Воскресенье, 23.06.2024, 20:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Проблемы медиаобразования в сельской школе
«Российская педагогическая энциклопедия» трактует понятие медиаобразования, как специальное направление в педагогике, которое выступает за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Таким образом, медиаобразование рассматривается как самостоятельное направление в педагогической науке. Человек в современном мире должен быть медиаграмотным, уметь активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, прессы, Интернета.
«Педагогам необходимо сделать СМИ своим союзником. Необходимо научить детей разбираться в содержании информации, т.е. выработать у школьников навыки грамотного восприятия и использования информации в широком её значении. В сегодняшней школе надо учить детей использовать информацию из любого вида средств массовой коммуникации по всем учебным предметам. В связи с этим содержанием медиаобразование включает: обучение восприятию и переработке информации; развитие критического мышления; включение внешкольной информации в компонент общего образования по всем предметным областям; формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием технического инструментария». Такую задачу поставила Болотова Людмила Юрьевна на научно-практической конференции Всероссийского @вгустовского педагогического совета – 2010.
Готовы ли наши сельские школьники к решению поставленной задачи? Социологический опрос, проведённый среди учащихся 7-11 классов нашей школы, показал следующие результаты:
учащиеся заинтересованы в получении документа об образовании - 36%, учащиеся заинтересованы в новых знаниях, позволяющих им жить в информационном обществе, в развитии творческих способностей -
64 %;
значимость источника важной и полезной информации: на уроках в школе - 89%; из учебников, дополнительной литературы - 9%, от родителей - 0%; ТВ, Интернет-ресурсы — 2%;
мотивация обращения к Интернету: чтобы общаться - 70%, чтобы скачивать музыку - 0%, чтобы получить необходимую информацию - 23%, чтобы играть в компьютерные игры - 2% чтобы быть в курсе последних событий - 0%, чтобы повысить свой образовательный и культурный уровень- 0%, чтобы убить время — 5%;
ежедневные затраты времени на компьютерные игры и общение в сети Интернет: не играю, не общаюсь - 0%, один час и менее - 20%, два часа и более - 80%. Из полученных данных вытекает проблема – несмотря на то, что современный ученик находится в большом потоке информации, в сельской школе главным источником пока остаётся учитель на уроке. Значимость Интернет — ресурсов, ТВ и дополнительной литературы невелика, читают только то, что задали по литературе, порой и это не читают. Существенным является и то, что характер используемой учителем и школьниками информации не совпадают — слишком разные вкусы у детей и взрослых. Другая проблема — мотивация обращения к Интернету — общение в «Одноклассниках», на это тратят более двух часов в день. Необходимую информацию берут только в виде готовых рефератов, докладов, сообщений, не желая её интересно представить. О повышении культурного уровня через Интернет не хотят слышать. Задача сельского учителя: подготовить школьника к использованию разной информации, научить ориентироваться в потоке информации, использовать материалы СМИ в учебных целях. Что же должен делать конкретно учитель-предметник? Надо учить детей использовать информацию из любого вида средств массовой коммуникации по всем учебным предметам.
Важна интеграция медиаобразования с различными учебными предметами, в том числе и с биологией. Следует находить как можно больше точек соприкосновения биологии и внешних информационных потоков, обеспечивать пересекаемость, а затем решать те медиаобразовательные задачи, которые позволяет решить биология.
Предлагаю примеры заданий на уроках биологии, которые позволяют решить цели и задачи медиаобразования.
1. Как научить школьника правильно отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей?
Пример задания №1. При подготовке доклада на тему «Наследственные заболевания и меры их предупреждения» учитель предлагает следующие источники: газета «Здоровый образ жизни», «Интернет-сайт готовых рефератов», статьи журнала «Наука и жизнь». Естественно выбирают сразу самый лёгкий вариант «Интернет — сайт готовых рефератов», анализируем вместе используемую литературу и обнаруживаем, что источником являются статьи из журнала «Наука и жизнь». Сравнили предложенные данные из двух источников, обнаружили ошибки в реферате. Значит лучше находить материал из статей журнала.
Пример задания №2.Найти в поисковой системе Yandex виды клонирования. Для этого надо подготовить распечатку одной страницы результатов поиска. Целесообразно выбрать ту часть списка статей, в которой источники наиболее разнообразны: словари, научные, популярные сайты. Найти одинаковую информацию на разных сайтах, проанализировать, сравнить и показать, где даётся наиболее точная характеристика.
Пример задания №3. Составьте перечень просмотренных передач о животных и предложите фрагменты , которые могли бы быть использованы на уроках для просмотра и на каком конкретно уроке какой сюжет, можно принести на урок, технические возможности кабинета позволяют его просмотреть и проанализировать.
2. Как научить переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему?
Пример задания. На программных дисках Кирилла и Мефодия по биологии предлагается много видеосюжетов из жизни животных и растений. Учащимся предлагается просмотреть видеосюжет без звука, в течение 3 минут после просмотра подготовить комментарий, который должен сделать сюжет понятным и информативным. После этого продемонстрировать со звуком и сравнить их текст.
3. Как научить переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему?
Пример задания. Предложен текст с подробным описанием клонирования овечки Долли, по тексту составить схему и показать, генотип какой овцы получает клонированная копия?
4. Как научит трансформировать информацию, видоизменять её объём.
Пример задания. Ознакомьтесь с текстом учебника 8 класса «Систематическое положение вида Человек разумный» и в рабочей тетради заполните таблицу, в которой коротко укажите признаки каждой систематической единицы. Материал получается конкретным, маленьким и доступным.
5. Как научить находить ошибки в получаемой информации и учиться их объяснять.
Предлагаю примеры художественных произведений, в которых авторы допустили биологические неточности, ошибки, учащиеся должны найти и исправить.
А.Н. Плещеев
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Дам тебе я зёрен, а ты песню спой,
Что из стран далёких принесла с собой.
(Ласточка – насекомоядная птица, поэтому зёрна не ест)
В.А.Жуковский
Где же ты, птаха!
Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнёздышко вьёшь ты. Там и поёшь ты песню свою.
(Перелётные птицы вьют гнёзда и выращивают птенцов только на родине, в тёплых странах они спасаются от холодной зимы)
6. Как научить составлять рецензии и анонсы информационных сообщений.
Пример задания. Очень часто мы читаем книгу или смотрим фильм, заинтересовавшись их анонсом. Анонс (от французского annonce – публичное оповещение, объявление) – предварительное, без подробных сведений, информирование о фильме, спектакле, концерте, книге. Составьте краткий анонс на просмотренный фильм из серии ВВС таким образом, чтобы максимально заинтересовать тех, кто ещё не видел. Предварительно вместе составляли анонс на телепередачу «В мире животных», которую смотрели все.
Подобные задания позволят приобрести умения в соответствии с требованиями к минимально необходимому уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ, которые сформулированы Л.С.Зазнобиной. Интеграция медиаобразования с биологией обеспечивает целесообразное сочетание внимания учителя к фактологической основе предмета с развитием критического мышления у учащихся.

Литература:
Российская педагогическая энциклопедия
Информационные умения и компетенции (В.А.Самкова институт семьи и воспитания РАО, Москва, биология в школе№1, 2009)
Медиаобразование, интегрированное с базовым (под ред. Л.С. Зазнобиной, М.1999)
Материалы научно-практической конференции Всероссийского @вгустовского педагогического совета – 2010.
Вопросы для анкетирования учащихся , предложенные Институтом социологии образования Российской Академии образования
Категория: Биология | Добавил: bodyakinand (15.09.2011) | Автор: Бодякина Наталья Дмитриевна E
Просмотров: 1519 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]