Пятница, 26.04.2024, 23:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.
Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.

Современная школа ставит своей задачей формирование целостной, гармонично развитой личности. Естественные науки имеют большой потенциал в этой области. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов естественного цикла. К сожалению, обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. Ученики не всегда в состоянии привязать знания одной из дисциплин к знаниям другой, проследить взаимосвязь географии и химии, биологии и географии, физики и экологии. Поэтому задача интеграции предметов в современной школе - формирование нового интерактивного способа мышления, характерного для современного человека.
Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации необходимы для достижения наибольшей эффективности в изучении предметов естественного цикла. Руководствуясь принципом соответствия содержания интегративного знания методам, средствам, формам обучения, педагог может организовать усвоение материала в диалоговом режиме, с постановкой эвристических вопросов, обеспечивая продуктивную учебно-познавательную деятельность учащихся, приобщая их к поиску путей решения нестандартных задач. Теоретическая часть интегративного знания в этом смысле благодатна для постановки проблем, а прикладная — для организации практической работы школьников, например при выполнении научно-исследовательских межпредметных проектов.
С другой стороны объединение всех естественных дисциплин в единую область естествознание неблагоприятно, так как предметы теряют свою индивидуальность. Эффективность процесса обучения возрастает при периодической интеграции предметов, чтобы ученики видели взаимосвязь между учебными дисциплинами и понимали, что знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях.
Современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. С этих позиций уникальна проектная технология обучения. Метод проектов всегда направлен на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Позиция учителя при реализации проектного метода обучении должна сводиться к трем основным принципам: принципу равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителя с учениками, принципу предоставления права ребенку на самостоятельное действие, принципу стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей. В результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Проектом можно назвать работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или биологии с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
География и биология - предметы естественного цикла благоприятные, с одной стороны для тематической интеграции, с другой для использования проектных технологий обучения. Подготовка и реализация совместных проектов по географии и биологии нами проводится в рамках реализации методической работы нашей школы по теме «Внедрение проектных и исследовательских технологий в учебно-воспитательный процесс». Цель работы: создание условий для внедрения проектной и исследовательской технологий с учетом личностно-ориентированного обучения. В 2012 году в нашей школе будет проводиться V школьный фестиваль презентаций ученических проектов. На фестивалях прошлых лет по нашим предметам обучающиеся представляли межпредметные проекты «Природные источники углеводородов», «Природные ресурсы Волго-Ахтубинской поймы», «У мусора есть дом». В 2011-2012 учебном году с обучающимися 11 классов мы подготовили проект «Особенности инфраструктуры в районе МБОУ СОШ №10». Ведущая роль во всех проектах принадлежит экологическому компоненту содержания школьного образования. Оно не сводится к приобретению учащимися предметно-аналитических знаний о природе, а способствует формированию у них экологизированного сознания, которое определяет поведенческие реакции человека. Доминанта экологического образования уступает место эмоциональной и духовно-нравственной составляющей знаний о природе как личностно значимом друге.
Достоинствами проектной деятельности являются:
- создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности
-развитие своих универсальных умений.
-повышение мотивации изучения предметов;
-реализация комплексного восприятия учебных предметов;
- умения принимать самостоятельные решения.
При подготовке совместных проектов в разные годы мы организовывали разновозрастные группы обучающихся, привлекали старшеклассников к работе с учениками младших классов. Это еще один аспект интеграции, связанный с процессом пополнения знаний, приобретаемых учащимися. Организованные в рамках проектной деятельности мероприятия были направлены на развитие творческих начал в ребенке, стимулировали его природную любознательность, способствовали активизации познавательных усилий, побуждали узнавать что-либо новое. Заученные, готовые, не пропущенные через личность знания остаются чужими для школьника даже в том случае, когда поняты им. Полученные в ходе ознакомления с процессом научного познания, они становятся личностной ценностью. На первый план выходит взаимодействие жизненного опыта ребенка и научного знания. Мы организовывали экскурсии в Зоологический музей ВГПУ, видеоэкскурсии по Волго-Ахтубинской пойме, проведение акций «Чистая зона», «Экологический десант». Малыши активно принимали участие в конкурсах рисунков и плакатов на экологические темы, старшеклассники совместно со студентами ВолГУ выезжали оценивать состояние городской свалки в городе Волжском, проводили оценку захламленности улиц города. Работа в этом направлении в данном учебном году приобрела позитивный деятельностный подход. Реализуя проект про инфраструктуру, мы приняли участие в операциях СЮН «Посади дерево» и «Город-сад», в работе городской олимпиады по школьному краеведению, где в общем зачете заняли второе место и были приглашены во второй раз для участия в областной олимпиаде.
Вся работа была направлена на социализацию обучающихся в образовательном пространстве школы и города, на развитие умений реализовывать свой научный потенциал, представлять образовательное учреждение на городском и областном уровне. Погружаясь в проектные технологии обучения ты, как учитель, и твои ученики осваиваешь новые грани информационно-коммуникационных технологий. В этом году мы с ребятами впервые приняли участие в конкурсе видеоклипов экологической тематики. Процесс создания видеоклипа «Зимний Волжский» был одинаково интересен педагогам и обучающимся. Ребята сделали и обработали фотографии в программе Photoshop, работали с программой с Windows Movie Maker, Sony Vegas, записывали звук, подбирали музыку.
Таким образом, проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе формируют рефлексивные и коммуникативные умения, навыки оценочной самостоятельности, поисковые (исследовательские) способности у обучающихся. Интегративные знания, полученные при подготовке межпредметных проектов по географии и биологии, способствуют самоопределению и самореализации личности школьника, служат основой для её дальнейшего развития.
Категория: Биология | Добавил: uchitel1 (03.03.2013) | Автор: Исаева Наталья Васильевна E
Просмотров: 1654 | Комментарии: 1 | Теги: проектные технологии., география, интеграция, Биология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 IrinaApatit  
Уважаемые  Наталья Васильевна и Наталья Викторовна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Конференции.  
Технический эксперт Мухина Ирина Анатольевна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]