Воскресенье, 23.06.2024, 20:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Разработка урока с применением ИКТ «Класс Пресмыкающиеся .Особенности внешнего строения рептилий, связанные с наземным образом жизни»
1. Тип урока. Комбинированный
2. Задачи урока: Рассмотреть особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания
3. Цели урока.

Образовательные:
Выявить особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными.
Выявить особенности внешнего строения рептилий, связанные с
водным образом жизни
Развивающие:
Продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом по теме ( энциклопедиями, статьями, интернет ресурсами), выделять главный материал из источников разного вида , анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группах. Получение навыков ораторского искусства. Развитие навыков: наблюдения, сравнения обобщения и формулирования доказательств и выводов.
Воспитательные:
Формировать у школьников материалистическое представления о научной картине мира
Воспитывать бережное отношение к животным.
Расширение кругозора и познавательного интереса,.
корректного отношения друг к другу.

4. Краткое описание хода урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Рефлексия.
Заключение учителя, оценки за урок
Домашнее задание

5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
Знания: Классификация Пресмыкающихся, приспособления рептилий во внешнем строении к разным условиям внешней среды. Познакомятся с разнообразием пресмыкающихся в природе

Подробный конспект урока.
(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Организационная информация
Тема урока 1. «Класс Пресмыкающиеся .Особенности внешнего строения рептилий, связанные с наземным образом жизни»

Предмет биология
Класс 7
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Зайцева Светлана Юрьевна
Образовательное учреждение ГБОУ СОШ №1350
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Россия
Республика/край
Город/поселение Москва
Методическая информация Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия) комбинированный
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные:
Выявить особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными.
Выявить особенности внешнего строения рептилий, связанные с
водным образом жизни
Развивающие:
Продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом по теме ( энциклопедиями, статьями, интернет ресурсами), выделять главный материал из источников разного вида , анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группах. Получение навыков ораторского искусства. Развитие навыков: наблюдения, сравнения обобщения и формулирования доказательств и выводов.
Воспитательные:
Формировать у школьников материалистическое представления о научной картине мира

Воспитывать бережное отношение к животным.
Расширение кругозора и познавательного интереса,, корректного отношения друг к другу.

Задачи урока (мероприятия, занятия) Рассмотреть особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания

Используемые педагогические технологии, методы и приемы Критическое мышление, работа в группах, биоэтика
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 2 спаренных урока
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Знания: Классификация Пресмыкающихся, приспособления рептилий во внешнем строении к разным условиям внешней среды. Познакомятся с разнообразием пресмыкающихся в природе .
Умения и навыки: обобщать, анализировать, систематизировать информацию составлять емкие короткие предложения ; работать в группе; находить информацию в текстовых и интернет источниках . Разовьют умение делать минипроекты и презентации к уроку по заданной теме . Дети научатся лучше слушать и слышать друг друга, приобретут навык ораторского искусства.
Развитие навыков: наблюдения, сравнения обобщения и формулирования доказательств и выводов
Необходимое оборудование и материалы Экран, компьютер , проектор,
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) таблицы«Особенности внешнего строения пресмыкающихся, дидактические материалы по зоологии
Список учебной и дополнительной литературы 1. Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я., Даревский И.С., Орлов Н.Л. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России. М.: ABF, 1998. 576 с.
2. Банников А.Г., Даревский И.С. и др. 1977. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. М.: Изд. Просвещение, 414 с.
3. Беляков Е. «365 развивающих игр» издательство Айрис пресс , Москва, 1999
4. Емельянов А.А. 1934. Фауна амфибий и рептилий р.Судзухе. "Вестник ДВ филиала АН СССР", Владивосток, № 9, с. 125-135.
5. Коротков Ю.М. 1985. Наземные пресмыкающиеся Дальнего Востока СССР. Владивосток, 135 с.
6. А.И. Никишов «Биология в таблицах, рисунках и схемах»
7. Сундуков Ю.Н., Лаптев А.А. Земноводные и пресмыкающиеся // Кадастр наземных позвоночных животных Лазовского заповедника. Владивосток: Дальнаука. 1995. С. 7-9.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников. Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
Мотивация учащихся Показываю свою презентацию
ВЫЗОВ
(Слайд №1) 1. О каких животных идёт речь в тексте, приведённом на слайде?
Это животное напоминает дракона, длина его 3 метра, обитает на острове Комодо. Большой хвост, когтистые лапы, почти до 40 см большая голова, пасть, со множеством зубов. Туловище покрыто мелкой чешуей. Изо рта высовывается длинный язык ярко оранжевого цвета. Из засады нападает на многих диких животных, например обезьян, таскает из деревень кур, кошек .После еды спит , часа два - и опять –ищет добычу ! (Ящерица – гигант). Рисунок на слайде.
2. Обратите внимание на длину тела животного, что происходит в момент движения с телом ящерицы ? (Тело ее влачится по земле, соприкасается с землёй. Животных, сходных по строению, живущих в сходной среде, тело у большинства соприкасается с Землей относят к одному классу– Пресмыкающиеся).
3. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Слайд №2 (Фото разных видов пресмыкающихся)Отвечают дети - Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Правильно. Цель нашего урока познакомиться с этим классом животных поближе. Рассмотреть особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи со средой их обитания. Запишите в тетрадях тему урока ( она на доске)
Мотивация
Как вы думаете, для чего нам необходимо знать об этой группе животных?
Ответы учеников ( чтобы знать как общаться с этими животными, какие меры безопасности соблюдать при встрече с ними, как сохранить эти виды, как использовать рептилий в своей жизни)

Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор.
Общее задание для класса на урок.
На прошлом уроке мы образовали группы, и у каждой группы было свое домашнее задание по материалам учебника и электронным энциклопедиям, материалами ИКТ по теме «Класс Пресмыкающиеся» . В течение урока мы его проверим. С презентациями ( по заданным темам) от групп выступят капитаны.
У всех на столах лежит по 1 оценочному листочку, чтобы зафиксировать результаты своей работы на уроке и работы группы. На нём вы должны заполнить таблицу по материалам урока и оценить :
• Свою работу на уроке
• Дать Оценку группы
• Оценку учителя
• Написать итоговый синквейн
И в конце урока вы эти листочки мне сдадите. Проанализировав ваши записи и выступления групп, индивидуальные выступления , я на следующем уроке объявлю вам оценки за сегодняшний урок . Часть самых активных ребят будут оценены на сегодняшнем уроке.

Учитель Когда-то, считают ученые , на Земле обитало 16 отрядов Пресмыкающихся , известных по ископаемым остаткам. Только четыре отряда дожили до настоящего времени.
Сейчас класс Пресмыкающихся немногочислен, включает около 6000 видов и подразделяется на 4 отряда: (Слайд №2) – Классификация пресмыкающихся
Чешуйчатые (подотряды: ящерицы, змеи, хамелеоны)
Черепахи
Крокодилы
Клювоголовые ( один вид - гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии).

Раздел зоологии , изучающий пресмыкающихся называется герпетология. (Слайд №3)
Как вы думаете, как называют специалиста, изучающего рептилий? (Герпетолог)
Сегодня на урок мы пригласили герпетологов которые расскажут нам об этих удивительных животных. Выступление детей (капитанов групп) с сообщениями.
После выступлений ребята из других групп могут задать уточняющие вопросы

Проверка домашнего задания (отвечают капитаны групп -одаренные дети ) 1 группа Особенности отряды Чешуйчатые –ПРЕЗЕНТАЦИЯ
2 группа Особенности отряда Черепахи- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
3 группа Особенности отряда Крокодилы – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
4 группа – Особенности отряда Клювоголовые (один вид - гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии)- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
уточняющие вопросы задают ребята из других групп

Дети заполняют таблицу на выданных листочках Признаки Отряд черепахи Отряд крокодилы
1 покровы тела Костно – роговой панцирь из спинного и брюшного щитов у сухопутных черепах Крупные роговые щитки с подстилкой из костных пластин
2 строение конечностей У морских черепах преобразованы в ласты Между пальцами задних ног – плавательные перепонки
3 зубы Зубов нет. Челюсти покрыты роговым чехлом с режущим краем Крупные, конические. Каждый зуб в отдельной челюстной ячейке.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
УЧИТЕЛЬ (рассказ учителя, показ презентации учителем по новой теме и беседа по теме с учениками)
а) климатические зоны?
б) среды обитания?
Ребята, в каких климатических зонах живут рептилии? Какие условия необходимы для жизни в этих зонах? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к текстовому материалу лежащему на ваших столах (широко распространены., для жизни необходимо тепло, так как непостоянная температура тела).
В какой среде как правило обитают рептилии ? (Пресмыкающиеся, как правило, являются сухопутными животными, т.к. ведут наземный образ жизни). В каких еще средах их можно встретить? Какие приспособления для жизни в этих средах у них есть?

В) особенности строения кожи, покрытий у разных групп?
Г) Что такое линька, особенности ее протекания у рептилий?
Д) органы чувств? ( Слайд №5) Кожа пресмыкающмихся. Разные виды покрытия.
Самая главная проблема, связанная с жизнью на суше, проблема высыхания. Как рептилии защитили своё тело от повреждений, сухого воздуха и солнечных лучей? обратимся к материалу приложения п.3.( Кожа пресмыкающихся сухая, практически не имеет желез, покрыта роговыми чешуями).
(Слайд №5- Линька змеи)
Что такое линька и какое значение в жизни животного она имеет? обратимся к материалу приложения п.4.(Рост происходит во время линьки)
Какие особенности имеют органы чувств у разных отрядов Пресмыкающихся
Органы зрения Пресмыкающихся приспособлены к жизни животного в воздушной среде. Глаз имеет наружное веко и мигательной перепонкой. У змей веки срастаются, образуя прозрачную оболочку. У ночных видов глаза обычно увеличены и имеют вертикальный зрачок. Слезные железы предохраняют глаз от высыхания. Аккомодация глаз осуществляется изменением кривизны хрусталика и его перемещением Видят они . в больщей степени в желто-оранжевой части спектра
У некоторых змей и питонов есть терморецепторы и даже термолокаторы – органы термического чувства для поиска добычи
Орган слуха - среднее ухо с барабанной перепонкой и одной слуховой косточкой стремечком ( усиливает звуки в воздушной среде)
Хеморецепторы
Органы обоняния – ноздри
Якобсонов орган восптинимает запах пищи во рту
Органы осязания
Пахучие железы ( метят территорию)
Закрепление знаний Сегодня мы раскрыли образ жизни и особенности внешнего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания. Вспомним:
Каких позвоночных животных относят к пресмыкающимся?
Слайд №6
На какие отряды делят пресмыкающихся?
Слайд № 7
На какие подотряды делят отряд чешуйчатые?
Слайд №8
Отгадайте Загадки
Разгадав загадку, необходимо отгадать название животного соотнести животное к нужной группе:
Бугорками на спине
отпугнет любого.
Но животное полезно!
Не найдешь такого! (ЖАБА - амфибия)
Слайд №9
1.
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет (черепаха)
Слайд №10
По реке плывёт бревно –
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит……(крокодил)
Слайд №11
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка
Попадут в ловушку.
И комар, и мушка. (ЛЯГУШКА - амфибия)
Слайд №12
Бегает среди камней
Не угонишься за ней
Ухватился за хвост. Но – ах, удрала,
А хвост в руках оставила. (ЯЩЕРИЦА -)

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Отгадывание кроссвордов
Написание итогового синквейна Предварительно мы разделились на группы, 5, 6, 7 группы дома используя материал домашнего задания подготовили кроссворды для других групп по теме. Пожалуйста, получите кроссворды для проверки задания по пройденной теме , на его решение даю вам 5 минут..
Примеры вопросов кроссвордов:
1. 6 группа: От каких животных произошли е пресмыкающиеся? Котилозавров
2. Как называется самый многочисленный отряд пресмыкающихся? Чешуйчатые
3. Какие животные вылезают из кожи? Змеи
4. На каких островах Новой Зеландии уцелели древние пресмыкающиеся, родственники которых вымерли? Гаттерии
5. Какое вещество получают от змей и используют в медицине? Яд

Заключение учителя Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников ( наиболее активных) и выставление отметок

Домашнее задание (если это необходимо на уроке) Домашнее задание по силам:
Одаренные индивидуальные проекты ( Рептилии книги Гинеса, Редкие и исчезающие рептилии…)
Для остальных п.40, 41 усно ответить на вопросы в конце параграфа №1- 4
Дополнительная необходимая информация
Ссылки на использованные интернет-ресурсы http://www.ecosystema.ru/08nature/rept/m11.htm
http://reptile.spb.su/index/vidyobrazzhizni/

В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использование ИКТ помогает лучше установить психологический контакт с детьми . Создать благоприятную психологической обстановку на уроке.
Позволяет повысить внимание учащихся и вызвать учебную мотивацию , используя демонстрацию слайдов презентации учителя
Повышает наглядность и доступность изложения материала .
Повышает интерес к предмету за счёт новой формы представления материала.
Позволяет усваивать учащимся больший объем учебного материала за один урок ,приобщает ребят к использованию информационных технологий. Происходит формирование новых компетентностей учащихся.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Следующая тема урока «Особенности внутреннего строения пресмыкающихся» ее логично связывать с особенностями внешнего строения и приспособления данной группы животных со средой обитания и климатическими условиями.
Другое

Приложение 4
Описание мультимедийных компонентов проекта
(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Автор/ы проекта (ФИО) Зайцева Светлана Юрьевна
Должность (с указанием преподаваемого предмета) Учитель биологии
Образовательное учреждение ГБОУСОШ №1350
Название проекта
Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux) Windows,

Форма (презентация, тест и т.п.) Использовала графические материалы, текст, фотографии
Размер ресурса (мегабайт) 2 МБ
Технические данные
(компьютер, интерактивная доска и другие.) Компьютер проектор
Учебный предмет биология
Класс 7
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс А.И. Никишов Государственная программа для общеобразовательных учтеждений издательство ВЛАДОС,М., 2005 год
Название темы или раздела учебного курса Тема: Класс Пресмыкающиеся
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) doc
Вид ресурса
(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) Презентация, текстовый документ
Образовательный тип
(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие) Учебный текст урока
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал Microsoft Offic
Цели, задачи дидактического материала Использование разнообразного дидактического материала для более глубокого и наглядного изучения темы
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) Дидактический материал по зоологии: Пособие для учителей биологии / Никишов А. И., Теремов А. В. ; Ассоц. –Дидактический материал по зоологии: Пособие для учителей и учащихся по биологии/ Никишов Александр Иванович, Теремов Александр Валентинович; Ассоц.учителей биологии. М.: РАУБ; Цитадель, 1997. использовались учителем для разработки урока . Оценочные листы с учебными текстами- помогли учителю организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и быстро определить уровень полученных ими знаний в урочное и внеурочное время по теме урока. Презентация учителя с текстовыми заданиями – помогла в организации раскрытия темы, повысила познавательный интерес учащихся
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) Фото, графические изображения, текстовый дидактический материал, презентация с текстовым материалом, фото и рисунки Пресмыкающихся
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) 1. И.С., Орлов Н.Л. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России. М.: ABF, 1998. 576 с.
2. Банников А.Г., Даревский И.С. и др. 1977. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. М.: Изд. Просвещение, 414 с.
3. Беляков Е. «365 развивающих игр» издательство Айрис пресс , Москва, 1999
4. Емельянов А.А. 1934. Фауна амфибий и рептилий р.Судзухе. "Вестник ДВ филиала АН СССР", Владивосток, № 9, с. 125-135.
5. Коротков Ю.М. 1985. Наземные пресмыкающиеся Дальнего Востока СССР. Владивосток, 135 с.
6. А.И. Никишов «Биология в таблицах, рисунках и схемах»
7. Сундуков Ю.Н., Лаптев А.А. Земноводные и пресмыкающиеся // Кадастр наземных позвоночных животных Лазовского заповедника. Владивосток: Дальнаука. 1995. С. 7-9.
http://www.ecosystema.ru/08nature/rept/m11.htm
http://reptile.spb.su/index/vidyobrazzhizni/

Возможности использования дидактического материала:
- педагогом на уроке (указать этапы урока);
- учащимися ВЫЗОВ .Мотивация –
Использование материала презентации учителя
Изучение нового материала, Закрепление материала , Итог урока– презентация.
Оценочные листы с учебными текстами- помогли учителю организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и быстро определить уровень полученных ими знаний в урочное и внеурочное время по теме урока. Презентация учителя с текстовыми заданиями – помогла в организации раскрытия темы, повысила познавательный интерес учащихся
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений ИКТ на уроке нельзя по нормам Санпина в 7 классе использовать более 15--20 минут. Вообще для эффективной работы на уроке необходима смена деятельности.
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.
Мультимедиа компонент применялся в структуре урока на разных стадиях
Вызова
Объяснении нового материала
Закреплении материала
Категория: Биология | Добавил: Zaytseva (01.11.2011) | Автор: ES_BIO_Zaytseva_S._Y._Konkurs_MM4__ E
Просмотров: 12615 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.4/5
Всего комментариев: 1
1 артур  
КЛАССНО

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]