Пятница, 26.04.2024, 11:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Работоспособность, утомление, усталость и переутомление школьников
Цель: раскрыть понятия работоспособность, утомление, переутомление, выявить причины.
Основной задачей здоровье сберегающей педагогики или школьной гигиены является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечивали высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления. И прежде чем говорить о конкретных мероприятиях, направленных на решение данной задачи, нужно познакомиться с тем, а что же кроется за этими понятиями – работоспособность, утомление, переутомление.
Причин ранней усталости может быть довольно много: человек голоден, не выспался, или заболевает, или еще не полностью оправился после болезни. Педагогические наблюдения показывают, что довольно часто у школьников ранняя усталость возникает как следствие отсутствия привычки к систематическому труду
Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Как известно, экзамен – не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. В то же время среди медиков существует точка зрения, что до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены здоровья детям отнюдь не прибавляют, а даже наоборот.
Внешние признаки утомления школьников: прежде всего происходит ослабление активного торможения. Затем следует вторая фаза – ослабление процессов возбуждения.
Под работоспособностью понимают способность человека развивать максимум энергии, и экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно. Состояние утомления характеризуется вызванным работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъективном ощущении усталости. Биологическая роль утомления чрезвычайно высока – она имеет защитную функцию, предохраняя организм от истощения, при слишком длительной или слишком напряженной работе.
Переутомление – это уже длительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающее нарушением длительности систем жизнеобеспечения.
Я провела тепинг – тест среди учащихся 10-ого класса.(10 б). И получила такие результаты: среди 17 тестируемых человек, только у 4-х степень утомления не настала и сохранилась работоспособность; у 7-ми человек – степень утомления уже наступила; а у 6-ти оставшихся – выявлено выраженное утомление. Сразу видно, что это далеко не положительный результат, а даже наоборот.

Советы:
Уроки в школе - уже достаточная нагрузка для младшего школьника, поэтому нужно, чтобы после занятий ребенок как следует отдыхал .Переутомление чревато физическими и психическими расстройствами .Усталость может быть симптомом многих заболеваний, включая инфекции, грипп или простуду, хронически заложенный нос, аллергию, гипофункцию щитовидной железы, анемию, глистную инвазию или депрессию.
Также одним из факторов переутомления ребенка могут быть чрезмерные занятия или игра за компьютером . С особой осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить эти отклонения.
Многие дети, особенно девочки начинают соблюдать диету уже в раннем возрасте, и недостаток калорий может заставить ребенка чувствовать себя усталым. Но нужно объяснить ребенку, что ему нужно много питательных веществ и указать на пищу, которую следует выбрать. Если ребенок кажется слишком обеспокоенным своим весом или настаивает на соблюдении диеты, организуйте встречу ребенка с врачом.
Таким образом, нами рассмотрены основные компоненты первого направления работы по сохранению и укреплению физического здоровья школьников: такая организация труда и отдыха учащихся в школе и дома, которая позволит решить главную задачу здоровье сберегающей педагогики – сохранить высокую работоспособность, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Мне кажется, детям надо давать больше свободного времени, и не делать больших нагрузок.
Категория: Биология | Добавил: poombiol (18.12.2012) | Автор: Ольга E
Просмотров: 4528 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]