Среда, 24.04.2024, 01:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Развитие организма человека
Тема: «Развитие организма человека»
Цели:
1. Обобщить знания учащихся о типах размножения организмов, особенностях полового размножения, сущности оплодотворения, познакомить со строением и функциями половых желез человека, гигиеной беременности, сформировать знания о развитии зародыша.
2. Разъяснить школьникам как происходит развитие зародыша и плода, что такое беременность и роды.
Урок «1,2»
Оборудование: модели зародышей позвоночных, таблицы.
Проблемные вопросы:
 в чём преимущество полового размножения над бесполым?
 о чём свидетельствуют черты сходства зародышей позвоночных животных на ранних стадиях их развития?
Основное содержание:
1. Размножение-способность живых организмов воспроизводить себе подобных.
2. Бесполое и половое размножение.
3. Особенности полового размножения, его значение.
4. Функции половых желез. Половые клетки.
5. Оплодотворение. Его биологическая сущность, значение в повышении жизнеспособности нового организма.
6. Развитие зародыша. Дробление яйцеклетки, образование многоклеточного зародыша. Формирование зародышевых оболочек. Стадии развития зародыша.
7. Развитие пола.
8. Роды.
Действующие лица:
 Учитель;
 Яйцеклетка;
 Сперматозоид;
 Зигота;
 Одномесячный зародыш;
 Второй месяц развития; новорожденный.

Задание на дом:
Подготовить сочинения по темам:
«Я - долгожданный ребёнок»,
«Дневник желанного, но не рождённого ребёнка»,
«Воспоминания ребёнка, которого никто не ждал»,
«Я так хотел жить!», и другие.
Размножение (воспроизведение себе подобных) – общее свойство организма, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
Функцию воспроизведения у человека выполняют органы размножения, деятельность которых находится под контролем нервной системы и желез внутренней секреции.
К половым органам относятся половые железы или гонады (семенники у мужчин и яичники у женщин), половые протоки (у - женщин яйцеводы, образующие расширения - матку и влагалище, у мужчин – семявыводящие и семяизвергающие протоки. Имеющие придаточные железы), и наружные половые органы. В женских половых органах (яичниках) происходит рост и созревание женских половых клеток – яйцеклеток.
Яичники – парные органы, расположенные в полсти малого таза. Снаружи он покрыт оболочкой, состоящей из соединительной ткани, выстланный на поверхности эпителием.
В основе яичника содержатся фолликулы – полости, образованные однослойным эпителием и содержащие зачаточную яйцеклетку.
В центре фолликулы проходят нервы и кровеносные сосуды. В период полового созревания происходит рост фолликулы и созревание яйцеклеток. Созревшие фолликулы лопаются и выделяют яйцеклетки.

Яйцеклетка.
(рассказ ученицы.)
Давайте познакомимся. Меня зовут яйцеклеткой. Я одна из самых важных клеток в организме женщины. Я являюсь высокоспециализированной половой клеткой, содержащей огромный запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша. Как правило, яйцеклетки гораздо крупнее других клеток организма. Это неспроста, ведь из нас получаются зародыши, а потом и детишки. Я окружена плотной оболочкой, которая выполняет защитные функции.
Мы – яйцеклетки образуемся в яичниках. Я могу рассказать Вам, как это происходит. Это связанно с циклическими изменениями. Происходящими в женском организме, т.е. с менструальным циклом женщины. Менструальный цикл имеет продолжительность 26-30 дней. Мы – яйцеклетки образуемся из фолликулов. К периоду половой зрелости из 400000 – 500000 первичных фолликулов остаются 35000 – 40000, остальные подвергаются обратному развитию. Процесс созревания фолликула занимает первую половину менструального цикла. Я увеличивалась в размере в 5-6 раз, на моей поверхности образовалась прозрачная оболочка, а в цитоплазме происходили сложные изменения. Окончательно же я созрела после двукратного деления (мейоза). Первое деление – созревательное. При нём образуются две неравные клетки. Основная, большая клетка осталась на месте, а маленькая (первое полярное тельце) – выбросилась. Вскоре произошло второе деление, при котором из клетки удалилась половина хромосома (образующие второе полярное тельце, выбросилась из меня – зрелой клетки) и, наконец, после второго деления я стала зрелой и пригодной для оплодотворения.
Хочу также заметить, что по мере созревания фолликула развивается в его соединительно-тканной оболочке. В ней образуется и наружная, содержащая более крупные сосуды.
Овуляцией называют процесс разрыва зрелого фолликула и выхода из его полости созревшей яйцеклетки, т.е. меня. Овуляция происходит обычно в середине менструального цикла и является наиболее благоприятным периодом для оплодотворения. Я не могу не упомянуть, что кроме меня на месте разорвавшейся фолликулы образуется очень важная железа внутренней секреции – жёлтое тело, которое функционирует в течение второй половины менструального цикла. Если беременность не наступает, жёлтое тело погибает. Функциональный слой эндометрия, достигшей фазы секреции отторгается, появляется менструация. После этого возникает новая волна циклических изменений в женском организме.
Но может произойти и оплодотворение. Сейчас я расскажу Вам об этом. Благодаря согласованному поведению мужчины и женщины происходит оплодотворение. Мужские половые клетки – сперматозоиды поступают в женский организм. Вот они подплывают ко мне – множество головастиков – сперматозоидов, но только один из них может слиться со мной. И сразу мои оболочки приобретают свойства, препятствующие проникновению других сперматозоидов. И я готовлюсь к делению. Приятно осознавать, что даёшь начало новой жизни человека.
И так, рассказала о себе яйцеклетка.
Ну, чтобы произошло оплодотворение нам нужно выслушать и
СПЕРМАТОЗОИД.
Для начала я представлюсь и расскажу о себе. Я – мужская половая клетка, участвующая в размножении, т.е. сперматозоид. У меня есть голова, шейка и хвостик, с помощью которого я могу передвигаться. Появляюсь на свет, расту, и некоторое время живу вместе с миллионами моих братьев в семенных канальцах. Мы, сперматозоиды, в размерах очень малы (по сравнению с женской половой клеткой). До своего полного созревания мы находимся в яичниках.
Я и мои братья – «головастики» (в отличие от неподвижной и неуклюжей яйцеклетки) способны передвигаться (мы с хвостиками).
И процесс, о котором я Вам расскажу сейчас, называется «оплодотворением» и наша цель достигнуть женской половой клетки, чтобы слиться с ней и дать начало новому организму.
А теперь я постараюсь подробно описать мой путь из яичек к яйцеклетке (хотя, пройти мне было дано путь всего однажды, но я был очень внимательным).
Все канальцы яичка открываются в канал придатка. Из канала придатка мы всей толпой попадаем в семявыводящий проток, затем поднимаемся к верху и перемещаемся в семенной канатик, двигаемся через паховый канал (когда плывёшь интересно смотреть на стенки туннеля!). И создаётся такое впечатление, что это аттракционы, и мы тут развлекаемся, а не выполняем жизненноважное задание. И так по семявыводящему протоку с ветерком спускаемся вниз назад по боковой стенке таза, проходим под дном мочевого пузыря и попадаем в более просторный туннель. Здесь я и мои братья вертимся в небольшом круговороте, так как семенные пузырьки выделяют секрет, которые соединяясь с нами, головастиками, образуют сперму (получается бело-жёлтая вязкая жидкость). Затем наш туннель проходит через толщу предстательной железы (простату), и мы, в конце концов, попадаем в мочеиспускательный канал. Здесь начинается самая важная и опасная часть путешествия. Мне немного страшно, потому, что я узнал что до яйцеклетки смогут добраться всего несколько из нас, и поэтому я буду очень стараться. Теперь мы в чужом организме, совершенно незнакомом для нас, и поэтому я буду очень стараться. Мы оказались в просторном туннеле, и я думаю не растеряться. Ну вот, началось! Как я и предполагал всё совершенно наоборот: многие начали расплываться в разные стороны. Ну, ладно, плывём дальше. Хотя путь здесь и не такой уж длинный, но силы свои мы теряем. Вот ещё несколько отстало. Пока, братишки! По дороге теряются и падают многие. Теперь они не принесут никакой пользы. Жаль их, но нужно двигаться дальше. Прошло ещё немного времени, теперь нас осталось всего несколько десятков. Но я вижу её! Яйцеклетка – вот она! Я кричу нашим, чтобы плыли за мной, но они почему-то медлят. С неимоверными усилиями я подплываю к этой громадине и прыгаю в неё!
Такое облегчение – я сливаюсь с ней, теперь начинается величайшее в мире таинство – «строительство» нового неповторимого организма! Оплодотворение происходит в яйцеводе. Затем оплодотворение. Затем оплодотворённая яйцеклетка (зигота) опускается по маточной трубке в матку.

РАССКАЗ ЗИГОТЫ О СЕБЕ.
Привет, я зигота. Вряд ли Вы знаете из чего я образуюсь, и кто вырастает из меня. Ну так вот.
Оплодотворённая яйцеклетка называется ЗИГОТОЙ. Затем я прохожу, стадии анафазы и телофазы и завершаю своё первое митотическое деление. Следующим за этим этап цитогинеза приводит к тому, что из меня образуется две дочерние клетки.. А когда я продвигаюсь по фоллопиевым трубам в матку, начинаю дробиться, образуя комочек из клеток-морулу, но дробление не приводит к увеличению размеров морулы. Я дроблюсь, у меня стадия бластомеры, в дальнейшем бластомеры располагаются по периферии образуя стенки вокруг центральной полости – бластоцели, наполненной жидкостью из яйцевода. Наружный слой бластомеры называется трофобластом, в одном участке дифференцируется, образуя клеточную массу. Эта стадия наступает во мне спустя 4-5 дней после овуляции и это называется бластоцистой. Бластоциста попадает в матку и находится там в течении двух дней.
Мои клетки (трофобласта) вступают в контакт с клетками матки. И мои клеточки трофобласта размножаются, получая питательные вещества от моей мамы эндометрия. После овуляции бластоциста погружаются в стенку матки, где удобно располагается между клетками эндометрия. Этот процесс называется имплантацией. Мои клетки трофобласта дифференцируются на два слоя: из клеток наружного слоя образуются ворсинки, которые врастают в эндометрий. Мы с мамой единое целое. Участки эндометрия между ворсинками, образующие полости называются лакунами. На ранних стадиях развития бластоцисты между моими клетками и материнской кровью происходит обмен через ворсинки. На более поздних стадиях эту функцию выполняет плацента. Ну вот вроде бы и всё, мы познакомились и Вы узнали кто я.
ОДНОМЕСЯЧНЫЙ ЗАРОДЫШ.
Вот и прошёл целый месяц со дня моего развития. Длина моего тела составляет 1 сантиметр. Я могу Вам рассказать мою 4-х недельную жизнь.
Моя мама беременна. Зигота начала дробиться на бластомеры. Появился целый комплекс бластомеров – это я. По научному меня называют морула, и я напоминаю тутовую ягоду. Образовались два вида бластомеров: одни крупные и тёмные, другие светлые и мелкие. Чуть позже из первых образовались мои клетки, а из вторых сформировалась моя питающая оболочка – трофобласт. В период дробления почти пять дней я передвигался по направлению к полости матки. Достигнув своей цели я превратился в бластоцисту и начал внедряться в слизистую оболочку матки. Этот процесс называют имплантацией. Он протекает: 24 часа я погрузился в слизистую оболочку больше чем на половину; а за 40 часов – полностью. Затем отверстие (где я проходил) заросло и имплантация завершилась. Следует заметить, что слизистая оболочка к моменту имплантации находилась в стаи секреции; она содержала все вещества, которые были необходимы для моего питания. А многое уже рассказала зигота. Только вот ещё обо мне в одном сегменте бластоцисты образовалось скопление клеток, где выделяются два узелка: эктобласт и энтобласт. Эти клетки преобразуют зачаток зародыша, то есть меня. И постепенно я уже состою из трёх зародышевых лепестков: эктодермы, мезодермы и энтодермы. Из этих трёх лепестков и образуются все мои ткани и органы.

Вот моя схема образования, где:
1. Ворсистая оболочка;
2. Экзацелом;
3. Водная оболочка;
4. Зародыш (Я);
5. Аллантоис с брюшной ножкой;
6. Желточный мешок.
Амниотический пузырёк начал быстро увеличиваться из-за накопления в нем прозрачной жидкости. Его стенка приблизилась к ворсинчатой оболочке и достигла её. И так я окружён амниотической жидкостью и тремя оболочками: материнской, ворсинчатой, водной. Полость амнеона заполняет околоплодные воды.
Они играют для меня огромную физиологическую роль:
1. Создают условия для моего свободного развития, движения.
2. Защищают от неблагоприятных внешних воздействий.
3. Участвуют в обмене веществ моего организма.
4. Предохраняют от сдавливания пуповины между мной и стенкой матки.
А ешё расскажу о плаценте: она играет очень важную роль в моём развитии: с её помощью происходит моё дыхание, питание и выведение продуктов обмена. Плацента это мои лёгкие, органы пищеварения почки и другие органы.
С третьей недели у меня начали образовываться зачатки органов и систем: зачатки нервной трубки, мозговые пузырьки и другое. У меня уже есть зачатки гипофиза, надпочечников, щитовидной, поджелудочной и других желёз.
Ну вот я и рассказала вам о моих особенностях жизни. Я думаю, вам было интересно узнать что-то новое.
И ТАК ВТОРОЙ МЕСЯЦ.
Что же со мной происходило на втором месяце моего развития. Эмбриональный период у меня продолжался от момента оплодотворения до конца 4-го месяца беременности. В этот период образуются зачатки систем. У меня происходит формирование туловища, головы, лица, зачатков конечностей. Я приобретаю характерные для человека черты. Процесс развития в этот период весьма интенсивен. Я очень чувствительна к действию поражающих факторов: недостаток кислорода, перегреванию, алкоголю, никотину. Критический период у меня уже прошёл- это было на 3-6 неделе. Первые рефлексы у меня появляются в 7,5 недель.
В конце второго в начале третьего месяца моя длинна примерно3-3,5 см, тело уже сформировалось , зачатки конечностей(забочусь чтобы они были красивыми!), голова же у меня ровна длине туловища(ужас!) на ней зачатки глаз, носа, рта. Начинают формироваться половые органы. Вот и всё, что случилось со мной на 3-ем месяце жизни.
Поздравь меня сегодня мой день рождения! Мне исполняется целых 40 недель. Что-то тесно мне становится здесь, да и хочется пообщаться с папой. Пора отсюда выходить, а то тесно становится в животе у мамы. Будем выходить ногами. Я уже большой! И буду выходит ножками! Эй! Кто-то меня поворачивает головой к выходу? Ну вот, придётся выходить головой, им в конце концов виднее! Я нахожусь в плодном пузыре, который заполнен не только мной , но и околоплодными водами. У мамы с папой я первый ребёнок, раскрытие шейки матки происходит долго Вот раскрывается. Края зева стали очень тонкими. Зев уже может пропустить мою головку и туловище. Моя голова начинает проходить через таз. Плодный пузырь ,лопнул, воды отошли. Теперь буду продвигаться через родовые пути. Ах, как мне уже не терпится выйти и вздохнуть свежего воздуха. Схватки у мамочки стали сильнее, да ещё и потуги присоединились. На меня со всех сторон давит. Это хорошо, мой позвоночник начинает разгибаться. Ручки плотнее прижались к туловищу( я маме помогаю!), мои плечики поднялись к головке. Я уже начинаю выходить, правда потихоньку, поступательными движениями. Встречайте! Я почти выбрался помощью моей любимой мамочки! Акушерка начинает меня осторожно вытаскивать. Ура! Я на свободе! Я так рад, что даже прослезился. А вон моя мама тоже рада моему появлению. Ой, какой я грязный. Мне только перевязали пуповину и вымыли. Какой я стал чистый! Меня завернул в чистые пелёнки, теперь не стыдно папе показаться.
Категория: Биология | Добавил: poombiol (18.12.2012) | Автор: Ольга E
Просмотров: 1600 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]