Роль проектной деятельности обучающихся на уроках биологии через НОУ
Стратегическая цель образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, самосовершенствовании. И самореализации. Дополнительное образование детей по своему содержанию призвано решать эти задачи. Цель: - использование биолого-экологического потенциала внеурочных и внешкольных занятий; - использование активных методов в обучении проблемного и развивающего характера в организации биолого-экологической деятельности школьников; - органическое введение в учебно-воспитательный процесс, не нарушая логики, экологического образования – есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи. Проект – это специально создаваемое образовательное пространство, в котором учитель организует, а учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
Алгоритм деятельности при выполнении проекта.
Этапы выполнения проекта Деятельность учащихся Деятельность преподавателя Организационно-подготовительный 1. Выбор проекта и его обоснование. 2. Изучение литературы по проблеме исследования. 3. Выбор и анализ конструкции. 4. Определение требований к конструкции и материалам. 5. Составление плана изготовления изделия. 6. Анализ предстоящей работы. 7. Определение критериев контроля. 8. Организация рабочего места Направляющая: -помощь в выборе проекта, конструкции изделия, оборудования и материалов; -стимулирование учебно-познавательной деятельности; - поддержание рабочей обстановки в группе; Технологический 1. Выполнение технологический операций. 2. соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, экологической культуры. Корректирующая: - наблюдение за ходом работы и ее корректировка; -стимулирование трудовой деятельности; - нормирование труда Заключительный 1. Испытание изделия в действии. 2. Анализ результатов. 3. Защита проекта. 4. Подведение итогов. Контролирующая: -контроль учебно-познавательной и трудовой деятельности; - подведение итогов и обобщение результатов
Хороший проект должен: • иметь практическую ценность; • предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований; • предполагать возможность решения актуальных проблем; • давать учащимся возможность учиться в соответствии с их способностями; • содействовать проявлению способностей учащихся при решении задач более широкого спектра.
Работа над проектом непосредственно связана с поиском и представлением необходимой информации по поставленной проблеме, поэтому без информационных технологий не обойтись:
1. Интернет. 2. Электронные пособия по биологии. 3. Навыки работы с цифровой техникой. Материалы, собранные в результате проектной деятельности, оформляются учащимися с использованием компьютерных приложений Microsoft Power Point; Front Page, Publisher. Реализация проектов в рамках учебной программы по биологии с использованием регионального компонента, позволяет учащимся познакомиться с особенностями природы родного края, учит их видеть проблемы п. Звездный, наблюдая за изменениями, происходящими в окружающей среде, выявлять экологические проблемы. Исходя из вышесказанного, можно кратко определить функции преподавателя при выполнении проекта: помощь в выборе темы для проекта; наблюдение за ходом работы и ее корректировка; оказание помощи и стимулирование учебно-познавательной и трудовой деятельности; поддержание рабочей обстановки в группе; контроль учебно-познавательной и трудовой деятельности на каждом этапе; нормирование труда школьников; анализ и обобщение работы.