о функциональной асимметрии полушарий и связанными с ней особенностями функций зрения, речи, слуха; показать связь функциональной асимметрии полушарий с целостным восприятием мира; продолжить развитие умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Учитель. На прошлом уроке мы с вами начали изучать головной мозг человека. Сегодня мы поговорим о больших полушариях головного мозга. Запишите тему урока. Каковы задачи урока? Обучающиеся. Слайд №1 Формулируют задачи урока: 1. Изучит особенности строения полушарий головного мозга; 2. Выяснить функции полушарий большого мозга Учитель. Как устроены полушария большого мозга у человека? (стр.70) Обучающиеся. Слайд №2 • Соединены мозолистым телом, • Состоят из серого и белого вещества (се-рое образует кору и подкорковые ядра в толще белого вещества, белое вещество находится под корой) Учитель. Слайд №3 Какое строение имеет кора? Обучающийся. • Толщина 3-4 мм, • Центральный канал содержит ликвор, необходимый для защиты и питания мозга, расширяясь, образует желудочки мозга, • Видны борозды (углубления) и извилины (складки) Учитель. Вы можете пройти тест и узнать количество извилин вашего мозга (перейти по ссылке) Слайд №4-5. Рассказ учителя. Доли полушарий головного мозга Обучающиеся. Осмысливают информацию Учитель. Рассмотрите рисунок. $IMAGE3$Слайд №6-7 За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга? Обучающиеся. Анализируют. Заполняют таблицу: Названия полушарий Функции Левое Устная и письменная речь, Математика, Анализ информации, логика Правое Образное мышление, фантазии, Творчество Учитель. Как вы считаете, существуют ли различия между полушариями мозга, связанные с полом? Обучающиеся. Выдвигают гипотезы. Слайд №8 Учитель. Какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент? Посмотрите на эту картинку. (она вертится) Слайд №9 В какую сторону вращается девушка на картинке? Обучающийся. • Эксперимент. Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). • Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Учитель. Слайд №10. Вот еще один вариантов вращающейся картинки. Слайд №11. После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с двойным вращением. Как вы считаете, в какую сторону вращаются человечки? Почему? Обучающиеся. Анализируют, выдвигают гипотезы, сопоставляют факты. На этом рисунке, в отличии от остальных, у объектов есть глаза. Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что левый человечек крутится по часовой, а правый - против. Слайд №12. Учитель. Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито? Учебный эксперимент № 2. Ученикам предлагается вооружится бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста «Ведущее полушарие». Ответы записать буквой П (правый тип реакции) или Л (левый тип ре-акции). Задание 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Задание 2. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции – левый. Задание 3. Учащимся предстоит немного поаплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху – правая или левая. Зафиксируйте этот результат на своем листке. Задание 4. Примите так называемую позу Наполеона: скрестите руки на груди. Посмотрите, какая рука оказалась сверху – правая или левая. Результат запишите. Комментарии учителя к тесту: итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речи, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев столь большое количество левшей, как, например, Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, Жанна д, Арк и Бенджамин Франклин, Моцарт и Бетховен, Альберт Эйнштейн и Карел Бах, Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Сильвестер Сталлоне и Джулия Робертс, Том Круз и Пол Маккартни и т.д. Учитель. Слайд №13. Еще одна уникальная возможность Вашего мозга (чтение текста). Обучающиеся выполняют эксперимент. Учитель. А теперь решим задачи. Слайд №14-15. Повреждения головного мозга. Что произойдет с собакой, если у нее полностью удалить кору головного мозга? Что повлечет за собой повреждение затылочных долей? У человека паралич правых конечностей, нарушение речи. Какая часть коры повреждена? Какой отдел мозга поврежден, если нарушена координация движений? К чему может привести повреждение продолговатого мозга? Обучающиеся. Решают задачи: Не реагирует на внешние воздействия, перестает узнавать хозяина, не способна находит пищу) Нарушение зрения, реагирует на свет, но перестает ориентироваться У правшей – левое полушарие. Мозжечок. К смерти. Слайд №16. Рефлексия. «РОЗА ВЕТРОВ» Каждый участник заполняет собственную «розу ветров». В самом центре «розы» участники пишут свое имя. А дальше: Юг – что больше всего понравилось, самые интересные моменты ; Запад – какой опыт я получил, Север – критика, что не понравилось; Восток – что для меня было сложным, что я хотел бы добавить или исправить